Почему при наличии значительной критики в адрес нынешней школы, образовательная
госсистема не меняется?
Ответ в разнице между целями разных уровней и разных субъектов. Эффект
педагогической системы определяется степенью соответствия результатов
поставленным целям. Какие и у кого из субъектов образования есть цели? Для
ответа нужно определить в первую очередь заказчиков образования. По концепции
нашей научной школы их 7 групп: сам человек, его семья, род, народ (этнос),
общество и государство, человечество, Вселенная.
Так вот, из всех типов заказчиков в школе доминируют цели лишь одного типа -
чиновников, представляющих государство. Голос остальных практически не
представлен ни в программах, ни в стандартах, я уже не говорю про контроль
результатов.
Из-за нечеловекосообразных ориентиров госсистемы заметно прибавилось
"выпускников" нынешней школы. Теперь из школы уходят не только после 11 класса,
но и половина 9-классников, младших массово забирают на СО. И ничего, система-то
работает, значит выполняет цели тех, кто ею управляет.
Что делать? Всего две вещи:
1. Понять и признать наличие нескольких групп основных заказчиков образования
человека.
2. Добиться, чтобы все группы заказчиков, а не только чиновники, определяли цели
и стандарты образования, а также имели возможность проверить их достижение.
Кто является заказчиком образования человека?
Во-первых, образование необходимо самому человеку. У каждого
человека есть особое предназначение, своя миссия. Если вы родитель, и думаете,
что ребёнок - ваша собственность, вы ошибаетесь. Поскольку именно он выбрал вас
своим родителем. Поэтому, ваша задача - осознать его сущность и предназначение,
а не навязать их ему.
Из всех групп заказчиков на образование, сам ученик является основным заказчиком
своего образования. Так ли это в реальности? Нет! Ученик сегодня РАБ всех
остальных заказчиков, особенно чиновников, которые заставляют ребёнка через свою
систему совсем не тому, что ему нужно.
Вторым заказчиком образования ребёнка, имеющим полное право на свою часть
ожиданий, являются его родители ученика, его семья. А также,
его род. Ведь зачем-то род и предки существует у каждого из
нас. Есть у рода ожидания от образования его представителя. В каждом человеке
воплощается образование рода, которому он принадлежит. Точнее – многих родов,
предшествующих его родителям. Замечу, что родовое образование фактически не
учитывается официальными институтами, в чьём ведении находится проектирование
стандартов образования. Поэтому сегодня воплощение родового образования
находится в руках самих семей и их родов.
Третий заказчик образования человека – этнос – народная,
национальная составляющая человека. Понятие «этнос» близко понятию «народ».
Иногда им обозначают несколько народов, например, русские, украинцы, белорусы,
болгары и др. – славянская этническая общность. Понятия «этнос», «народ»,
«нация» связаны между собой, а подчас считаются синонимами. Нация может включать
в себя разные этносы, которые сблизились друг с другом в процессе становления
обще-го хозяйственного уклада, национального рынка, государства с единым центром
и языком.
Четвёртым субъектом прав на заказ образования ребёнка выступает социум,
в котором ученик непосредственно живёт. Регион, как заказчик образования,
представляет собой конгломерат, объединённый общими территориальными признаками
– город, район, область, край. В регионе могут проживать разные этносы,
действовать различные религии, работать промышленные, сельские и иные
производства. Основные признаки региона - экономико-географические. Религиозные
конфессии также выступают в качестве «заказчиков» образования людей, контактируя
с ними с помощью имеющихся у них средств.
Пятый заказчик образования – страна, государство. Заказ данной
группы заказчиков отражен в государственных образовательных стандартах. В России
этот компонент доминирует в системе образования по сравнению с компонентами
остальных заказчиков образования человека. В начале 2000-х гг. заказ страны
назывался федеральным компонентом, кроме которого были также
национально-региональный, школьный и даже личностный (в том числе, благодаря
моим усилиям) компоненты. Затем все компоненты исчезли, федеральные стандарты
остались единственным официальным компонентом. Кстати остался рудимент того
времени - аббревиатура ФГОС. Я иногда спрашиваю на наших курсах: почему две
буквы используются Ф и Г, ведь наше государство и так федерация, почему бы не
оставить просто ГОС? Так вот, раньше кроме федерального компонента госстандартов
были и другие, их убрали те, кто не захотел делить свой заказ с другими.
Шестой заказчик образования – мир, человечество. Любая страна
не единственная в мире. Человечество – общий организм всех человеков. Это род
людской, который имеет свои цели во времени и в пространстве. Цели, а также
миссия человечества, имеют полное право быть отражены в стандартах образования
каждого человека. В образовательных стандартах человека необходим
общечеловеческий компонент.
Седьмой заказчик образования человека – Вселенная. Тот факт,
что Вселенная имеет свои «виды» на образование человека, примут во внимание
далеко не все. Между тем, именно во Вселенной живёт каждый человек, который
движется в ней вместе с нашей планетой – Землёй. Для понимания себя частицей
Вселенной необходимо соответствующее образование человека.
Таким образом, к основным группам заказчиков образования относятся: сам человек
– ученик, его семья и род, народ, социум, государство, мир, человечество,
Вселенная.
А как же быть с педагогами, школой, вузом? - Они не являются заказчиками
образования человека! Они участвуют в проектировании и реализации образования с
учётом и согласованием всех заказов. Отсюда следует, что в стандарты и программы
необходимо закладывать целеполагание всех групп заказчиков образования и систему
его реализации.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Кто является заказчиком образования человека?
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.10.2021 г. –
http://khutorskoy.ru/be/
Обсуждение в Фейсбуке
Dmitry Levites:
Мне близко то, о чем Вы пишете. О заказчиках образования размышляю и пишу лет
двадцать (если не больше). Их интересы относительно результатов общего
образования не всегда совпадают а иногда расходятся кардинально. Так,
государству нужны выпускники школы, строго соблюдающие законы этого государства,
и готовые стать на его защиту в трудную. минуту. Гражданское, демократическое
общество ждет от школы выпускников. которые твердо осознают свои права и
обязанности государства по их соблюдению, готовы выступить на их защиту, даже
противопоставляя себя государству. Высшую школу эти проблемы не особо интересуют
- она ждет абитуриентов, готовых осваивать вузовскую программу. И родители как
заказчики в наше время не столь однородны в своих требованиях к школьной
"услуге". А, ведь, есть еще и армия, и формирующийся рынок труда с его мягкими и
жесткими навыками. Про ученика как заказчика уже не говорю... По ранним своим
работам встречал возражение такого рода: так и в советская школа выполняла эти
разные "заказы". Но в в те времена, государство, как основной заказчик,
интегрировала требования остальных субъектов в своих нормативных документах и в
содержании образования. Поэтому советская школа давала общее образование в
прямом и в переносном смыслах, формируя ментальность народа. Сегодня эти задачи
выступают для разных образовательных организаций как самостоятельные. Вот почему
элитные школы Москвы и кадетские классы в провинциальных школах работают на
выполнения совершенно разных "заказов".
Хуторской Андрей Викторович:
Да, сегодня "заказчиков" в образование ринулось много: банки, поисковики,
депутаты. Все хотят поиметь. Интеграции заказов на уровне госсистемы нет,
управление образованием фактически отсутствует, минпрос превратился в клон
обрнадзора. Школа заегеэзирована. В данных условиях я вижу один путь: основным
заказчиком и интегратором заказов на образование должна стать семья, родители.
Проблема - в их неготовности.
Dmitry Levites:
Хуторской Андрей Викторович на мой взгляд в долгосрочной перспективе это опасно
прежде всего для общества и государства.
Хуторской Андрей Викторович:
Опасна для общества и государства именно сегодняшняя ситуация, которую я назвал.
Единственный реальный заказчик - семья. Когда семья научится, глядишь, и народ
созреет. Хотя здесь намного сложнее, тысячелетнее холопство и крепостное право
дают о себе знать.
Dmitry Levites:
Неминуемо дальнейшее расслоение общества с перспективой потери
государственности. На мой взгляд нужно отказаться от идеи непрерывности
образования, выделив основную школу как отдельный социальный институт с жесткими
нормативами целеполагания (воспитание, развитие, самоактуализация) и содержания,
и вариативности в формах организации обучения. Все что связано с поступлением в
ВУЗ - оставить старшей школе.
Хуторской Андрей Викторович:
"Жесткие нормативы целеполагания"? Это называется диктатура.
Dmitry Levites:
Хуторской Андрей Викторович Только так! Когда в 70-годы американцы
"всполошились" касательно наших успехов в космосе и побед наших школьников на
международных олимпиадах, то стали искать слабое звено в системе образования. Им
оказалась школа ("Что знает Иван и чего не знает Джонни")возникло движение
"назад к основам". Там все было очень жестко. Прежде всего в целях. Цитирую по
памяти: "Школа не должна решать психоэмоциоанльные проблемы молодежи. Школа
отвечает только за то, чтобы ученики усвоили содержание образования
(академическое!) на базовом уровне. Ученик усвоивший академическое знание
имманентно становится полноправным гражданином демократического общества"
Подчеркиваю, что говорю не о содержании целеполагания (для меня главное не сами
знания, а самоактуализация и развитие ученика в процессе их усвоения), а об их
формулировках, исключающих "двойное" прочтение.
Аркадий Жохов:
Хуторской Андрей Викторович, и неготовности к формированию заказа мы все. Но -
пусть так и будет?
Elena Mileva:
Dmitry Levites, насчёт 1970-х явное преувеличение. Доклад "Нация в опасности"
появился в 1983, но воз и ныне там: несмотря на наличие педагогической науки в
США и выдающихся ученых, образование, в целом, стало ещё хуже
Dmitry Levites:
Elena Mileva я говорил не об этом докладе. Педагогическое движение "Назад к
основам" зарождалось именно в 70-е гг. С середины 80-х вышло на новый виток.
Аркадий Жохов:
Если думать о России как о будущем наших детей, то - видимо - сохранность
территории, языка и ответственности
Хуторской Андрей Викторович:
Считаю, что главное, нужно думать о будущем наших детей - в первую очередь. А
уже во вторую - о стране, мире и др. И то, только по отношению к будущему детей.
Такой приоритет. А не наоборот.
Леонид Эрштейн:
Странное противопоставление. А этнос не часть социума? А семья не часть социума?
А государство не часть социума? Относительно того, что мир является заказчиком
образования. А простите в чем это выражено? Относительно вселенной это вообще
перебор, нет с точки зрения мистических учений может оно и так. Только это не
доказуемо от слова вообще. Относительно самого человека я бы тоже поспорил,
смотря с какого возраста и какого образования. Вообще не понятно, автор же не
может не знать о существовании трех видов образования: формального,
неформального и информального. Кроме того, он не может не знать о существовании
общего и профессионального образования. Очевидно, что если он хочет говорить о
заказчиках, то нужно брать типологию образования и строить какую-то матрицу и
тогда мы узнаем, что возможно заказчиком информального образования является сам
человек, а скажем неформального, какие-то образовательные структуры с одной
стороны, а с другой стороны опять сам человек. Вообще кто такой заказчик? Это
тот кому нужно нечто. В любом случае образование как социальная структура
отвечающая за передачу опыта имеет двух заказчиков. То есть то кто дает
образование - источник опыта, ибо ему необходимо этот опыт давать, и тот кто
принимает опыт. То есть приемник опыта. Ибо ему нужен этот опыт. Ну как-то так.
А вообще будь ты хоть трижды известный ученый, все-таки ну нельзя так уж
произвольно описывать такие вещи.
Хуторской Андрей Викторович:
1. Противопоставление никакого нет. Каждая группа заказчиков в своей области.
2. Части нужны для представления целого.
3. Вселенная - не только в мистических учениях. Она - в реальности.
4. Человек в любом возрасте заказчик. Независимо, может он выразить свой заказ,
или нет.
5. Да, заказчик, это тот, кому нужно нечто. С его позиций.
6. "Дать образование" невозможно. Как и опыт. Они могут только происходить.
7. "Трижды известный ученый" вправе описывать любые вещи в своей области. Как,
впрочем, и не очень известный.
Леонид Эрштейн:
Хуторской Андрей Викторович 1. Группы заказчиков я не увидел. Они не показаны. Я
не понимаю, вы что серьезно утверждаете, что общество и государство разные
заказчики образования? Что правда что ли. А в чем простите разница? Они что
хотят разного образования? Да кстати с вашей точки зрения когда образовательных
стандартов не было, что государство не было заказчиком образования? Такое
принять не возможно. Это не так, не правда. 2. Нет нельзя через части
представлять целое. Вспомним принцип эмерджентность - целое не есть сумама его
частей. Это основной принцип системы. 3. Насчет вселенной это утверждение. В
какой реальности вселенная, дайте пример, когда это вселенная заказчик
образования, какое дело вселенной до нашего образования. 4. Нет не в любом
возрасте человек заказчик образования. Маленький ребенок не является никаким
заказчиком образования. Он просто не обладает механизмами для того чтобы быть
таким заказчиком. 5. С чего бы интересно было не возможно дать образование?
Почему это? Образовательная система передает образование (опыт), а человек
(например) его принимает. 6. Описывать то вправе, более того, речь не идет о
правах, разумеется у каждого есть право писать все что угодно в рамках
уголовного (админстративного) кодекса. Но только ведь у тех кто читает есть
право к этому относится соответственно. Нет, так нельзя. Аргументы в студию.
Хуторской Андрей Викторович:
Задавать вопросы - важно. Учиться их задавать - ещё важнее.
1. Да, общество и государство разные заказчики образования. У них разный заказ.
Когда государства отомрут, общества останутся.
2. Да, целое не есть сумма его частей.
3. Помню, Никонов в Госдуме после моего выступления тоже меня спросил, как это
Вселенная может давать заказ на образование человека? У меня есть статья на эту
тему и есть выступление на Ютубе:
https://youtu.be/1bX4Lr7hjw8
4. Маленький ребенок является заказчиком своего образования. И механизмы у него
есть. Присмотритесь.
5. Опыт не передаётся по определению. Опыт происходит. Передать можно только
информацию о чужом опыте. Также и образование.
Roman Yakovlev:
Можно докторскую сразу защитить. Приятно общаться с профессионалами.
Хуторской Андрей Викторович:
Да, докторскую можно. Сначала обосновать тему на Учёном совете:
https://eidos-institute.ru/event/uchyonye-sovety/
Владимир Козырьков:
Тема важна, но предложенная классификация формальна и не имеет единого
основания, что нелогично. На это уже обращено внимание. Если говорить о
субъектах, как основании для выделения заказчиков, то на первое место надо
поставить соц. элиту (господствующий класс), а не народ, который сейчас не
решает, каким быть образованию.
Хуторской Андрей Викторович:
1. Единое основание данной классификации заказчиков образования человека имеется
- это степень единичного в общем.
2. Соц. элита (господствующий класс) решает что-то только в своей узкой области.
И в коротком промежутке времени.
3. Народ - всегда решает и в более продолжительном промежутке времени.
Мария Ценжарик:
Автор и комментаторы рассуждают в разных плоскостях. Автор говорит, скажем так,
на уровне ноосферы, а коллеги - на уровне практики.
Хуторской Андрей Викторович:
То, что комментаторы рассуждают в разных плоскостях (сферах), да. Однако, моя
позиция не ноосферная, а скорее, антропоцентричная. За основу образования взят
человек - главный заказчик своего образования. Далее рассмотрены другие
заказчики по мере расширения сфер, в которых живёт человек: семья, род, народ,
социум, государство, человечество, Вселенная.
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.