Что такое педагогика? Диалог "Хуторской - Курганов"
16.02.2021 г.
Что такое педагогика? Диалог "Хуторской - Курганов"
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Продолжите дискуссию, которая проходила в Фейсбуке.
Сергей Курганов: «Педагогика не наука, искусство. Никакие
диссертации по педагогике совершенно не нужны».
Андрей Викторович Хуторской: «Педагогика — наука об образовании
человека. А искусством является умение ее применять. По педагогике нужны
востребованные диссертации. Например, такие, которые защищают представители
нашей научной школы: https://eidos-institute.ru/science/».
Сергей Курганов: «Мне всегда было очень сложно понять, почему
педагогика — наука. Я и сейчас этого не понимаю. Педагог никогда никакую науку
не применяет, конечно. Педагог действует интуитивно. Потому что педагог —
артист. Кто-то может об этом написать квазинаучную работу, но педагогу и
педагогике это совершенно не нужно. Нужна хорошая журналистика, эссеистика, но
уж никак не наука».
Андрей Викторович Хуторской: «Наука и появляется тогда, когда
человек, действующий интуитивно, осознает и структурирует основания своих
действий, выявляет причины и закономерности явлений и событий, применяет к ним
атрибуты создаваемой науки. У журналистики для этого меньше средств, чем у
науки, хотя они, средства образования людей, конечно, у журналистики есть».
Сергей Курганов: «Согласен, но будет ли это педагогическая
наука? или достаточно психологии (ну, скажем, Выготский) и философии (допустим,
Библер)»?
Андрей Викторович Хуторской: «Науки между собой
взаимодействуют, конкурируют. Например, психология последовательно совершает
экспансию в сторону педагогики, захватывая ее предмет исследования (образование
человека). Появилась “педагогическая психология”. Последний пример — школьные
ФГОСы в России, которые созданы психологами и на психологической основе.
Педагогика и методики исключены из них в качестве основания».
Сергей Курганов: «Как вы думаете, дорогой Андрей, образуется ли
в XXI в. при этом педагогика как наука, сопоставимая с психологией, то есть
появились ли научные исследования в педагогике, сопоставимые с исследованиями
Выготского, Фрейда, Пиаже в психологии или Гегеля, Бахтина, Библера в
философии?»
Андрей Викторович Хуторской: «Вы правы, педагогика как наука
менее развита, чем многие другие. Она вообще молодая наука, ей всего каких-то
200 лет. В советское время из-за идеологического давления педагогику засорили
политическим долженствованием, попытались сделать ее ручным инструментом
изготовления нужного человека — хомо-советикуса. Из-за этого педагогика не
развивалась, превращалась в схоластику с политическими заклинаниями и
морализаторством, потеряла авторитет и уменьшила свой рейтинг как наука. В
лучшем случае ее считали искусством и привязывали к отдельным педагогам. То есть
произошел эмпирический крен, который и вы продекларировали. В то же время в
педагогике есть достижения, теории, подходы, которые укрепляют ее как науку.
Ушинский сформулировал многие моменты, Блонский исследовал образовательный
процесс, Дьяченко попытался вскрыть онтологию обучения. Хотя дидактика — это не
педагогика. В любом случае, педагогику еще ждут достижения. Но надо понимать,
что это особая наука, не такая, как физика и математика».
Сергей Курганов: «Спасибо, во многом я согласен».
Источник:
Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. –
Спб.: Питер, 2019. – 608 с.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Что такое педагогика? Диалог "Хуторской - Курганов"
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 16.02.2021 г. –
http://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.
|
|