Откройте любой учебник по дидактике или педагогике, и там написано, что
дидактику создал Я.А. Коменский. Ну, и про Ратке иногда написано, который жил в
то же время. Но это не так!
Дидактика появилась за 500 лет до Я.А. Коменского! И даже раньше! Узнайте
об этом в новой книге:
Хуторской А.В.
История дидактики. Инновационные системы обучения от Античности до наших дней
: учеб.-метод. пособие. — М.: Флинта, 2021. — 536 с.
Представлена эволюция дидактики в мировой и отечественной истории. Рассмотрены
38 систем обучения — от Пифагора до дистанционного обучения. Приведён перечень
150 знаменитых русских педагогов. В каждый параграф включён раздел практикума
для освоения изучаемой дидактической системы.
Почему эта книга - настольная для любого учителя?
-
38 выдающихся систем обучения, начиная от
Античности.
-
Авторы систем — великие новаторы
человечества.
-
Каждая система обучения — инновационна и
сегодня.
Дидактика существовала уже в Античности. Освещена история
дидактики в средневековой и древней Руси. Показано, что дидактика как результат
осмысления обучения существует на протяжении всей истории человеческой
цивилизации.
Журнал «Высшее образование сегодня» в рубрике БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ
опубликовал статью А.В. Хуторского «Гипотеза о первобытном происхождении
дидактики». - 2021. – №1. – С. 5-10.
Представлен анализ ключевых эпох развития дидактики. Показано ее становление как
науки в эпоху Возрождения. Охарактеризованы особенности античной и средневековой
дидактики.
Продолжение готовится! Скоро! Новая история
педагогики!
Педагогика появилась раньше человека? Начинаю писать "Историю педагогики" по
заказу издательства. Вот начало первого параграфа:
Как происходило образование древнего человека? Этот вопрос сродни вопросу – как
произошёл человек? От ответа на него во многом зависит и то, как происходило его
образование, воспитание, развитие, с помощью каких педагогических средств.
Основных теорий происхождения человека три:
1. Человека создал Бог.
2. Человек произошёл от обезьяны.
3. Человек – внеземное существо.
Если человека создал Бог, то он как минимум заложил в человеке возможность
воспроизводства («каждой твари по паре»), а также систему образования
последующих поколений с помощью предыдущих. Из данной теории следует, что
педагогика появилась раньше образования человека как божественное откровение.
По дарвинистской теории человек до всего доходит самостоятельно, в том числе к
воспитанию с помощью палки. Здесь принято считать, что из одного вида животных
может образовываться другой вид. Критики дарвинизма считают, что фактов,
подтверждающих эту гипотезу не существует.
Внеземное происхождение человека предполагает наличие в нём внеземных
педагогических возможностей и способностей. Кем и как такие способности заложены
в человека, до сих пор неясно. Но, судя по длительной и не слишком мирной
истории существования человечества, есть нечто, что не позволяет ему вымереть.
Какую теорию происхождения выбрать, зависит от мировоззрения выбирающего. С
точки зрения педагогики русского космизма вполне допустимо вселенское
происхождение человека, который с помощью Бога или других причин воплотился на
Земле. Возможно, что на его образование и воспитание повлиял животный мир
планеты, в том числе обезьяны, дельфины, динозавры и другие существа, которым
приписывают сходство с человеком не только на физическом, но и на эмоциональном,
духовном, мистическом уровнях. В любом случае педагогика, выступающая практикой
образования поколений человека, – условие существования человечества.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В.
За 500 лет до Я.А.Коменского. Новая история дидактики
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 28.05.2021 г. –
http://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.