: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Чем отличаются педагог, учитель, преподаватель?
 
 

 
 

01.09.2021 г.

Чем отличаются педагог, учитель, преподаватель?  


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

С 1 сентября, педагог! Чем отличаются педагог, учитель, преподаватель?

 

В день начала Нового учебного года хочу обратить ваше внимание на следующий вопрос:
Педагог, учитель, преподаватель - в чём их разница?


Учитель - учит. Чему? Своему предмету. Одновременно и косвенно - своим представлениям о жизни.


Преподаватель - передаёт информацию. Знания передать невозможно, поэтому, он передаёт только информацию, которую многие ошибочно отождествляют со знаниями.


Педагог – ведёт педагогическую деятельность в отношении образования других людей. Он может быть и учителем, и учёным, и администратором. Его главное отличие - он понимает целостность образования человека и определяет свою роль в данной сфере.


Есть ещё много педагогических специалистов: воспитатель, наставник, тьютор, ментор, методист и др.
Самым общим и сущностным специалистом в образовании является именно педагог. Поскольку в зоне его внимания находится не только учебный предмет или транслируемая информация. Он, педагог, считая себя таковым, берётся именно за сферу образования человека, выявляет и видит его личностные качества, проектирует и обеспечивает результаты этого образования.


Педагог понимает, что образование "дать" невозможно. Оно может только происходить. Человек образовывается исключительно в ходе собственной деятельности, сопровождающейся собственными результатами - продуктами. В этом смысле невозможно, например, воспитывать лишь в ходе просвещения, как некоторые считают. Учеников воспитывает не то, что им говорят, а то, что они делают, причём личностно значимо делают, а не по указу.


Желаю всем, кто относит себя к педагогам, в предстоящем учебном году помочь своим ученикам в их образовании - самореализации по отношению к своим возможностям, потребностям и целям.


Помощь в реализации данной миссии окажут наши мероприятия, которые запланированы на учебный год: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-schedule.pdf

==

День учителя. Продолжение


В День учителя дарю Заповеди учителя, которые родились в нашей Школе свободного развития в 1990-х годах.
Эти заповеди родились из живого опыта творческого общения с детьми в Школе свободного развития и стали играть роль принципов, помогающих учителю в повседневной педагогической работе.


1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже, если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам – в первую очередь, это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.


2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать и одобрять культурный труд и достижения ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.


3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью – рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай новые для себя задачи вместе с учениками.


4. НЕ ЗАДАВАЙ ДЕТЯМ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.

 
5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЙСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, искусстве, технологиях, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.


6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя – педагогическая. Умей сам создать её или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.


7. Считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.


Источник. Хуторской А.В. История дидактики, 2021, с. 436-437.

 

Обсуждение в Фейсбуке

Susanna Kazdanyan
Спасибо большое! Поздравляю с Днем УЧИТЕЛЯ!!! Процветания и удачи!!!

Андрей Шевченко
Спасибо! Как профессиональная максима - бесспорно, но если детей в классе 40 из которых 3-7.2 и один 8.2 то нужно думать…

Хуторской Андрей Викторович
Данные принципы не зависят от количества учеников, которые находятся рядом и их возраста. Эти принципы относятся только к одному человеку - тебе, как учителю.

Галина Безродная
Хуторской Андрей Викторович , а Вы же долго работаете учителем в обычном классе?

Андрей Шевченко
Решил попробовать на практике - не получилось. История 5 класс, счет лет в истории. Из 38- 9 не прочитали параграф и не хотят и не могут хотеть, помнить что было на прошлом уроке память не позволяет. В этой ситуации наблюдать, восхищаться, и не задавать простых вопросов не вышло... Как и учиться бездельничать у детей.

Хуторской Андрей Викторович
У вас уже ситуация, которая сильно запущена (не только у вас). Дети не занимаются образованием, а "проходят параграфы" и т.п. Требуется постепенное "педагогическое лечение" с применением комплекса мер - форм, методик. Но принципы от этого не становятся менее эффективными.

Галина Безродная
Хуторской Андрей Викторович , можно всё-таки узнать, практикующий ли вы в классе педагог?

Хуторской Андрей Викторович
Я практикующий педагог. Педагог, он не только "в классе". Педагог - тот, у кого есть принятая им собственная миссия, и он её осознаёт и реализует. Он никогда не позволит превратить себя в наёмника, в исполнителя чужих указаний "сверху". Для него основной заказчик образования - ученик, его семья, род, народ, и только потом, фгосы, министры и пр.
И если он считает, что не может в таких-то условиях иметь и сохранять свою профессиональную миссию в отношении учеников, то он не педагог. Пусть и практикующий, но не педагог.

Галина Безродная
Хуторской Андрей Викторович , за ответ - спасибо.

Андрей Шевченко
Хуторской Андрей Викторович Не ожидал простого ответа. Но - "...все запущено(почти у всех), нужно лечение, образования нет..." Системы школьного образования нет?

Хуторской Андрей Викторович
Система школьного образования есть, но в большей части она сегодня не сообразна ученику. Хотя и в ней можно работать по-разному.

Галина Безродная
Хуторской Андрей Викторович.
Именно этим и занимаются учителя без лишней пустой демагогии.

Хуторской Андрей Викторович
Галина Безродная Во-первых, это не так ("именно этим и занимаются учителя "). Во-вторых, учителя не могут все как один заниматься одним и тем же. А если могут, то они - роботы, а не учителя. Третье, вопрос вам: что вы понимаете под "пустой демагогией" и почему её упомянули? Может быть под этим вы понимаете миссию учителя?

Ольга Гусева
Спасибо большое , Андрей Викторович, с праздником ! Ещё раз заставили задуматься и многие моменты переосмыслить .

 

 

===


Учитель учителю рознь!

Обозначу проблему, которая вытекает из обсуждения: многие учителя отождествляют внешнее содержание образования с собой, со своим собственным содержанием знаний/пониманий/ценностей. И видят своей задачей трансляцию этого своего содержания. А ученику оставляют только одну функцию - принять транслируемые "истины".

Такая позиция - авторитарная и часто агрессивная, не сообразная ученику. Она не учитывает его сущности, предрасположенности и, по большому счёту, - предназначения.

Для тех, кто имеет такую позицию, сообщу, что есть и другие представления об учителе.

Представление роли учителя следует из понимания кто такой человек и что означает его образование. Наша научная школа придерживается понимания образования как образовывания человека, реализации его потенциала. А учитель - организатор образовательного процесса. Его главная цель - помочь ученикам выявить и реализовать свой образовательный потенциал по отношению к тому предмету, который ведёт учитель.

У учителя, конечно же, есть собственное мировоззрение, в том числе и политическое. Но оно не является предметом "передачи" ученикам. Собственную позицию учитель озвучивает наряду с иными, и далеко не на первом этапе (5-6 этап по нашей технологии "Образовательная ситуация"). В данном случае каждый ученик имеет свой собственный результат, знает о наличии иных, в том числе культурно-исторических аналогов, и имеет к ним аргументированное отношение. Такой ученик уже не простой приёмник чужой информации, а полноправный участник жизни человечества.

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Чем отличаются педагог, учитель, преподаватель? 
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 01.09.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023