Пишу учебник "История педагогики" по заказу издательства. Обо всех педагогиках,
начиная с первобытной. Изучаю сам.
На данный момент мой личный приоритет - древнеславянская педагогика, во многом
сокрытая. На втором месте педагогика Будды, очень логичная, подходит для всего -
от повседневной жизни, до философствующих людей. Они призывают, кроме всего
прочего - путешествовать. С третьим местом пока не определился. Но, совершенно
точно в учебнике будет и школа Пифагора и учение Дона Хуана (Кастанеда).
Начало параграфа о педагогике Будды.
Гаутама Будда (примерно 563-483 до н. э.) родился в городе
Капилаваст (Индия) в богатой аристократической семье из касты воинов государства
Шакья. Его назвали Сиддхартхой, что означает «Достигший цели», а его родовое имя
было Гаутама. Позже его стали называть Шакьямуни, то есть «Пробуждённый мудрец
из рода Шакья».
Отец Гаутамы был племенным вождём, мальчик воспитывался как царевич, в роскоши.
Обучился наукам и воинским делам: верховой езде, управлению боевой колесницей,
владению оружием. В шестнадцать лет он женится на двоюродной сестре Яшодхаре,
которая выбрала его из претендентов после состязании на ловкость и силу. У них
родился сын Рахула.
Однажды Гаутама покинул пределы своего дворца, где произошли его знаменитые
четыре встречи: со стариком, больным, усопшим и йогом-отшельником. Эти четыре
знамения определили его судьбу. Он понял, что следовало бы знать уже давно: все
мы болеем, стареем, умираем. Слава, семья, друзья и богатство — всё уйдёт, нет
ничего вечного – ни во внешнем мире, ни во внутреннем.
В возрасте 29-ти лет Сиддхартха отрекается от семейной жизни и царского
престола, ночью бежит из отеческого дома в сопровождении слуги и становится
странствующим нищенствующим духовным искателем. Следующие 45 лет жизни он
путешествует по долине реки Ганг, проходит испытания, создаёт и преподаёт своё
учение самым разным людям от аристократов до изгоев.
В 35 лет после 49-ти дней медитации Гаутама обрел просветление и стал Буддой.
Буддисты считают, что в момент сосредоточения Будда осознал «четыре благородные
истины», которые и составляют доктринальное ядро его вероучения:
1) жизнь есть страдание,
2) причиной страдания является желание и влечение,
3) существует особый вид бытия, не связанный со страданием,
4) есть путь, ведущий к обретению этого бытия.
Будда пришёл в устоявшийся ведический мир Индии и бросил вызов жрецам, касте
брахманов. Будда основывает общину буддийских монахов и монахинь, чтобы
сохранить учение после его ухода из мира. За ним последовали тысячи
новообращённых. В возрасте 80 лет Будда решил уйти из мира. Он съел свою
последнюю еду, которой было пожертвование от кузнеца Чунды, и неважно себя
почувствовал. В присутствии своих последователей Будда ещё раз убедился в том,
что его Учение понято и сохранено, и скончался в майское полнолуние. Последними
словами Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!»
Изречения Будды были собраны и записаны много лет спустя после его смерти.
Сутры, составляющие часть палийской Типитаки, считаются наиболее близкими тому,
о чём в учил Будда.
Главные идеи буддизма следуют из «четырёх благородных истин»:
• Жизнь в этом мире основана на страдании.
• Благие или дурные поступки человека создают карму, которая приводит к лучшему
или худшему перерождению.
• Высшая цель заключается в освобождении (нирвана) из цикла перерождений.
• Нирваны можно достичь, следуя Благородному Восьмеричному Пути.
• Ко всем живым существам нужно относиться так же, как к самому себе.
• Буддист стремится к счастью всех живых существ.
• То или иное учение можно принять лишь тогда, когда оно подтверждается личным
опытом человека.
Сегодня. буддизм широко распространился в странах Дальнего Востока (Китай,
Монголия, Япония, Корея), Юго-востока (Бутан, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма
(Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Непал, Шри Ланка). Для трёх регионов России
буддизм является традиционной и доминирующей религией (Бурятия, Калмыкия, Тува).
==
Михаил Рожков
Очень интересно! Ждем учебник!
Нина Емузова
Интересно, ждём!
Андрей Игнатенко
Если интересно, могу предложить материалы по Коллегии П. Галагана. За годы
своего существования эту уникальную школу закончили: академики В. И. Липский и
А.А. Богомолец, русский и советский юрист В. Э. Грабарь, (брат художника
И.Э.Грабаря), украинский поэт-неоклассик, переводчик, литературовед,
учёный-славяновед М.А. Драй-Хмара, сенатор, товарищ министра юстиции в 1913—1917
гг. И. Е. Ильяшенко, украинский советский психолог действительный член АПН СССР
Г. С. Костюк, русский общественный деятель и политик, член III Государственной
думы от Черниговской губернии Л. В. Кочубей, первый советский прокурор, народный
комиссар юстиции РСФСР, прокурор РСФСР Д. И. Курский, украинский общественный и
политический деятель. Первый президент УНР А. Н. Ливицкий, ученый, историк
права, доктор права член-корреспондент Всеукраинской академии наук (ВУАН)
Украинской ССР Н. А. Максимейко, учёный, педагогический деятель С. П. Моравский,
филолог А. Ю. Крымский, публицист, педагог и славяновед А. И. Степович,
российский историк литературы Н.А.Котляревский, поэт, переводчик, писатель и
историк литературы П. П. Филипович, украинский этногораф А.С.Чужбинский,
офтальмолог, профессор Киевского университета - первым в мире осуществил
пересадку переднего отдела глазного яблока, а также: А. Ф. Шимановский,
С.Меринг, И.Покровский, О.Малиновский, П.Боярский, А.Крымский, А.Ракович,
Б.Ларин, В.Отроковский, М.Чубинский, Н.Жевахов, С.Бердяев и многие другие
известные деятели науки, политики, и культуры.
Konstantin Kiselev
По буддизму очень хорошую книгу написал Торчинов - "Введение в буддологию".
Написана академично и. в то же время, довольно просто.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Педагогика Будды
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 17.08.2021 г. –
http://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.