Хуторской Андрей Викторович:
«Что ты плачешь от таких пустяков, трусишка? - говорила мать
плачущему сыну. - Что ты будешь делать, если тебе отрубят в битве руку или тебе
придётся сделать харакири?». Такое воспитание вырабатывало хладнокровие,
спокойствие и присутствие духа, помогало детям сохранять ясность ума при
серьёзных испытаниях.
(Параграф «Воспитание самураев» из книги «История
педагогики», которую готовлю).
Иван Арчаков:
А про то, что женщина не чиста, и потому возвышенное чувство
самурая может быть лишь к другому мужчине, там будет?
Хуторской Андрей Викторович:
Да, написано. Через вакашудо проходили все представители
класса самураев.
Elvira Dubovska:
Вы, наверное, про сюдо? Это любовь между зрелым мужчиной и
юношей восхвалялась особенно у самураев. Любовь к женщине размягчала, а вот
любовь опытного мужчины к юноше возвышается даже как воспитательной момент. Это
не просто любовь одного мужчины к другому. А именно к юноше.
Ольга Коробкова:
С какой целью вы оставили это здесь?
Хуторской Андрей Викторович:
Потому, что это и есть альтернативное образование. А не то,
что здесь некоторые пишут типа «посоветуйте репетитора в Бирюлёво».
Елена Хамитова:
Хуторской Андрей Викторович, это не образование, это
воспитание насилием. Просто некоторые люди очень озабочены вопросом “тварь я
дрожащая”, и уверены, что это самый правильный взгляд на мир), из этого же
взгляда на мир вырастают всяческие стрелки...
Однако же помимо самурайской культуры есть много других. И
можно отлично прожить жизнь, работая хирургом, спасая жизни - а не кончая их.
Почувствуйте разницу.
Люди, уверенные в своей силе, имеют великодушие спасать,
лечить, кормить и прятать. А люди, не уверенные в ней, все хотят в ней
поупражняться - да ещё и других втягивают в круг своих представлений. Причём с
высокомерным «это и есть». Это только в вашей голове и в головах таких же, как
вы, людей, это есть. В других головах репетитор в Бирюлёво куда здоровее и
полезнее.
Ольга Коробкова:
Ну, это с вашей точки зрения так. С моей - ни то, ни другое.
Elena Lyagushkina:
Буду утешать так друзей и подруг.
Федорова Анна:
Elena Lyagushkina да, мне кажется, отличный ход
на самом деле как раз с детьми сейчас смотрим Акиру Куросаву - о времена,
о нравы
Хуторской Андрей Викторович:
Федорова Анна, посмотрите эти два фильм, на мой
взгляд, лучшие по данной теме:
1) Затойчи. Художественный фильм.
[Видеозапись] / Реж. Такеши Китано. – Япония, 2003. – 1 ч. 55 мин. – https://youtu.be/ch-qIgf8dto
2) Сёгун. Часть 1. Художественный
фильм. [Видеозапись] / Реж. Джерри Лондон. – США-Япония, 1980. – 60 мин. – https://ok.ru/video/608526469768
Мари Донс:
Elena Lyagushkina да, детям такое лучше не говорить. А
взрослым мб полезно.
Elena Lyagushkina:
Мари Донс есть семьи, в которых дети сызмала приучены к
черному юмору ))
Мари Донс:
Elena Lyagushkina, ну только если прям весело это
произносить))
Elena Lyagushkina:
Мари Донс, или ребенок просто хорошо знает свою маму
Вячеслав Медведев:
Наверное, это было релевантно для воспитания самураев. Но
времена изменились, и теперь умение хладнокровно вспороть себе живот не является
таким уж желанным и/или полезным навыком?
Ольга Гелла:
Вячеслав Медведев, умение сохранять хладнокровие, иметь
терпение, думаете не востребовано в наше время? Зачем же все буквально
переносить в настоящее.
Вячеслав Медведев:
Ольга Гелла, оно востребовано, но вторично. Нужно иметь
терпение и хладнокровие, но не для выполнения приказа императора, а для
достижения собственных целей. А если делать фокус на первом, то второе откуда
возьмётся? Будем ждать приказа, чтобы его хладнокровно выполнить, и потом вдруг
обнаружить, что служил не тому императору?
Ольга Гелла:
Вячеслав Медведев, потрясающе. Императоры тут при чём и
служение им. Раньше за мамонтом бегали, теперь не бегаем, но умение работать в
команде важно. Речь, прежде всего, о воспитании личности, качеств, которые будут
помогать в жизни. Стойкости, терпению, способности к выдержке. А уж чему это все
служить будет, это другой вопрос.
Marina
Purkina:
Сын икнул, отлично сработало.
Denis Krivostchokov:
Интересно, что Алекс Крол (книги 'касты и роли') пишет в
недавнем посте, о том что очень важно научить ребенка терпеть боль. Кто может
вытерпеть больше, и не бояться боли – будет способен управлять всеми остальными,
которые этого не могут.
Света Чальцева:
Denis Krivostchokov, и пример этому кайзер Вильгельм второй,
который все детство терпел боль, а потом боль унижений терпели все его окружение
(сохранены даже видео архивы, где его придворные ползают на коленях , он
поджопники раздаёт). Но ему же этого мало, надо всем миром управлять - и хоп,
Первая Мировая война, 20 млн убитыми.
Denis Krivostchokov:
Света Чальцева, другой пример: смело дать маме намазать
ссадину зеленкой и не уреветься.
Инна Черданцева:
Denis Krivostchokov, ну так это будет. И пусть вначале
уревется кучу раз и получит утешение. А потом, с появлением опыта, будет смело
давать мазать зелёнкой ссадины, потому что вместе с мамой они сила. А потом и
сам будет мазать, потому что он - сила, и впитал в себя всю силу и любовь
родителей.
Инна Черданцева:
Denis Krivostchokov это очень созвучно с историей насилия в
семьях. Избиваемые женщины прекрасно терпят своих абьюзеров, видимо, это они ими
так «управляют».
А по большому счету важнее умение понимать - мне дискомфортно
или нет, а далее принимать решение - я ухожу, я меняю происходящее или я терплю,
ибо мне это даст нужные мне плюшки. И вот именно последнее, умение выдержать
ради реальных плюшек в случае невозможности уйти или изменить, и даёт силу
управления остальными, то есть теми, кто не может сделать такой выбор.
Denis Krivostchokov:
Инна Черданцева, это созвучно со способностью противостоять
хамству и запугиванию
Инна Черданцева:
Denis Krivostchokov, терпеть у вас равно противостоять? Это
для вас равнозначные по смыслу слова?
Александр Эккерт:
Друзья, внимательно читаем пост, до конца! Это ИСТОРИЯ!!
Светлана Казакова:
Это «воспитание» называется Обесценивание чувств. От него
дети перестают понимать свои чувства, эмоциональный интеллект низкий.
Александр Галанов:
Когда вы станете старым и будете ждать сочувствия от ваших
детей, вам предложат сделать харакири. Вас это устроит?
Dina Kupchanka:
Только вчера говорила что-то подобное сыну. То есть, учишь
человека понимать серьёзность ситуации представляя весь спектр возможных неудач
и потом уже сравнивая и оценивая. Только не всегда это помогает, рыдал и рыдал,
потому что не успевал за учительницей записывать во время онлайн урока:)
Denis Krivostchokov:
Dina Kupchanka постепенно помогает, надо же еще научиться
мыслить процессами и будущим.
Ольга Гелла:
Dina Kupchanka ему же время нужно для осознания, практики.
Инна Черданцева:
Dina Kupchanka мне бы точно от такого легче не стало) скорее,
меня бы утешило, если бы мне посочувствовали и научили хитростям - безотрывному
письму и сокращениям. Кстати, когда-то мои родители так и сделали).
Алёна Равич:
Инна Черданцева или как включить запись экрана, например.
Инна Черданцева:
Алёна Равич сейчас да, сейчас такое тоже возможно) правда,
мне об этом уже сын рассказал, я была не в курсе)))
Denis
Krivostchokov:
Профессор Ясвин на ютубе намедни рассказывал о том, зачем
самураи изучали поэзию и другие искусства. Чтобы знать, когда надо и когда не
надо...
Хуторской Андрей Викторович:
Самураи изучали поэзию для того, чтобы перед сеп-пуку
написать предсмертные стихи. Всё остальное было подготовкой к этому.
Shlomit Rosenthal:
Что еще, кроме хладнокровия и т.п. самураи дали миру?
Хуторской Андрей Викторович:
Даже хладнокровия было бы достаточно. Но ещё самураи (а это
практически каждый японец) дали вам не менее трети того, чем вы пользуетесь.
Shlomit Rosenthal:
Хуторской Андрей Викторович, именно они? Можно подробнее.
Хуторской Андрей Викторович:
Подробнее, думаю, вы сами найдёте при желании. В моей книге -
о педагогике и в других.
Аня Алашеева:
О, прямо как воспитание советских людей
Хуторской Андрей Викторович:
Хомо советикусу далеко до самураев.
Ольга Гелла:
Чудесно. Ждем книгу.
Хуторской Андрей Викторович:
Скоротать ожидание можно пока
Историей дидактики:
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/Khutorskoy_History_of_didactics/
Ольга Гелла:
О. Спасибо!
Света Чальцева:
Насчёт выложенного в образовательно-воспитательной группе
куска Книги: Япония среди развитых стран занимает первое место по количеству
суицидов. А ещё интересно читать про их взаимоотношения между полами, институт
брака: именно у них зародилось множество нетипичных секс практик, которые
удивили мир. Любые отрицательные эмоции и боль найдут выход. Если же книга
просто о разных этапах воспитания в истории, то мы, читатели, скорее всего в
очередной раз порадуемся, что живем в этом веке, а не 200-500 -1000 лет назад.
Хуторской Андрей Викторович
Всё (!), что было тысячи лет назад, существует и сегодня. К
такому выводу я пришёл уже тогда, когда изучал образование у древних видов
людей.
Света Чальцева:
Хуторской Андрей Викторович, мир меняется. Совершенствуется.
Там где меняются, совершенствуются индивиды, меняется социум. Если большинство
живет в прошлом, то общество деградирует. Лично я выбираю эволюцию. И окружение
вокруг себя формирую соответсвующее. А если варится только в прошлом, то и
выводы будут соотвествующие.
Хуторской Андрей Викторович:
Второй мой вывод для себя: никакой эволюции не существует.
Всё, что было миллионы лет назад, существует и сегодня. Есть изменения в формах,
но не в смыслах. Такой вывод из палеопедагогики, которую пришлось разработать.
Инна Черданцева:
Читала когда-то, что чтобы вырастить истинного ниндзя,
ребенка с младенчества приучали к неожиданностям. Например, били люлькой, в
которой младенец лежал, об стену. И если первые разы он плакал и расстраивался
(а его никто не утешал), то далее он приучался группироваться, почувствовав
телом качение, и этим спасал себя от боли от удара.
Занимательные у них техники были. Иногда и в наше время
матери готовят младенцев в ниндзя, игнорируя их просьбы и приучая решать
проблемы с младенчества, вот только зачем.
Наталия Сироткина:
Инна Черданцева, занимательно, это когда не с тобой такое
творят. И совсем нет, если с тобой, или если живёшь потом среди бесчувственных
чурбаков.
Инна Черданцева:
Наталия Сироткина хуже в разы, когда такое творят здесь и
сейчас живущие матери со своими детьми. Там был вопрос жизни и смерти - или
родители своего ребенка приучали, или его убивали, как не подходящего.
А сейчас, когда мать кормит ребенка по часам - зачем ей это?
А это ведь тоже дрессировка. А когда пустышкой затыкает ребенка?
Занимательно - это занять свой ум раздумьями, зачем и почему.
И не творить ерунды, если она ничем не обоснована.
Александра Медведева:
Я бы не превозносила японское воспитание. У них в культуре
воспитывалось полное неуважение к жизни. Самурай например имел право просто
убить без обьяснения любого, кто ниже его по статусу. Хроники помнят, как
самураи опробовали свои новые мечи на крестьянах. Понятно, сами тоже вспарывали
себе живот чуть что.
Наталия Сироткина:
Когда читаешь вот такие вещи, всегда хочется отделить
бессмысленное насилие от создания условий для развития духа. Мы не видим
контекста, видим некую догму: терпи (станешь настоящим самураем).
Насколько это своевременно и к месту судить трудно.
Как известно, настоящее развитие ребенка происходит в
условиях безопасности. А когда безопасности нет, происходит компенсация/усиление
для защиты и выживания. Развитие откладывается на более благополучное время.
Если повезёт.
И к тому же терпением, подавлением чувств, невниманием к
себе, выживательными стратегиями наше общество сыто по горло.
Анна Косарева:
Обесценивание это.
Лилит Мазикина:
Человеку, которому в любой момент могут отрубить руку,
действительно важно было приобрести такое расстройство, как диссоциация со своим
телом и чувствами. Вместе с диссоциацией они, как правило, утрачивали
возможность тепло относиться к другим людям. Но брать эту вынужденную меру за
образец ...
Ekaterina Zagorodniaia:
Другая культура, другие традиции, да и Япония вообще, как
другая планета – и это здорово, что есть над чем поразмыслить!
Nina Chernova:
Нам не понять. Это совершенно другая культура. Если бы они не
были такими, они не смогли бы выжить и иметь такое большое население на такой
маленькой территории.
Евгений Полюшко:
В одной русской сказке лиса посоветовала голодному медведю
расцарапать себе пузик и наесться кишочками. Он так и сделал. Вот это сила воли,
не то что эти сопляки харакири боятся сделать!
Надежда Дегтева:
У психологов называется «обесценивание переживаний» что-то в
этом роде. Ничего страшного в принципе, потом только нужно будет поработать
психологу с этим.
Anna Bereslavskaya:
Надежда Дегтева, большинство, увы, так и не дойдут до
психологов. В мирное время такое воспитание часто излишне. Не надо настраивать
ребенка, что ему могут отрубить руку, надо учить жить в обществе и делать мир
лучше.
Nina Studenova:
Ужасная история педагогики. Впрочем, как и история в общем.
До периода всеобщей толерантности ) очень, очень жестко. Хорошо, что нашим детям
это нужно знать исключительно для информации. Не более. Равно как и про права
женщин в тот же период в Японии. Или про права чернокожих в Америке. Такая
история.
Хуторской Андрей Викторович:
Ничего никуда не ушло. Всё, что было, существует и сегодня. К
такому выводу я пришёл, изучив 50 педагогических систем, начиная от первобытных.
Такая вот история.
Nina Studenova:
Хуторской Андрей Викторович с огромным уважением к вам
конечно) и к истории), но все же мы живем по другому).
Marianna Pavlova:
Звучит красиво, а на деле непроживание эмоций приведет к их
блокировке, психологической хрупкости, неризелентности, неадаптативности,
незрелости и невозможности создавать полноценные отношения. Самураю, может, и
ничего, а человеку не очень.
Olga Slavinskaya:
Marianna Pavlova а японцев вы видели? Какое проживание
эмоций?
Anfisa Bashkirova:
Olga Slavinskaya видели и общались, они очень даже
эмоциональные. Это не принято показывать, чтобы не обременять других своими
эмоциями и не показать слабость
Denis Krivostchokov:
Marianna Pavlova никто и не говорит стоять истуканом.
Ирина Иванова:
Marianna Pavlova а может это приведет к нытику?? Запарила
современная гуманность.. Аж зашкаливает. Пылинки готовы с детей сдувать.
Посмотрим через пару десятков лет на наше поколение гуманистов.
Ольга Ключко:
В любом случае, педагогика это проекция ценностей и норм
общества и личности. Подумать, что именно мы проецируем, какие задачи ставим в
воспитании, наша задача
Ксения Аксенова:
На месте автора, я бы с нас, уважаемые читатели и
комментаторы, сочувственно ржала. Тысячи букв размышлений над правильностью
воспитания самураев, обесцениванием и личной позиции автора, в то время как
книга нихера не про психологию воспитания, а про историю педагогики. Т.е. как
она зародилась и трансформировалась. Ну, к чему тут оценка самураев, друзья?)))
Ольга Коробкова:
Ксения Аксенова, вот такая педагогика, как у автора, мне не
слишком нравится. Это понятно, что не про самураев.
Ксения Аксенова:
Olga Korobkova так это же не автор её изобрёл. Это
констатация факта, что у самураев было ТАК.
Наталия Ющенко:
Ксения Аксенова вы правы, но именно эта цитата впечатляет
читателей поста...
Ksenia Aineska:
Я не удивлена почему-то, что такой пост исходит от мужчины.
Хуторской Андрей Викторович:
Харакири (сеп-пуку) делали в Японии не только
самураи-мужчины, обязаны были это делать их жёны, которых специально этому
основательно учили.
Женщины в отличие от мужчин разрезали себе не живот, а горло
или наносили смертельный удар в сердце. В курсе обучения их детально учили,
какие именно артерии на горле и как нужно перерезать.
Уже самурай-отец вручал дочери при совершеннолетии кинжал
кайкэн, либо этот кинжал был свадебным подарком мужа.
По кодексу бусидо для жены самурая считалось позором не
суметь покончить с собой при необходимости. Важнейшими побуждениями к совершению
самоубийства жены самурая были три причины: 1) смерть мужа, 2) оскорбление
самолюбия, 3) нарушение данного мужем слова.
Такова реальная история педагогики, а не то, что написано в
официальных учебниках.
P.S. Традиции самураев ни в коем случае не являются призывом
к их продолжению. Но знать то, что происходило, вправе каждый взрослый
образованный человек.
Евгения Сабодина:
Почему то моя мама говорила мне также. Что ты плачешь, разбив
коленку. В партизанском отряде ампутировали руки и там не плакали. Так я больше
с тех пор не плачу.
Nina Chernova:
Евгения Сабодина, К сожалению хорошо помню, как именно этот
аргумент приводили врачи, не давая анестезии. До сих пор не понимаю, был ли это
садизм или у них не было её. Хотя в более взрослом возрасте столкнулась с тем,
что если им "давали на лапу", то и анестезия находилась.
Евгения Сабодина:
Nina Chernova это был не садиззм, в партизанском отряде не
было анестезии. А коленки в анестезии не нуждаются). Садизм был в ГЕСТАПО. По
поводу советских врачей вопрос медицинский. Анестезия имеет побочные эффекты,
иногда не поправимые. Там решают профи, не нам судить.
Nina Chernova:
Евгения Сабодина Спасибо за информацию. А я то и не знала.
Хотя прожила в СССР намного больше, чем Вы.
Pavel Petrov:
Самурай это просто красивое название наемника , наемного
воина или убийцы. Не все родители желают своим детям такой судьбы , так что
методы самураев не всем подходят
Екатерина Бахнян:
Pavel Petrov да сейчас вообще воинов мало кто
воспитывает.хоть наемных, хоть каких. Маменькины сынки в основной массе.
Инфантильные, трусоватые, инертные. Какте уж тут самураи.
Oksana Gritsay:
Мне нравится другой метод - У собачки
боли, у котика боли, а у моего ребеночка не боли😄
Екатерина Бахнян:
До свадьбы заживет...
Наталия Ющенко:
Ого... Я тут избалованному первокласснику спокойно сказала,
что ставлю двойку по поведению (устно) и он слег с фарингитом на неделю... Не
всем быть самураями))).
Хуторской Андрей Викторович:
Если вы - жена... Традиция "жена
следует за мужем" очень ярко описана у Мисимы в его рассказе "Патриотизм":
http://lib.ru/INPROZ/MISIMA/patrioti.txt
Андрей Король:
Вот еще два интересных фрагмента из того же источника,
имеющих отношение к метапредметности:
1. Некий мастер меча на склоне лет сказал следующее:
«В человеческой жизни существуют различные этапы в постижении
знаний. На самом нижнем этапе человек учится, но из этого ничего не выходит, и
он полагает, что и сам он, и другие ничего не умеют. На этом этапе он ничего не
стоит. На среднем этапе он все еще бесполезен, но ощущает собственные недостатки
и также способен видеть недостатки других. На следующем этапе он гордится своими
способностями, он радуется похвале других и сожалеет о недостатке способностей у
своих товарищей. Этот человек ценен. На высшем этапе человек выглядит так,
словно ничего не знает».
Таковы этапы в общем. Но существует один еще более высокий
этап, и он превосходит все остальные. Человек осознает бесконечность
проникновения в глубины избранного Пути, и никогда не думает, что добился
совершенства. Он действительно знает свои недостатки и никогда в жизни не
думает, что он добился успеха. Он лишен гордости и лишь смиренно постигает Путь
до конца.
Говорят, что господин Ягю однажды заметил: «Я не знаю способа
победить других, но лишь способ победить себя».
Gulnara Imaeva:
Способ победить себя, это исцелить свое сердце.
Сердце которое с детства закрылось от боли и страха.
При закрытии сердца, сжимается сознание, как защита.
И тогда, знание принимается только через боль, так как
срабатывает инстинкт сохранения.
Последняя война происходит в сознании людей.
«И поверженый в бою я воскресную и спою.
Пусть даже через сто веков, в стране не дураков а гениев....»
Эволюцию духовности откроет сердца. Вся информация есть в
едином сознании мироздания, исцеленное сердце открывает доступ к единому
сознанию, к потоку информации всего мироздания.
Елена Симульман:
Какие у вас замечательные читатели и комментаторы. Я бы
комментарии тоже включила в книгу.
Наталия Цветкова:
Интересно было бы почитать, а так, для детей и взрослых кто
интересуется, есть книга Кодекс самурая, и интересный для детей роман Путь
самурая, очень хорошая.
Denis Krivostchokov:
Наталия Цветкова волшебные аниме, например, One punch man.
Ksenia Novak:
История педагогики – очень интересно. Расскажите подробнее
или аннотацию покажите. И когда выйдет эта книга?
Хуторской Андрей Викторович:
Хуторской А.В. История педагогики. Аннотация:
Рассмотрены педагогические достижения исторических личностей
– Будды, Конфуция, Пифагора, Сократа, Христа, Мухаммеда, Я.А. Коменского, Л.Н.
Толстого, А.С. Макаренко и др. Представлены 50 образовательных систем – от
первобытного строя до эпохи цифровизации. Обоснована палеопедагогика – наука об
образовании у древних видов людей. Особое внимание уделено многотысячелетней
истории отечественной педагогики. Каждый параграф содержит задания практикума,
ссылки на литературу и видео.
Срок выхода - 2022 г.
Пока можно приобрести книгу "История дидактики" -
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/Khutorskoy_History_of_didactics/
Литература
1.
Дистанционные курсы для
педагогов // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». – URL:
https://eidos.ru/event/courses/teachers/
2.
Труды Научной школы А.В.
Хуторского // Сайт Института образования человека. URL:
https://eidos-institute.ru/science/works/
3.
Форумы, соцсети, отзывы
школ // Сайт Института образования человека. URL:
https://eidos-institute.ru/science/forum/
4.
Хуторской А.В. Педагогика.
Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2019. – 608 с.
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/
5.
Хуторской А.В. Современная
дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 406 с.
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/
6.
Хуторской А.В. История
дидактики. Инновационные системы обучения от Античности до наших дней :
учеб.-метод. пособие. — Москва : Флинта, 2021. — 536 с.
==
Для ссылок:
Воспитание у самураев.
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.09.2021 г. –
http://khutorskoy.ru/be//a>
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.