Как нам обустроить образование в России? Часть 1. Доктрина.
Мои коллеги спрашивают, почему я не пишу о том, какими должны быть главные цели
и планы образования в нашей стране? Если многих не устраивает то, что происходит
в образовании сейчас, то к чему нужно идти? Каковы ориентиры?
Я вообще-то на эти вопросы отвечал не раз. Но всё это сказано и написано в
различных книгах, статьях, материалах курсов, семинаров, конференций. Поэтому,
соглашусь, нужна сводная выжимка на тему «Каким быть образованию в России?».
Начну с главного государственного документа, который сегодня официально
отсутствует – с Доктрины образования человека.
В настоящее время официальной доктрины образования в России нет. Имеющаяся
национальная доктрина образования, период действия которой был определен с 2000
по 2025 г., упразднена в 2014 г. постановлением правительства Медведева (№ 245
от 29.03.2014). Отменённая доктрина была далека от совершенства, но сегодня нет
никакой.
Нынешнее законодательство изменено таким образом, что доктрина образования может
как существовать, так и не существовать — это определяется решением президента
или правительства страны. Такой ответ мне дал В.А. Никонов, председатель
комитета по образованию Госдумы РФ.
В России есть военная доктрина, доктрина информационной безопасности. Официально
принятой доктрины образования пока нет. Отсутствие документа, определяющего
национальную политику в области образования, затрудняет реализацию
конституционного права граждан на их образование, снижает обоснованность
государственных решений, подвергает рискам безопасность страны. Отсутствие ясных
ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии образования
среди педагогов, учащихся, их родителей, к некомпетентным действиям политиков,
произволу чиновников в управлении образованием.
Без единой доктрины появляются противоречащие друг другу законодательные нормы.
Например, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего
образования и единый государственный экзамен (ЕГЭ) по-разному определяют
ожидаемые результаты обучения, что не позволяет педагогам, школам,
управленческим ведомствам организовать эффективный образовательный процесс.
Закон «Об образовании в РФ» не может выполнять функции доктрины образования в
силу своей специфики. Существует множество вопросов, которые не могут быть
решены с помощью данного закона. Да и сам закон должен быть одним из воплощений
доктрины, а не наоборот. Это же относится и к другим документам, стратегиям и
программам в области образования и воспитания, на которые выделяются миллиарды и
триллионы рублей без необходимых концептуальных оснований. Примеров очень много.
Основная проблема сложившегося в последние годы подхода к управлению
образованием — игнорирование роли субъектов образовательного процесса. Нынешняя
система управления образованием определила требования к образованию, не учитывая
подчас потребности и запросы других заказчиков образования: самих учащихся, их
родителей, педагогов, школ, регионов, производств, этносов, религиозных
конфессий, общественных объединений.
Происходящие в практике работы школ, вузов проблемные ситуации свидетельствуют,
что действия управленцев в области образования зачастую идут вразрез с
гуманистическими, общечеловеческими ориентирами образования.
Концептуальной основой решения многих накопившихся в отечественном образовании
проблем должна стать соответствующая доктрина. Наше определение:
«Доктрина образования человека — система объединенных общей идеей
основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи,
содержание, систему организации обучения, воспитания, контроля и оценки
результатов образования человека».
Разработанный нашей научной школой проект Доктрины образования человека и другие
документы:
https://eidos-institute.ru/science/doctrine/
Для обсуждения.
Предложите два-три положения, которые, на ваш взгляд, должны войти в Доктрину
образования человека в России. Обоснуйте их.
===
Как нам обустроить образование в России? Часть 2. Смысл образования.
Мы часто слышим «получить образование», «дать образование». Что такое для
человека его образование? Можно ли его получить, дать, передать?
Иногда говорят, что в школе или вузе «дают» знания, а учащиеся их якобы
«получают». Учителя или родители учеников говорят про «подачу материала»,
считая, видимо, что это и есть знания.
Знание многие отождествляют с информацией. Это ошибка. Знание – не информация.
Знания не передаются. Передаётся только информация. Знания – продукт и результат
деятельности человека, а не знакомство с информацией о чужих знаниях. Например,
если ребёнок говорит, что Земля круглая, это не знания, а информация, которую в
него записали. Чтобы утверждение «Земля круглая (шарообразная)» являлось знанием
ученика, ему необходимо выполнить соответствующие деятельности, и придти к
определённому результату (не факт, что они будут такими, как хочет учитель или
родитель). Для этого не обязательно лететь в космос на ракете, есть и более
доступные действия. Но именно они - эти действия приводят к знаниям. А не просто
«учитель сказал» или «в учебнике (на сайте) написано».
Чудовищное по массовости заблуждение – считать, что образование – это усвоение
информации. Это просто везде! Вы что, хотите человека превратить во флешку?!
Вот и Дума создаёт «теорию», что воспитание – это просвещение. Дума думает, что
если школьникам будут что-то говорить, «давать информацию», то так они и будут
думать и делать, их образование можно будет регулировать подачей «нужного»
контента. Здесь две ошибки. Первая, воспитание – это не просвещение и тем более
не передача информации. Вторая – образованием и воспитанием человека управляют
педагогические законы, а не юридические. Хоть каждую неделю вноси поправки в
Закон об образовании, ни образование, ни воспитание людей от этого никак не
изменится.
Образование как передача, трансляция чего-либо — достаточно распространенное
понимание. И мало кто задумывается, что в основе данного понимания лежит
направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой,
что все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача — только
«брать». Иногда говорят, что «богатства, которые выработало до него
человечество» передаются ученику для его же пользы — чтобы он лучше вписался в
общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие «закрома»
свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения
ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь
постольку, поскольку работают на доминирующие внешние цели.
Принцип «дать образование» входит в противоречие с миссией человека и смыслом
его образования. Во-первых, если под образованием понимать процесс внутренних
приращений, то дать человеку его внутренний мир невозможно: он растет и
развивается по своим законам. Во-вторых, в основе такого понимания образования
заложена потребительская ориентация: кто-то ученику должен «давать», а его
задача — только «брать».
Так что же такое образование? Образование – это буквально образоВЫвание
человека, реализация его потенциала во всех его сферах, рост, развитие. А не
впитывание информации. И не усвоение передаваемого.
В человекосообразной педагогике образование ориентировано на воспитание
личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая
всякий раз соответствующую продукцию — мнения, идеи, поступки, произведения
различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему
быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Предназначение человека
проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и ценности, а чтобы
продуцировать новые знания, ценности и опыт.
Для того, чтобы выстраивать образование человека, нужно отбросить заблуждения и
обратиться к его смыслу.
==
Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.:
Питер, 2019. – 608 с.
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как нам обустроить образование в России?
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 23.03.2021 г. –
http://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.