Сколько у нас методологий?
26.11.2019 г.
Послесловие к заседанию Бюро отделения философии
образования и теоретической педагогики РАО
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Сколько у нас методологий?
В своё время В.В.Краевский написал статью "Сколько у нас педагогик". Сегодняшнее
заседание Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
было посвящено методологии педагогики. Несколько своих суждений на данную тему.
Часть из них я высказал на заседании и задал вопросы докладчику - д.п.н.,
чл.-корр. РАО В.В.Серикову.
1. Что такое методология? Наиболее понятное определение - методология, это
учение о методах.
2. Почти у каждой предметной области есть своя методология. Например, есть
методология педагогики, а есть методология образования. Это не одно и то же.
Между педагогикой и образованием есть связь: педагогика - это наука об
образовании. Поэтому связаны также их методологии. Но как именно? Нужно
выяснять.
3. В докладе обозначен кризис методологии. А также кризис педагогики. Например,
педагогику как науку иногда не включают вообще в систему наук. Причина не
столько в невежестве тех, кто так делает, но и в том, что сами педагоги-учёные
далеко не всегда делают и предлагают то, что востребовано. Особенно современным
обществом.
4. Задал докладчику вопрос: Приведите пример актуальной проблемы в образовании
(например, из области проектирования стандартов), которая решается или может
решена с помощью методологии педагогики? И далее: Какова может быть технология
применения методологии педагогики для решения проблем образования? Чёткого
ответа не получил и это тоже результат. Точнее показатель кризиса.
5. Считаю, что кризис состоит именно в оторванности имеющейся методологии
педагогики от реальных проблем, как в образовании, так и в самой педагогике. В
отсутствии инструментальности методологии.
6. Некоторые считают, что методология не рецептурна. Это ошибка. В своё время
Г.П. Щедровицкий разработал и применял методологию для вполне конкретных задач -
развития предприятий, проектов. Проводил ОДИ - оргдеятельностные игры, которые
основывались на системно-мыследеятельностной методологии.
7. Сегодня востребована, прежде всего, такая - практическая методология, которая
позволяла бы решать актуальные задачи образования. Те же ФГОСы не должны
строится "на песке" с включением субъективных предпочтений их разработчиков.
Если педагоги и методологи будут ориентироваться на конкретные востребованные
для решения проблемы, тогда и только тогда методология педагогики и образования
займут своё надлежащее место.
8. И если речь вести о возрождении Научного совета по философии образования и
методологии педагогики, которым когда-то руководил В.В.Краевский, то сегодня его
программа должна быть ориентирована на решение конкретных задач современного
образования. Если мы хотим, чтобы наши науки не вычёркивали, нужно с их помощью
решать те проблемы, которые актуальны для людей и организаций.
9. Приведу ссылку на свою работу по теме:
Методология педагогики: человекосообразный подход.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Сколько у нас методологий?
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 26.11.2019 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2019/1126|
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
Инстаграм,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ,
Твиттер,
Ютуб.
|
- Воспитание соискателя
- Педагогика соискателя
- Диссертация по педагогике
|