Главное в образовании - педагогические основы.
Предлагаем организаторам семейных школ профессиональную поддержку в форме
проекта «Эвристическая школа».
Когда ребёнок счастлив?
Когда создаёт своё? Или когда выполняет тесты? Ответ подтверждён тысячами детей:
ребёнок счастлив, когда творит!
Зачем ребёнок учится?
Чтобы усвоить знания? Но они устаревает. Передавать и получать знания – не то,
чего ждут дети. Им нужно проявить себя, общаться с другими, что-то создавать.
Эти задачи решает эвристическое обучение. Главное в эвристической методике –
реализовать себя, а не усвоить информацию.
Ребёнок – творец
В каждой методике есть своя идея. В основе нашей Научной школы принцип человека
создающего. Этот принцип разделяют и многие религии, согласно которым человек
создан по образу и подобию божьему. А если Бог – творец, то и ребёнок – творец.
Значит, образование есть творчество.
Решение проблемы мотивации
Ребёнок приходит в школу с желанием учиться. Но стандартная методика начинает
требовать от него совсем другого – усвоения материала. В результате ученик
теряет мотивацию. Чем дальше, тем больше. Эвристическая методика решает проблему
мотивации – когда ребёнку дают творить, он вновь хочет учиться.
Это главная цель эвристического обучения, чтобы дети хотели творить, хотели
учиться. Методика эвристического обучения решает проблему мотивации буквально в
два месяца. Цель эвристического обучения, чтобы ребёнок создавал своё. Как
только это происходит, решаются все проблемы с желанием учиться. Ребёнок бежит в
школу даже в выходные.
Эвристика сочетается со стандартами
Как быть с учебниками, стандартами, другими системами обучения? Да не проблема!
Эвристическое обучение в нашем варианте адаптируется к любым стандартам и
учебникам. Соблюсти ФГОСы? Пожалуйста. Выбираете учебник Моро или вкладыши
Монтессорри? Прекрасно. И ЕГЭ мы не убираем, но тратить на него всё школьное
время не будем, за 3 месяца в выпускном классе вполне можно подготовиться.
Собственный продукт
В основе многих методик, например, у репетиторов, натаскивание. Эвристическая
методика имеет другую цель – создание собственного образовательного результата –
продукта. Причём, такого, который имеет личную значимость для ребёнка, и
отвечает потребностям других людей. Иначе зачем учиться делать то, что никому не
нужно?! А именно этому посвящены многие занятия в обычной школе.
Самореализация = успех = счастье
Итак, эвристическая методика ориентирована на собственный образовательный
продукт ученика, на его самореализацию. Это обучение через открытие.
Как всё происходит? Мы разработали систему эвристического обучения. У нас есть
множество форм занятий – эвристические уроки, олимпиады, конкурсы, конференции.
Эвристические методы, приёмы, технологии. Проверенные временем. Эвристическое
обучение - одно из самых древних. Если считать со времён Сократа, то
эвристическому обучению 2418 лет.
Отклики
«Мой сын относится к категории детей разносторонне одаренных. У него незаурядные
вокальные данные, способность к музыкальным импровизациям, к рисованию, лепке.
Он любит и умеет придумывать новые слова, изобретать их, т.е. ребенок имеет
довольно высокий уровень креативности. Задание на исследование снега показывает
его наблюдательность, умение подмечать не только существенное, характерное, но и
даже малозаметные свойства, его способность к обобщению и выводам. В рефлексии
Володи, ответом на вопрос, какие чувства он испытывал, стал ответ: РАДОСТЬ И
СЧАСТЬЕ. СЧАСТЬЕ ТВОРЧЕСТВА. Это самая высокая оценка и одновременно та цель,
которую, как мне кажется, и преследовали организаторы. С признательностью и
благодарностью», - Шишлова Елена Альбертовна, мама Шишлова Володи, 1 класс.
«Эвристика открывает для ребят совершенно новые стороны вещей, событий, явлений,
предметов. Стимулируются их самые разные умения, накопленный опыт, знания,
воображение, фантазию. Они приходят в полный восторг от заданий, получают
наслаждение от возможности, как следует подумать над необычно поставленными
вопросами и, что особенно важно, продолжают думать над ними и впоследствии.
Задания помогают организовать мыслительные навыки ребят-«причесать мысли», учат
анализировать, обогащают лексику, устную и письменную речь, навыки грамотности,
усиливают здоровую конкуренцию между ребятами, повышают их мотивацию. Это
праздники для детей, праздники Ума, Духа, Воображения. Было бы большим
достижением использовать эвристику в изучении всех предметов школьной программы.
Польза и результаты были бы необыкновенны!», - Чинакаева Гузель Анасовна, мама
Чинакаевой Гульнары, 5 класс.
«Запомнилось то, что очень маленькие дети, ребята задают очень интересные
вопросы, рассказывают интересно, и то, что они очень самостоятельные», –
Николаева Дисулия, 7 класс.
Подробнее о проекте
https://eidos-institute.ru/event/projects/schools/catalog/872001/
==
О семейном образовании
О семейном образовании (СО). Иногда его называют альтернативным.
1. В большинстве семей нет никакого альтернативного образования. Всё то же
самое, что и в школе, только дома. Потому и проблемы те же - отсутствие
мотивации, формализм, отчуждённость. Если ориентироваться на "подачу материала"
и сдачу еге, приходим к тому, от чего ушли.
2. У многих родителей, да и учителей, проблема. Как научить ребёнка заниматься
самостоятельно? Кто-то считает, что лень неизбежна и заставлять учиться нужно.
Этакая концепция врождённой порочности. Я вот что скажу: чтобы ребёнок начал
заниматься самостоятельно, вам сначала нужно самому научиться быть педагогом.
3. Ребёнок прекрасно самоорганизуется у грамотного педагога. Если у вас не так,
значит вы пока не педагог.
4. Когда родитель начинает понимать, что он не педагог, то начинает искать
педагогов в кружках, секциях, обращаться к репетиторам. Но это не школа, а
разрозненные люди и учреждения, у них нет необходимой основы для образования.
Даже персональный тьютор её не обеспечит.
5. Тогда начинается поиск "хорошей" или хотя бы терпимой школы. А они все такие
же по сути, что и обычные. И другими не могут быть, поскольку все они в системе,
отнюдь не альтернативной.
6. Ещё вариант - создать свою семейную или многосемейную школу. Сложный, но
самый продуктивный путь. Для этого нужно не помещения найти и педагогов набрать,
как некоторые считают, а совсем другое. У нас есть опыт научного руководства
несколькими школами "семейников". При надлежащем подходе получается
действительно альтернатива.
7. И последнее. Обучение - естественная потребность любого человека. Оно не
может не происходить. И не надо для этого никаких "сладких оболочек". Для успеха
нужно, чтобы оно было человекосообразным.
Я так понимаю, что основная часть моих френдов здесь - профессионально
занимаются образованием. То есть не только родители, сколько педагоги. Я
разместил данный пост о СО в группе сошников, там обсуждение поинтенсивнее. И
предлагаю здесь мой итог - выводы в отношении родителей, которые ведут или
планируют вести семейное обучение.
==
Благодарю участников группы, откликнувшихся на данный пост. Правда, по откликам
я обнаружил, что внимание обращается не на то, что я хотел сказать. Что,
впрочем, неудивительно, каждый, носит с собой свой мир, через который
воспринимает окружающее.
Позволю себе пояснить, что именно я имел в виду.
Во-первых, то, что далеко не всякое семейное образование является альтернативным
общепринятому. Наоборот, почти все семейники, понимания которых мне известны,
никакой альтернативы в смыслах образования изначально не имеют, а чаще всего и
не хотят иметь. Не обнаружил я ничего альтернативного и в ответах на мой пост.
Поясню. Альтернативными подходами в образовании я считаю, например, вот такие:
интериоризация ("вращивание" в стиле Выготского) и экстериоризация
("выращивание", Руссо, Толстой, Сократ). Есть и другие альтернативы - по
смыслам, целям, философии, религии и др.
Не является же альтернативным образованием то, которое происходит не в школьных
стенах, а дома. Разница, конечно есть, но тогда и группа должна называться
"Альтернативные помещения для образования", а не "Альтернативное образование".
То есть как-то нужно держать рамки группы в отношении её названия. И не
находиться в иллюзии, что обсуждаемое здесь и есть "альтернативное образование".
Второе. О задачах группы. Если её цель - обсуждение альтернатив, то их бы и
следовало обсуждать. Если же кому-то важно не это, а например доска объявлений
типа "Подскажите кружок по шахматам в районе Крылатское", то это не
соответствует группе с данным названием.
Третье. Некоторые обнаружили в моих тезисах "рекламу". Да. вы правы, это именно
реклама. Моих мыслей о сути СО в её массовом отражении. В семи тезисах и
прорекламировал то, что вижу и понимаю. Если у вас есть мысли по поводу
сказанного, прорекламируйте их тоже.
Четвёртое. Есть понятие "рамки обсуждения". Если написано 7 тезисов, отнеситесь
именно к ним, или к некоторым из них, согласием, возражением, как угодно. А не
пишите о чём-то другом, и не стройте из себя обиженного из-за того, что
получается, что вы как бы не педагог. Да, не педагог. Но стремиться же надо.
Начните с выдерживания рамок и культуры суждений на педагогическую тему. Потому,
что ребёнок выбрал вас своим родителем. И ждёт от вас профессионального внимания
своему образованию. Дилетантом в СО можно начинать. Но оставаться им, я считаю,
безнравственно. По отношению к своим детям. Совершенствуйте себя, тогда и детям
своим поможете.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Когда ребёнок счастлив? Семейным школам
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 09.02.2021 г. –
http://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.