А.В. Хуторской: Исламская
педагогика. Нравится мне вот этот принцип: «За приобретение «бесполезных»
знаний, то есть знаний, оторванных от практики, верующий может быть наказан».
Может нам перенять такой принцип для светской системы образования? Сколько сразу
времени высвободится ...
Вячеслав Гуньков: Это Вы
пошутили, да? :) Ведь тогда из образования придется исключить квантовую физику,
философию, общую педагогику, историю педагогики и т.д.
А.В. Хуторской: Мне
думается, что вы не совсем представляете практическую пользу знаний
перечисленных вами наук. «Нет ничего практичней хорошей теории». Речь идёт о
том, что квантовая физика, в том виде какая она сейчас в школе, не является
полезной для 95% учеников.
Инна Лескова: Андрей,
любое знание меняет человека, а вместе с этим в какой-то степени меняет и
практику его жизни. С этой точки зрения нет знаний оторванных от практики.
Критерий «оторванность знания от практики» своей
неопределённостью удобен для манипуляции людьми. Мне так кажется, м.б. я
ошибаюсь.
А.В. Хуторской: Инна, да,
любое знание меняет человека и практику его жизни. Если это знание, добытое им,
а не информация ему сообщённая.
Инна Лескова: Андрей, Вы
правы. Но речь идёт о знаниях насколько я поняла
А.В. Хуторской: Инна, да,
«знаний оторванных от практики» не бывает. Поскольку практика и есть источник
знаний. Что касается манипуляций, то как раз они основываются не на собственных
знаниях человека, а на предлагаемой/транслируемой ему информации.
Инна Лескова: Андрей, да,
Вы абсолютно правы.
Вячеслав Гуньков: Андрей
Викторович, если Вас не затруднит, можно попросить Вас привести пример знаний,
за усвоения которых верующего могли бы наказать, как написано в первом посте? Я
совсем запутался: вначале разговора говорилось о наказании за усвоение
бесполезных знаний, а в конце постулируется, что бесполезных знаний не бывает...
Какие знания в самом начале Вы предложили исключить из советской системы
образования для высвобождения времени?
Ну, правда, не понимаю :)
А.В. Хуторской: Основная
проблема в понимании понятия «знание», в его принципиальном отличии от понятия
«информация». Обычно то, что называют знаниями, на самом деле является
информацией. Так было и в советской системе образования, так происходит и
сейчас. Люди говорят «дать знания», дать образование» - ничего этого на самом
деле не передаётся, а может производиться только в деятельности самого человека.
И ещё, я написал «знаний оторванных от практики» не бывает. Я
не утверждал, что бесполезных знаний не бывает.
Что касается примеров исламской педагогики, могу только
порекомендовать свой учебник «История педагогики», который сейчас готовлю, план
выхода в свет 2022. Замечу, что понятие «польза» предполагает её
относительность.
Дмитрий Павлов: А судьи
кто?
А.В. Хуторской: Первым и
основным судьёй полезности знаний является сам познающий. Ему можно и нужно в
этом помогать. Но не замещать его понимание пользы на своё. Как делают почти 95%
учителей и родителей.
Дмитрий Павлов: Да. Но
Вам не кажется, что познающий не всегда может оценить полезность знаний сразу?
А.В. Хуторской:
Компетенция оценки полезности знаний не врождённая, её требуется развивать. Вот
именно это как раз задача педагога, а не так называемая «передача знаний»,
которые ему представляются полезными.
Дмитрий Павлов: Так.
Пробую разобраться. На примере. В школе я не хотел тратить время на разбор
свойств прямоугольного треугольника. Был уверен, что мне это не нужно. И до 30
лет было не нужно. А в 30 пригодилось для расчета кол-ва краски для покраски
крыши. У меня был хороший учитель. Да, она не смогла мне в 9 классе объяснить
зачем. Но смогла научить так, чтобы в 30 лет я вспомнил и воспользовался.
Получается, что учитель был не прав?
А.В. Хуторской: Учитель
не достигла главной задачи (не было времени, желания, умения) - осознания
действительных потребностей каждого ученика. И просто «вещала» и отрабатывала
свою программу. Как большинство учителей. Эту задачу решила за неё жизнь ученика
- 15 лет жизни.
PS. Кстати, «объяснить зачем» - не гарантируемый метод.
Понимание полезности знаний достигается не объяснением учителя, а деятельностью
ученика.
Дмитрий Павлов: Хорошо.
Тогда такой вопрос. Вы считаете, что при соблюдении определенных методик
возможно донести полезность любого школьного знания до ученика того или иного
возраста?
А.В. Хуторской: Знания
вообще невозможно «донести». Знания - продукт деятельности того, кто познаёт. И
только. Всё остальное - не знания, а информация. Уже млн раз об этом писал.
Дмитрий Павлов: ОК. Это
не меняет сути моего вопроса. Я пытаюсь понять вашу позицию. Необходимость
любого знания в любом возрасте можно донести.
А.В. Хуторской: Если не
знания, а их необходимость? Тогда да, такую необходимость можно обеспечить, но
опять-таки не донести. У нас, например, есть технология образовательной
ситуации, которая актуализирует познание и много другого.
Дмитрий Павлов:
возвращаясь к примеру с прямоугольным треугольником. Можно обеспечить
познавательный интерес ученика 9 класса? Так, чтобы он сам осознал, что ему все
это надо?
А.В. Хуторской: Да. Но с
этим учителю надо поработать. А не просто объявить, что изучаем параграф 42.
Аркадий Жохов: Но как -
нужно ли - определить? Есть методы?
А.В. Хуторской: Да,
методы есть. Например, в нашей Педагогике и Дидактике они изложены детально. Не
только изложены, но и практически многие применены и выверены. Начиная с методов
ценностно-смысловой сферы до когнитивных, креативных, коммуникативных и
оргдеятельностных.
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/
Аркадий Жохов: И каков
результат? Кто конкретно несёт Ваш флаг?
А.В. Хуторской: Результат
- человек оспособленный, понимающий свою миссию и реализующий предназначение.
Флаг несут те, кто принимает наш принцип - образование есть самореализация, в
сопоставлении с культурой.
Аркадий Жохов: Как это
понять: «в сопоставлении с культурой»? Разве культура не способствует
самореализации? И ещё: что это за характеристика - «оспособленный»?
А.В. Хуторской:
Самореализация бывает вне культуры. Например, так называемые «трудные ученики»
реализуют себя внекультурно, поскольку им не дают возможности культурной
самореализации.
Оспособленный - это владеющий способами определённых
деятельностей. В нашей НШ есть набор групп способов для комплексной
самореализации.
Аркадий Жохов:
Пожалуйста, не надо «корявых» «новых» терминов - они засоряют культуру речи.
Ирина Обухович: Теория -
это фундамент, без наличия которого практика вовсе может не состояться. А
состоятельная практика совершенствует теорию, это классика. Кто может поручиться
что сегодняшние знания обречены быть бесполезными?
Алла Мохначева: Нет.
Бытие определяет сознание. Фундамент - это практика.
А.В. Хуторской: Алла
Мохначева, я с вами согласен. Но что вы предлагаете делать с теми педагогами (их
подавляющее большинство), которые идут к ученикам со своим «фундаментом» и не
сомневаются, что без этого их «фундамента» ученики ничего не смогут?
Ирина Обухович: Да,
практика становится фундаментом, но прежде сама отталкивается от фундамента
(теории, знаний, предыдущего опыта). А что касается исламской педагогики, то там
изначально таким фундаментом является хикмат - источник мудрости.
А.В. Хуторской: Никакого
«фундамента» не требуется тем, кто хочет и познаёт реальность.
Эдуард Керимов:
Кто-нибудь может привести примеры бесполезных знаний? Просто уже интересно. Мне
кажется, не там надо искать «время».
А.В. Хуторской:
Бесполезные знания те, польза которых для познающего неочевидна. Польза - штука
субъективная. Пока сам человек не убедился в пользе, бесполезно ему читать
лекции.
Людмила Сигитова: Там
имеется в виду религиозная практика. Иные знания могут увести из веры, сделать
человека свободным. Поэтому запрещают.
А.В. Хуторской: Мой
вывод: религиозная теория и практика лежат в основе практически любой системы
образования. Даже если её не называют религиозной. Просто принципы
образовательных систем, как правило, догматичны, как и в религиях.
Людмила Сигитова: Да,
принципы догматичны по определению, но ваш первый вывод недедуктивный.
Сергей Возчиков: Чем
практически полезно знание о структуре метагаллактики?
А.В. Хуторской: Что для
одного полезно, для другого может быть неполезно. Например, для меня полезны
знания о структуре метагаллактики в контектсе моих интересов в области
педагогики русского космизма. В частности, если брать принцип подобия микро и
макрокосма, то знания о структуре космоса помогут понять структуру человека, ему
подобного.
Если же ученик не видит / не понимает / не хочет считать для
полезным знания о структуре метагаллактики, то не нужно его в этом убеждать. Тем
более, что под знаниями, как правило, такие «педагоги» понимают известную им
информацию, а это не есть знания. Знания, как уже давно известно, не информация
и знания не передаются по определению.
Liliya Kuznetzova: Сергей
Возчиков далеко не всегда знание должно иметь немедленное применение. Сидел
Лобачевский в астрономической обсерватории во дворе Казанского университета и
измерял свои треугольники в небе. И ни один человек не понимал: зачем. А в 20
столетии его расчеты пригодились.
А.В. Хуторской: Да, тем
кому эти расчёты полезны, они востребованы. Но не всем же.
Алла Мохначева: Сергей
Возчиков, некоторые люди и знание об интегралах считают бесполезными.
Арифметикой обходятся.
Сергей Возчиков:
Liliya
Kuznetzova согласно «исламской педагогике» они просто не доживут до
практического применения.
Liliya Kuznetzova: Что
имеете в виду «знания не передаются по определению»? Если бы не передавались то
не было бы прогресса цивилизации, и плясали бы мы вокруг костра в набедренных
повязках.
А.В. Хуторской:
Разберитесь с понятиями «знание» и «информация», после этого поговорим.
Андрей Шевченко: А.В.
Хуторской, Пожалуйста, помогите разобраться … «знание» - это «информация»,
которая стала моей?
А.В. Хуторской:
«Информация, которая стала моей» - не является вашим знанием.
Андрей Шевченко:
Хуторской Андрей Викторович: Я выучил новое английское слово и теперь знаю его
значение. Информация стала моей…
А.В. Хуторской: Э, нет.
Здесь надо ещё разобраться, где знания, где информация и чьи они. Ответьте на
вопросы:
Во-первых, что такое «выучил новое английское слово»? Это что
за деятельность? Чья инициатива этой деятельности и какова её личная значимость?
Андрей Шевченко: Я
услышал как на английском огурец - cucumber и мне понравилось сочетание звуков,
я выучил это слово сам для себя. Это не мое знание?
А.В. Хуторской: Когда вы
услышали слово cucumber - вы получили информацию, это не ваше знание.
Понравились сочетания звуков - это ваша реакция, т.е. и не
информация и не знание.
«Выучил это слово сам для себя» - это ваша деятельность, она
может завершаться вашим знанием. Но для этого вам необходимо сделать как минимум
3 рефлексивные вещи:
1) понять полученный вами результат - созданный продукт
деятельности, для этого нужно осознать, что за деятельность у вас была
(«выучил»), каковы её элементы - действия, к чему они привели; созданный продукт
здесь имеется в виду ВНЕШНИЙ (сказанный, повторенный, нарисованный), т.е.
выраженный вами вовне;
2) какие именно новые ваши знания (ваш ВНУТРЕННИЙ продукт)
соответствуют вашему внешнему результату-продукту - выразить их в той или иной
форме (сказать, написать, нарисовать);
3) итоговая рефлексия, которая как раз и предназначена для
отличения полученной вами чужой информации от добытых вами собственных знаний. В
итоге вы обозначаете а) свои знания, б) способы, которыми вы их получили.
Напишите ваши рефлексивные ответы на пп.1-3, тогда можно
будет сказать, есть ли у вас знания и если есть, то какие.
Андрей Шевченко: Очень
интересно! Для понимания одного не ясного термина «знание» применяем как минимум
три новых не ясных термина: «внутренний продукт», «внешний продукт» и «свои
знания». Как знания могут быть не своими? Думаю, чужой может быть информация, а
знания всегда свои. Вводим рефлексивный критерий истинности. Я правильно понимаю
- не практическое применение критерий знания а отрефлексированность нового
опыта? Хочу предложить такие варианты ответа: 1. Внешний продукт - слово
cucumber которое я могу к месту использовать 2. Внутренний продукт -ассоциация
cucumber=огурец 3. Я доверяю чужой информации о том что cucumber=огурец, и
считаю отныне это своим добытым знанием!
И мысль о позиции судьи, который решает - знание ли это
вообще! Тогда в школе можно проверять не навык использования чужой информации а
степень оторванности знаний? Верификация на основе процесса, а не по результату?
И тогда одна из градаций уровня владения знанием может быть выражена «... Но я
же учил!!!!...»
А.В. Хуторской:
А. Независимого термина «знание» не существует. Любой термин
(понятие) - элемент системы. Поэтому, да, нужна система понятий.
Б. Да, знания, понимаемые как продукт собственной
деятельности, всегда свои. Но это не отменяет массового заблуждения, что знания
- это чужая информация, т.е. неправомерного отождествления знаний и информации.
В. Да, критерий знания - не практическое применение чужой
информации, а отрефлексированность своего нового опыта.
По вашим ответам:
1. Нет, слово cucumber - не ваш продукт, не вы его придумали
(у нас в эвристических олимпиадах есть тип задания на придумывание слов, вот там
действительно дети создают свои слова-продукты).
2. Ассоциация cucumber=огурец - тоже не ваш внутренний
продукт, а полученная вами внешняя информация. Вот если бы вы сгенерировали свою
ассоциацию с этим словом, например, «представитель кукушек», тогда это был бы
ваш внутренний продукт.
3. Доверие чужой информации (о том что cucumber=огурец) не
является добытым знанием. (Доверие не = знанию).
PS.1. Для большего понимания механизма образования знаний вам
помогла бы детализация ваших деятельностей и их действий.
О судье, который решает, знание ли это вообще. Решить может
оспособленный человек (который владеет способами, хотя бы 1-3), либо его учитель
(владеющий ещё и способами выявления этих способов).
В школе можно проверять много чего. Но если ставить целью
проверку знаний, то да, необходимо проверять не навыки использования чужой
информации, а создаваемые учеником продукты и соответствующие им знания
(внутренние продукты - личностные качества: ЗУНы и др.).
«Степень оторванности знаний» необходимо тогда будет заменить
на степень «инаковости» - т.е. на отличия созданных учеником знаний от их
культурно-исторических аналогов.
PS.2. Замещение личных знаний на внешнюю транслируемую
информацию - основа манипулятивных технологий, цель которых - интериоризировать
внешнее специально отобранное содержание внутрь человека (Выготский и его
последователи, а также СМИ, политтехнологи и иже с ними).
PS.3. Подробности вышесказанного,
включая понятийный аппарат, технологии и концепцию образования человека см. в
наших работах:
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/
Литература
1. Аккаунт А.В. Хуторского // Фейсбук. URL:
https://www.facebook.com/akhutorskoy/
2. Дистанционные курсы для педагогов // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос».
– URL:
https://eidos.ru/event/courses/teachers/
3. Труды Научной школы А.В. Хуторского // Сайт Института образования человека.
URL:
https://eidos-institute.ru/science/works/
4. Форумы, соцсети, отзывы школ // Сайт Института образования человека. URL:
https://eidos-institute.ru/science/forum/
5. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. –
Спб.: Питер, 2019. – 608 с.
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/
6. Хуторской А.В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. —
3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 406 с.
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/
7. Хуторской А.В. История дидактики. Инновационные системы обучения от
Античности до наших дней : учеб.-метод. пособие. — Москва : Флинта, 2021. — 536
с.
==
Для ссылок:
Исламская педагогика. За приобретение «бесполезных» знаний – наказание.
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 25.08.2021 г. –
http://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.