: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Учителей без дистанта больше не будет  

 
 

26.09.2020 г.

Учителей без дистанта больше не будет 


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Всё. Без подготовки к дистанционному обучению учителей больше не будет. Кто не успел, тот опоздал. Или на пенсию, или в другую профессию.

Идущие с весны разговоры про дистант - типа нужен он или не нужен, хороший он или не очень, скоро закончатся. Ничего другого практически не будет. Хочет этого кто-либо, или нет. Такова реальность.

Оптимистическая новость: дистанционное обучение, если оно грамотное, намного эффективнее очного. Не просто лучше, а намного лучше. По ключевым параметрам. Говорю об этом, опираясь на свой 30-летний опыт в ДО и 17-летний опыт очного учителя.

Так что, вместо непродуктивных надежд на возврат к прошлому, рекомендую одно и главное: подготовьтесь к дистанту!

И не думайте, если вы провели с учениками 2 месяца занятий в зуме или гугл-классе, вы специалист в ДО. Никакой вы не специалист. Использование интернет-платформ на уровне "чайника" ещё не делает вас дистанционным педагогом.

А что делает? Качественная, системная переподготовка делает. И начать её рекомендую с настоящего курса дополнительного профессионального образования "Теория и методика дистанционного обучения", 252 ч.

Не опоздайте с заявкой. Для юрлиц выгоднее направлять группу от 4 человек.

Против дистанта, говорите?

Причины проблем многие зовущие на митинги "против дистанта" не видят. Точнее - не умеют видеть. И научить видеть их практически невозможно. Потому, что они не хотят. Они думают, что всё знают и всё понимают, а это не так.

Так вот, дистант в России работает 30 лет. И доказано, что при грамотной организации и применении правильных методик его результаты намного выше результатов очного обучения.

Так в чём проблема? А вот в чём.

1. Руководители образования (чиновники) не компетентны в ДО. Поэтому не могут организовать грамотного дистанта. Деньги из бюджета они умеют черпать, а работать в этих условиях не умеют. Таких чиновников нужно заменить.

2. Педагоги школ (большинство) не владеют методиками дистанта. Нужна их проф. переподготовка, но вести эту профпереподготовку должны квалифицированные спецмалисты, а не те, которые в местных прикормленных ИУУ.

3. Очные технологии, например, классно-урочная система, для ДО не годятся. И это доказывают повсеместные попытки вести уроки с помощью Зума и не только. Нужна соответственная методика. Вот, например, нужные курсы.

Глупо сопротивляться реальности и прогрессу. История многократно доказывала, что лучше не станки новые рабочим крушить, а менять себя и своё отношение к новому.

 

Как противники дистанта помогают ему

Почему протестующие против дистанта только помогают его внедрению.

Сразу приведу краткий ответ: потому, что применяются законы и технологии зомбирования масс. Уже через год-два практически каждый протестующий против дистанта будет делать всё то, против чего протестует сегодня.

А теперь аргументы.

Первый самый известный: новая идея проходит три стадии: 1) Что за чушь, 2) В этом что-то есть, 3) Кто же этого не знает! Такой принцип работает в инноватике, в том числе в педагогической инноватике.

Второй, более технологичный - так называемые «Окна Овертона» — методика воздействия на разум общества. В ней 6 этапов: «Немыслимо», «Радикально», «Приемлемо», «Разумно», «Популярно», «Государственная норма». Вот здесь есть примеры того, как такая технология работает в ситуации с коронавирусом и не только.

Теперь о дистанте. В соцсетях много эмоциональных статей о «разрушении школы», «вреде дистанционного образования», даже создаются группы «Против МЭШ, РЭШ и дистанта». Критики собирают подписи к обращениям (как будто те, кому они жалуются, не являются авторами того, против чего они выступают, наивные).

Окна Овертона - политтехнология, основанная на глубинных свойствах человеческой психики и массового сознания. Неприемлемые для «масс» идеи постепенно внедряются путём проведения общества через ряд состояний, к которым люди эмоционально привыкают, сживаясь с идеей, которую в итоге и принимают. Принимают неприемлемое – активно ему сопротивляясь! Так происходит с дистантом и вообще с цифровизацией.

Сейчас идёт стадия массовой критики дистанта, народу дают «выпустить пар». На самом деле грамотной критики практически нет, одни эмоции. Психология масс примитивна. Громко кричать толпа может, но думать не умеет, разобраться в ситуации ей не дано.

Одновременно появляется всё больше сторонников данной идеи, их аргументы обосновываются. Власти и чиновники «под шумок» пытаются поставить под цифровой контроль всех и вся, привлечь дополнительный бюджет и укрепить своё положение.

Безграмотная эмоциональная критика толпы на самом деле только помогает политтехнологам, которые запускают необходимые идеи. Пройдя массовую обработку «критикой», эти идеи превращаются в привычные «Кто же этого не знает!»

Традиционный вопрос: Что делать?

Во-первых, отделиться от «масс», от так называемого «народа» и начать думать и действовать самостоятельно. «Мы» должно быть заменено на «Я».

Во-вторых, учиться целеполаганию, применять его по той или иной методике, учить этому своих детей, учеников, например, как здесь.

В третьих, разобраться-таки с тем, что такое образование, зачем оно и кто его настоящие заказчики. Перестать считать информацию знанием, думать, что образование можно «дать» и что дистант - это переведённые на интернет-платформы обычные уроки, лекции и семинары. Пройти ликбез по основам дистанта.

Как организовать качественный дистант?

Некоторые думают, что для этого достаточно знать платформу, на которой проводится обучение. Это заблуждение. Интернет-платформа - будь то Зум, Тимс, Гугл Класс или Кор - средства обучения и не более. То есть 20% от необходимой системы обучения. Остальное - формы, методы, приёмы, содержание, а, главное - смыслы и цели дистанционного обучения занимает 80% применяемой методики.

Методика опирается на дидактику. Дидактика лежит в основе любой методики. Чтобы построить системное дистанционное обучение, необходимо спроектировать её ключевые элементы: цели нескольких типов, их отображение в планируемых результатах - образовательных продуктах, формы, методы, технологии обучения, рефлексию, оценивание и др.

Многие учителя идут привычным для них путём - пытаются перенести на дистант традиционную классно-урочную систему. А это не получается! Потому, что она не подходит для ДО. Ян Коменский великий дидакт, но в его времена не было удалёнки. Невозможно пять уроков в день вести онлайн! И начинаются проблемы, протесты, попытки найти виноватых и т.п.

Что нужно для качественного дистанта? Главное - подготовка учителя. Точнее, переподготовка. Пора уже перестать шарахаться из крайности в крайность и начать осваивать новую для многих реальность. Потому, что именно она наступила.

Руководителям школ нужно направить своих учителей на переподготовку. Именно с этого начинается грамотное управление нынешним образованием.

Дополнительные профессиональные программы переподготовки кадров.

Кого из учителей лучше направить на переподготовку по дистанту?

Молодых и перспективных? Да, но их перспектива может быть не обязательно в вашей школе. Можно рискнуть, но с договором о перспективе.

Учителей средних лет? Да, но тех, кто ведёт ключевые предметы: математику, русский, историю и др. Потому, что это системные предметы, на которые отводится больше времени, дети больше с ними работают.

Казалось бы, учителей многоопытных, близких к пенсионному возрасту, поздно приспосабливать к интернету. А вот и нет. Возраст здесь ни при чём. Если человек не технофоб, он и в старшем возрасте в дистанте может дать фору молодым. Немало таких примеров.

Учителей начальной школы - всех, кто сам этого пожелает! Хуже точно не будет, а вложение в систему образования идёт именно с начальных классов. Если не с детьми, так с их родителями учитель наладит грамотное и полезное удалённое взаимодействие. Началка - ваша перспектива!

Главный вопрос - когда и куда их направить на переподготовку?

У школ есть великолепная возможность обучить свой педагогический коллектив!

Курсы проводятся для учителей следующих предметов:

Начальная школа.
Математика.
Русский язык и литература.
Физика.
История и обществоведения.
Информатика и ИКТ.
Биология.
География.
Химия.
Искусство.
Технологии.
ОБЖ.

В программе курсов:

• Методика обучения на интернет-платформах Zoom, GoogleClass, Microsoft Teams.
• Проведение занятий в Coreapp.
• Использование в обучении Skype, Discord.
• Как создать мотивацию удалённых учеников.
• Дидактические основы дистанционного обучения.

Каждый участник по завершению курса получает Диплом по своему предмету установленного образца.

Расписание курсов переподготовки.

 

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Учителей без дистанта больше не будет
. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 05.10.2020 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023