: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

История дидактики. Школа М.П. Щетинина
 
 

 
 

03.06.2021 г.

История дидактики. Школа М.П. Щетинина


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Одна из 38 инновационных систем обучения в моей книге "История дидактики" - система обучения М.П. Щетинина. У него есть также философско-педагогические принципы.


ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ ЩЕТИНИНА


«В Синегорье мир строится с самого начала. Рассматриваются духовные ценности в сознании Человека. Он — листочек на веточке. Веточка — его семья: отец, мать, бабушки, дедушки. Семья — тонкая ветка более толстой ветви — Рода. Эта толстая ветвь вырастает из целого ствола — своего Народа.


Оторвётся листок от веточки, закружат его ветры с разных сторон — и сразу непонятно будет всё в этом мире. Зачем ему дерево? Ветер может унести его в любую сторону.


По традиции человек должен знать семь поколений своих предков. А ещё лучше, когда он осознаёт себя их продолжением. Главными духовными ветвями, которые прикрепляют человека к «дереву», являются знание им истории своего народа, его культуры, а главное — с малых лет прочувствование, врастание, переживание заново, органично своей национальной культуры.


Взгляд на мир Русским сердцем, Русским оком. Отсюда необходимость в воспитании русского мироосмысления как родового, изначально присущего.


КОНЦЕПЦИЯ СИНЕГОРЬЯ. В человеке хранится вся информация об окружающем его мире, и не только о Земле, но и обо всей Вселенной. С малых лет он может ею пользоваться. Её надо только позвать из глубин его подсознания, из родовой памяти. Поэтому в Синегорье один из критериев отбора — здоровые родовые гены, здоровая основа. Человек ещё не проявлен, не осознал себя ни духовно, ни этнически, но в нём содержится всё ему для этого необходимое.


ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ. Человек имеет в себе мощный аппарат саморазвития при условии здоровой генетики, не изломанной психически или тяжелой наследственностью.


Поэтому надо поверить человеку во время процесса постижения мира. Задать рамки, организующие общее направление, и оставить в этих рамках максимум простора для саморазвивающегося начала.


Отсюда основной ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УРОКА — принцип погружения в тот информационный слой, который тебе сейчас наиболее близок, независимо от возраста. Работаешь, насколько внутренне есть способность и желание сейчас воспринять именно этот материал. Хочется изучать другой предмет — подойди к другому кругу. Совсем не хочется — отдохни, переключись на другую работу.


СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВА. Познать радость в себе и на пользу ближним как можно больше и как можно лучше. Трудно даётся — твой сосед охотно поможет.


СТИМУЛ ДЛЯ РОСТА И ВДОХНОВЕНИЯ. Ты сам, познав что-то, можешь и даже должен объяснить это другому. Этот другой — твой друг, часть твоего мира. Помочь ему — радость; помог ему — проявил себя, самоутвердился в хорошем деле.


ОГРОМНЫЙ ОБЪЁМ ЗНАНИЙ удаётся освоить так быстро, потому что:


— изначально предполагается и затем аргументированно доказывается, что это полезно для тебя и необходимо для твоего роста;
— обучение приятно, потому что даётся без жёстких рамок, в игровом ключе;
— никто не задумывается, что это «много», потому что нет понятия «мало» — хочется усвоить быстрее (это полезно) и передать другим (дополнительный стимул в процессе постижения истины).


АТМОСФЕРА. Духовное братство — в высшем смысле этого слова. Братство равных, живущих в едином духовном потоке. Синегорцы живут в равных условиях с тобой. Ты делишь с ними пищу. Готовишь её, раздаёшь её, что является, помимо психологического, ещё и священным фактором.


В средневековой Руси и на Кавказе разделившие вместе хлеб и воду уже совершали ритуал духовного побратимства. Человек, считавший другого неприятелем (если он честный человек), не мог сесть с ним за один стол; а если садился, значит признавал, что обида забыта. Подношение хлеба-соли на Руси — пример этого обряда.


Ты служишь ближнему, он служит тебе. Это органично и не воспринимается в плане противопоставления: сильные заставили — я подчинился; они «верхние» — чуждые, я «нижний» — чуждый им.


МЫ. «Я» — часть этого «мы» — воспитывается ежедневно. Если я хочу радовать ближних своим присутствием, я должен сделать хорошо то, что признаётся ими за ценное и с чем я согласен. Учиться быть отзывчивым, весёлым. Разделять с ближними заботы, а не только радости. То, что за пределами Синегорья иногда считают омертвевшими прописными истинами, вдруг оживает и становится реальным поводом для действий и ложится в основу критериев мировоззрения.


«Я» — не центр этого мира. Есть более красивые, лучше усваивающие, более весёлые или от природы сильные. Их ум и сила не унижают, а, наоборот, обогащают меня, потому что они — часть моего мира, и я рад, что нахожусь среди них. Они помогут мне стать таким же мудрым, сильным, красивым.


ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ В 13 ЛЕТ, делиться знаниями с более старшими — огромного значения факт для растущей личности. Самообучение, самовоспитание, созидание друг другом самих себя — это процесс, на котором была построена славянская община, казачья станица, поселения Севера, где не было крепостного права, а значит, в сознании отсутствовал комплекс неотвратимости подчинения.


В казачьей станице не было «чужих» детей. Их могли воспитывать все, потому что дети, вырастая, становились друзьями, соседями, сослуживцами, мужьями и женами друг другу, а значит, частью духовного и материального мира станичника. Как же не формировать его, пока есть возможность!


Не было одиноких. Вдове найдут мужа. Бобылей не любили, подозрительно к ним относились, потому что всякая дисгармония неизбежно отразится на общине. Поэтому в Синегорье, при правильно сформулированной системе ценностей, всплывает ещё и генетическая память. Синегорцы помнят идеалы своих прадедов подсознательно.


Молодому славянину в 13 лет на Руси уже доверяли оружие, брали в походы. В 14-15 лет русич мог стать хозяином дома, полноправно вести хозяйство. Полученный опыт и здоровье позволяли быть и пахарем, и организатором хозяйства. Сейчас Русь нуждается в «хозяевах» и ратниках. На Поле Куликово выходили 13–летние. Сейчас та же ситуация.


Наши души - Поле Битвы. Чтобы оно не стало Диким полем, - Синегорье вспоминает лучшие славянские традиции и взращивает своих витязей.


СЛОВО. Его силу предки знали хорошо. Не случайно именно юношество, молодые засорили свой язык англицизмами, блатным жаргоном, уродливым «арго». Словом, обращением к знакомому, подруге они уже унижают, оскорбляют.


Невозможно выразить высокие человеческие чувства теми словами, которыми они пользуются. А это и чувства убивает. Используемые слова отражают и формируют обратную связь миропонимания, мирочувствования.
Силу слова в Синегорье почитают, потому и желают друг другу здоровья по много раз в день. Какой мощный источник силы, резец для формирования души хранят слова, звучащие в Синегорье! Искони славянские, глубокие, всеобъемлющие, мелодичные.


Врачи подтверждают, что организм человека может лечиться при звуках естественного для него ритма родной речи. Сейчас сам ритм искажают англицизмами. Но не в Синегорье.


РОДИНА И СИНЕГОРЦЫ. Для синегорцев Родина — это органическая часть их мира. Среда обитания. Они — часть своей Родины. Они сильны тем, что у них есть цель. Сейчас Русь бьётся за то, чтобы не стать колонией, доминионом, сырьевым придатком. Они сознают своё место в этой борьбе. Дерево Рода, дерево нации корнями в родной земле.


Синегорцы с XXI века начнут своё возделывание душ и судеб по всей Руси. Как хорошо, что их уже ждут истосковавшимися, изболевшимися по русскому духу сердцами. Это ни на грамм не уменьшит сопротивление, которое им предстоит преодолеть, но усилит их, вдохновит.


На Руси возрождать Русь — вот их задача. Возродить в реальных детях, в ближайшее время — силой собственной веры и целеустремлённостью.


Не словом полемики, а делом, собой синегорцы начнут свою рать, свою пахоту. Поистине образы Святогора и Микулы Селяниновича не покажутся гиперболичными. В самый раз. Именно Святогорами и надо быть, чтобы поднять «тугу земную» безверия, опустошённости духовной. Мечом работать гораздо проще, чем так — духом.
Удивительная закономерность в том, что синегорцев особенно горячо ждут на землях, которые считают сакральными, на землях, где развилось казачество. Белуха, Алтай, Оренбургский край. Всё это места «заветные». А синегорцы понесут именно «славянский завет» — завещание предков в эту современность.
ЧИСТОТА. Она удивительная и многогранная часть Синегорья. Начинается с порога. Войди в дом в чистой обуви. Очисти грязь с ботинок и подумай о чистоте своих мыслей. Войти в этот дом нужно с чистой душой, потому что там очень чистая материя — дети. Ещё не исчёрканные, не исписанные каракулями неудач и чьих-то злых помыслов. У них чистые глаза. Светлые оттого, что чистые лица.


В теремах Синегорья очень духовная атмосфера. Задорные, шумные дети спешат по коридору, но опрятность одежды — их особенность. Трудно в детстве сгармонизировать положение складок на рубашке и не помять в беготне брюки, но идеал тут — это чистая линия.


Грязные слова исключены абсолютно. Даже грязные эмоции — зависть, недоброжелательность, раздражение, страх, корысть. В Синегорье не имеет значения главная причина нечистоты людской - деньги. Там ничего не продают и никого невозможно купить.


АДАПТАТИВНОСТЬ. Особенностью синегорцев является повышенная адаптивность в экстремальных условиях. Отличная физическая подготовка (ежедневные занятия борьбой и хореографией) помогают выдержать физические нагрузки. Привычка заниматься по 12 часов вырабатывает отличную память, приучает мозг спокойно принимать новый материал. Помимо высшего образования, синегорцы нередко получают параллельно с ним и рабочие специальности. Это расширяет диапазон возможностей не только при устройстве на работу, но и очень помогает в частной жизни (умение самим провести электричество, участвовать в построении дома в качестве специалиста-каменщика или плиточника и др.).


ОСОБЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Общество нуждается в доброжелательных, отзывчивых, надёжных людях. Несостоявшаяся личность, растерявшаяся под натиском реальности — типичная картина.
Синегорцы настроены изначально на оздоровление социума всем своим поведением. Они учатся объединять людей, поддерживать. Ближние для синегорцев не просто сограждане — они часть народа. А народ — понятие для синегорца не абстрактное. Помочь народу всем, чем можно — и есть задача синегорца. Народ растерян — ободрить его, разделён — собрать, организовать в общину. Народ тоскует в бесцельном метании — созданием школ поставить перед ним реальную цель, вырастить поколение, которое и выведет Русь из кризиса. Синегорцы уже начали этот процесс фактом своего существования.


На личностном, локальном уровне синегорец как надёжный друг, человек твёрдых нравственных устоев, специалист, которого есть за что уважать, способен собрать вокруг себя людей. Модель, принцип — славянская община. Форма работы — создание школы-аналога Синегорья. Причём для Синегорья школа — главный, но не единственный путь реализации.


СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ. Современный мир и массовое сознание популяризируют схему: «Человек — эгоист в центре мироздания. Он должен служить своим страстям и прихотям. Родина — только место рождения. Жить надо там, где лучше. Если на Родине плохо, неуютно жить, надо поскорее покинуть это невыгодное и непрестижное место или жить, мучаясь комплексом политической неполноценности». Формулы «Человек человеку волк» и «Наверх любой ценой», жить ради своего «хочу» — не новы. Им тысячи лет. Многие в них уже разочаровались.


СИНЕГОРЕЦ НЕСЁТ В СОЗНАНИИ ОБЩИННУЮ ФОРМУ УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА. Её очень многие готовы поддержать. Ждут лидера, изначально требуя от него соответствия по очень многим параметрам (кризис веры). Такие люди в Синегорье растут. Их модель построения мира не политическая. Синегорец не будет образовывать новую партию. Он готов обратиться к самому народу с целью вспомнить исконную форму существования. Это трудно в начале ХХ века, но возможно и, главное, необходимо народу. Именно в общине, в народе вырастут те политики, в чьих программах будут не декларации, а реальные задачи с реальными механизмами исполнения. Кризис современного политического процесса — отражение кризиса мировоззрения. Не о народе думают политики, а о престиже и выживании своих партий и своём лидерстве. Это чётко выражается в их действиях.
Настоящего политического лидера возможно вырастить только в народной среде. Первый этап его становления — сознание того, что он часть народа и хочет реально помочь сородичам в масштабе всей Руси. Уважение к нему соседей, уважение в его доме, районе, городе — вот реальные показатели его значимости.


Современных депутатов их избиратели узнают только перед выборами, а избранные мгновенно (как правило) становятся невидимы и недоступны. Люди, имеющие авторитет у народа, невольно обратятся к политике, поскольку другого средства кардинально оздоровить общество нет. Синегорцы, возможно, столкнутся с этой проблемой, но на втором этапе. Первый этап — создание на Руси школ–общин, популяризация в народном сознании идеалов рода.


ОТКРЫТОСТЬ. Синегорец открыт людям. Он не боится ближнего, напротив — готов ему помочь; ведь ближний — часть его мира. Он открыт знаниям, постижению нового, открыт природе. Он — органическая часть природы: уважает её, осознавая родство с ней, умеет ею любоваться. Он открыт Богу, который есть Высшая Справедливость, Творец и Создатель мира. Это то, что необходимо для нормального высокодуховного развития. Русь всегда называли Святой. Синегорцу близко это определение, потому что мир для него свят. Его надо созидать и любить, ибо этим созидаешь и любишь себя (но это подсознательный мотив). Самый большой грех — разрушать и ненавидеть. Доброжелательность в Синегорье — открытость ко всему созидающему; это лучший показатель внутренней открытости».


(Из материалов Юрия Кольцова).


Выходные данные:


Хуторской А.В. История дидактики. Инновационные системы обучения от Античности до наших дней : учеб.-метод. пособие. — Москва : Флинта, 2021. — 536 с.


На фото: А.В. Хуторской и М.П. Щетинин, Киево-печерская лавра, 2011.

Наталия Гангнус
Как здорово, Андрей Викторович! Вы лично знали М. П. Щетинина. Уникальная школа. Благодарю за содержательный пост. Как раз сегодня будем говорить со студентами об авторских школах. В том числе, об этой. Очень вовремя!

марина салтыкова
Андрей Викторович, здравствуйте. А есть ли где-нибудь сейчас воплощение этих идей и системы ?

Хуторской Андрей Викторович
Школа Щетинина в Текосе была закрыта по инициативе минпроса. Есть последователи Щетинина, которые создают или планируют создание аналогичных школ в разных регионах. Группа ВКонтакте: https://vk.com/shkola_shchetinina

марина салтыкова
Огромное спасибо. Войти ВКонтакт пока не удалось почему-то, буду стараться ещё раз

 


 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. История дидактики. Школа М.П. Щетинина  
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 03.06.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023