"Социально-правовые проблемы педагогики и образования в современной России". На
эту тему обсуждался сегодня доклад д.п.н. Овчинникова А.В. на заседании бюро
Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.
На мой взгляд, основной проблемой данной темы является существующее сегодня
противоречие между педагогическими нормами и юридическими нормами. В нынешней
реальности достаточно много ситуаций, когда законодательные акты противоречат
педагогическим нормам.
Пример 1. Повсеместно наблюдаю, что методисты, администраторы, да и учителя в
школах забыли о понятиях "ученик", "учащийся" и вместо них употребляют термин
"обучающийся", да ещё поясняют, что по-другому и неправильно. Причина в том, что
в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в статье 2.15 дано
определение "обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную
программу". Казалось бы, эта дефиниция нужна в рамках самого закона и всё. Ан,
нет. По инициативе особо "законопослушных" эта норма начинает вытеснять
устоявшееся понятие "ученик" из педагогической реальности.
Пример 2. Во ФГОСах - юридически принятых, образовательные результаты
предлагается делить на личностные, предметные и метапредметные. С точки зрения
педагогики - это ошибка, поскольку и предметные и метапредметные результаты -
тоже личностные. Юридическая норма противоречит педагогической. И не просто
где-то на бумаге, а в реальности уже 10 лет действия стандартов всем учителям
внушается, что предметные и метапредметные результаты - не личностные. По-сути в
систему образования заложено отчуждение образовательных результатов от личности
ученика.
Пример 3. Согласно нормам дидактики - педагогической науки - все формы контроля
образовательных результатов равнозначны и имеют своё место. Контрольные работы,
зачёты, экзамены и др. - всему своё место. Что же в реальности? А в реальности
экзамен ЕГЭ настолько гипертрофирован, что подменяет собой не только все
остальные формы контроля, но, даже поставленные цели. В итоге в большинстве школ
дети прекращают учиться и начинают готовится к ЕГЭ.
Подобных ситуаций - десятки. А если к ним добавить ещё текущий произвол
неотягощённых педагогикой чиновников, получается, что сплошь и рядом происходит
нарушение педагогических норм.
Что в этой ситуации делать? На мой взгляд, должна быть некая декларация, что
юридические законы и нормы должны приниматься только по результатам изучения
норм тех наук, которые отвечают за рассматриваемую область. Иначе педагогика
будет замещена юриспруденцией.
Комментарии в ФБ
Тамерланд Табыщ: Увы, таких примеров очень много. И не только в системе общего
образования, но и в системе высшего образования. Поэтому мы и постарались с
руководителем нашей магистерской программы "Проектирование и экспертиза в
образовании" Кумышевой Риммой Мухамедовной эти противоречия снять посредством
введения в учебный план таких дисциплин, как "Правовые основы образования",
"Нормативно-правовые вопросы развития образования" и "Образовательное право",
где освещаем подобные ситуации. Надеюсь у нас получится привить нашим студентам
(также являющихся обучающимися) способность к выявлению устоявшихся и мнимых
правовых основ образования.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Педагогическое право & юридическое право.
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 29.01.2020 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2020/0129/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.