: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Ушёл в вечность  

 
 

10.11.2019 г.

О школе Щетинина и самом Михаиле Петровиче


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Ушёл в вечность. 10 ноября 2019 года не стало Михаила Петровича Щетинина. Он сделал самый сильный ответ на закрытие его школы. Перешел на другой уровень ...


Моя последняя встреча с Михаилом Петровичем была удивительной, даже мистической – в Киево-Печерской лавре в 2011 году. Не могу назвать её случайной. Я проводил в Киеве семинар и после его окончания мы с участниками пошли а лавру. В одном из соборов я увидел знакомую фигуру выходящего из храма человека, догнал его уже на ступеньках. Действительно, это оказался Михаил Петрович. Он повернулся, поклонился храму, а когда распрямился, увидел перед собой меня и сказал: «Вот я на вас и перекрестился», так я побывал в роли Христа. Подошли участники нашего семинара, мы разговаривали, фотографировались, семинар получил достойное завершение.


 

На Ютубе есть видеозапись встречи с М.П.Щетининым в Останкино 1988 года [2]. Я был там во время этой встречи. А за год до этого встречался с Михаилом Петровичем на квартире в Москве, где он останавливался. Два часа беседы с ним повлияли на моё педагогическое мировоззрение. Затем была моя поездка в станицу Азовская, где до Текоса Щетинин делал свою школу. Сейчас мы действительно живём в педагогической эпохе, которую обозначил М.П.Щетинин. И сделал он это, осознавая необходимость прокладывания пути к новому образованию человека.


Сегодня, как никогда, актуальны пути и цели, которые выведут нашу школу из того тупика, в котором она оказалась.

Начало конца официальной школы


«Я забрала ребенка из школы. Маша теперь учится заочно он-лайн аж за 5 т.р. в месяц. И я теперь уже второй месяц пребываю в нирване. Это если коротко». - этот пост родительницы в Фейсбуке я сопроводил фразой «Это начало конца. Сегодняшней официальной школы».

Дело не в том, что семейное обучение лучше традиционного. Даже, наоборот. Лично я не раз наблюдал дремучую педагогическую неграмотность «семейников» и школ, которые они выбирают/создают. Дело в том, что эти две системы находятся на разных платформах. Родители всё же заинтересованы в своём ребёнке, его образовании, чего нельзя сказать о массовой традиционной системе школьного обучения с её егеизацией и неграмотными чиновниками-псевдореформаторами.

Именно в разных системах координат состоит основной водораздел, который приведёт и уже приводит к оттоку детей из школ, которые не учитывают их индивидуальности и реальности жизни.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что нынешние образовательные власти всячески изгоняют из своего лона островки пугающей их перспективы - школы Тубельского, Щетинина и т.п. Тем самым, они сами выгоняют десятки тысяч детей и их родителей из госсистемы.

Число детей, которых забрали из школ России, по некоторым данным уже перевалило за 100 тысяч.

 

 



Мои встречи с М.П.Щетининым. Старые дневниковые записи


07.03.1988 г. – Беседовал с Михаилом Петровичем в Москве, где он снимал комнату.

07.03.1989 г. – Ровно через год, день в день – выступление М.П.Щетинина в Останкино.

О чем мне говорил Михаил Петрович во время встречи с ним в Москве, 07.03.1988 г.

Я в то время был учитель физики, методист. Видимо, поэтому Михаил Петрович делал акцент на эту сферу обучения. Вот что сохранилось в моих записях о его тезисах.

Физика – через человека. Человек – это отображение природы, не часть её, а именно сама природа. В каждом из нас – Вселенная. Понимание физики в школе сегодня сужено до некоторого набора неизвестных для детей фактов. Нет её всеобщности, систематичности.

Школьная физика – ведущая наука, и не только естествознания.

Химия – это наука микромира.

Геология – это наука живого.

Литература рассматривает отношения между людьми, то есть между объектами природы, между физическими объектами.
Гармония.

Свет – источник информации, информации веков.

Идея множественности. Нет ничего без повтора: наше человечество не одиноко. Мы есть многочисленные представители природы, каждый из которых включает в себя всю ее в развитии. В каждом из нас Вселенная (Авдеев).

Всё начинается с точки: Вселенная с взрыва. Человек из клетки.

Идея единства. Закон Паскаля. Схема.

Обучение. Разбивка учеников по классам, по ровесникам – противоестественна, дети всё равно добирают «природности» вне школы.
 Следовательно группы у нас разновозрастные. С 1 по 10 класс ученики учатся не в параллелях, а в вертикалях. Младшие учатся у более знающих, тянутся за ними. Старшие учат младших, а заодно переосмысливают свои старые знания, приходят к новым.

Цель обучения: Не решение игрушечных проблем (проблемный метод, искусственные проблемы), а решение настоящих, реальных физических проблем (например, великое объединение). Пусть вырабатывают свою точку зрения, которую потом могут и переосмыслять.

Концепты – выводы учащихся по результатам погружения (за неделю, год).

Структура обучения: с 1 по 10 класс идет единая линия естествознания. Начинается с общего основания, одной платформы. Затем возможны выделения предметов (физика, химия, …), то есть аналитический подход к исследованию. Но на определенных этапах - связки, то есть осознание единства различного, выражение этого единства минимальной информацией, например, вся физика – это свет, вся математика – это формула.

Учитель – «источник проблем». Все ученики - учителя. Родители - учителя. Самоорганизация учебной деятельности.

Учитель нужен такой, чтобы видел дерево науки, его корень и ветви, обращенные к корням.

Дифференциация возможна лишь тогда, когда есть интеграция. Это единство – борьба противоположностей.

Идеализм: Сознание способно породить энергию, материальную субстанцию. Маркс сегодня еще не раз обратился бы к Гегелю, переосмыслил и развил его.

Христос – собирательный образ, либо универсум, либо «пришелец», брат по разуму.

Религия – сильна систематикой, единством и взаимосвязью.

Бог – в каждом из нас как часть природы.

Чело - веков!

Со-весть – совместная весть.

Со-знание – совместное знание.

Раз-ум – единый ум.

Человек – среда. Человек – часть среды и сам среда, ее микроаналог.



 

 

 

07.03.1989 г. – Выступление М.П.Щетинина в Останкино. Я был на этой встрече в зале. Некоторые тезисы его выступления.

Интегралка. Целостность. Саморазвитие.

«Я может быть моложе своих учеников на 2 миллиона лет» - Саморазвитие.

«Ты кедр, а я буду с тобой как с кедром, а ты береза».

Здесь 48 человек – дети учатся.

Учебный процесс.

1. Опрос мы из обучения убрали, так как он перевозбуждает учеников Пример: после выступления на трибуне ничего не слышишь.
2. Окружающая среда - совокупный урок.
3. Систематизация – обычно много деталей. У нас погружение. Возражают некоторые: «Урок – это святыня!?», «Святыня – это человек».

В школе надо сразу дать основы наук. Можно чего-то не понять, но знать о чём наука, без деталей. Дерево ветвями вниз.
Пример: Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты - литература.

4. Ум и возраст – не тождественны.

Во время зачета каждый имеет своё, и третьеклассник может сдать за 10 класс, и учитель может поставить ему зачет за весь курс.
Уроки-погружения. Фильм. Учитель: Сейчас я задам вопрос, но отвечать на него сразу не будем, после погружения (ученики всё равно пытаются ответить).
«Почему человечество идет вверх?»
Первобытный строй.
«Человек ли я?» – сценка.
Ученик – он очень хорошо знает первобытный строй. Он – первобытный. Никто ничего не знает, а первобытный знает всё.
Класс делится на экипажи (группы). Каждый экипаж готовит для первобытного вопросы и потом их задаёт ему. Такие вопросов:
- А откуда вы брали краски? (кровь животных).
- А почему так раскрашены?
- Почему вы отличаетесь от меня своей одеждой?
Учитель тоже спрашивает: Почему Вы стали таким?

Вопрос Щетинину – Таня Михайлова: Трудный – это интересный. Вопрос: Как вы относитесь к трудным учителям?
Ответ: Учитель – самый ранимый из взрослых. Есть такие, кто всегда ищет затылок, куда пристроиться.
Пример: Разговор с хулиганом. «Мама бьет»? - Нет, она не знает, что я такой. Важно вот так не знать, что кто-то плохой. Не замечать этого.
Каждый в чём-то должен учить других, это позволит ему развиваться.

Вопрос: Как отбирается содержание образования? В кабинете решить и дать учителю проверить.
У нас иной подход: Задача: что и как – это творчество. Должны знать минимум.

Вопрос: Как поступить в нормальный, не щетининский вуз?
Ответ – у нас в школе кафедры. Обычная среда какая после школы? Поэтому лучше в школе дать образ жизни, позицию, чем сразу ещё в школе окунуть детей в жестокость, убить в ребенке его самого.

Учителю нужно перестать ходить на уроки, говорить одно и то же. Его место на кафедре, а через своих ребят, к другим. Кафедры в школе - появляются при необходимости.

Самостоятельность = самодвижение.

Домашнее задание – это лишение самостоятельности.

Причины двух неудач: экспериментальные школы в Ясных Зорях и в Зыбково.
1. Талант должен быть востребован средой.
2. Тороплюсь. Чуть оторвался – уже чужой. Надо идти вместе.

Музыка и религия. Новый предмет.

Человек – природа – общество. Религия – пласт культуры. Будет изучаться Библия. Думаю, что слепых от этого не прибавиться.

Ребята сами строят жизнь. Пчелиные ульи, художественная резьба, стройка коттеджей.

Как менять стереотипы.

1 год – осмысление трудностей. Поиск путей (вместе). Если идеи к месту, люди пойдут за вами. Каждый.
Пример: пришел, рассказал, думал, что идут.
Не выступай так, чтобы было видно, что ты истина в последней инстанции.
Была ошибка: рассказал идеи, их сначала приняли, а потом отчуждение. Только через ансамбль.
Народная мудрость: «Никто так не живет, как очевидец».

Вопрос. Каковы трудности?

1) В слепоте движения, например, «я так думаю». Я хочу так, а почему? Надо зафиксировать начальный уровень. Грамотно: здоровье.
2) Разрыв с родителями учеников. Родитель ориентируется на своей уровень, и, не понимая движения детей, будет стаскивать их.
Нужен центр (в культурной среде).

Ансамбль учителей:
а) работают на другого;
б) этого противоречия не надо бояться.
НЕ мешает ли это индивидуальности?

 

 



25.05.1989 года я приехал в станицу Азовская, где у М.П.Щетинина была создана школа. Но к этому времени он уже оттуда переехал в Текос.

Моя беседа с А.А.Остапенко, который работал с М.П.Щетининым, и остался станице Азовская. Беседа у него дома, где я и ночевал.
А.А.Остапенко:

1. Физическое здоровье надо задействовать.
Обычно разные уроки проводятся, следовательно, чехарда целей. Нужна большая цель, длительная мысль, следовательно выходим на погружение (об этом П.П.Блонский, 1 часть, с. 111).

2. Нравственное здоровье. Э.В.Ильенков: Личность получаются только тогда, когда производит продукт, значимый для других. И других волнующий. Современная школа – ученики не производят этого. А это основа, остальное производное - как учить, чему учить и др.

3. Умственное здоровье.
Законы диалога логики.
Агрессия мысли порождает агрессию геофизики, геохимии. Вернадский. Человек – интегратор всего.
Э.В.Ильенков. Космология духа (Мыслящая материя), Журнал Наука и религия, 1988, № 9, 10.
11 тысяч лет назад – было нарушение связи. У ребенка тоже.
Всемирный разум – это информационное поле.

Открытое письмо Министру просвещения РФ

Приведу Открытое письмо Ш.А.Амонашвили, академика РАО министру просвещения РФ. Это письмо было написано ещё до смерти М.П.Щетинина, когда местный арбитражный суд приостановил работу школы Щетинина. Имеются предположения, что инициатором её закрытия был как раз минпрос РФ (точнее кто-то, кто через него инициировал), а местное министерство Краснодарского края выступило исполнителем.

Шалва Амонашвили. Открытое письмо Министру просвещения РФ Васильевой О.Ю. // Учительская газета, №37 от 10 сентября 2019 года. – URL: http://ug.ru/archive/80680

Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна!
Обращаюсь к Вам по поводу защиты Школы Щетинина, которая официально именуется как учреждение ГАН РАО «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (село Текос, Краснодарский край). Учредителем и творцом лицея является известный на весь мир педагог, академик РАО Михаил Петрович Щетинин. Он же своим детищем прославляет российское образование.
Лицей уникален многими новообразованиями, которые выводят его из обычных рамок и показывают один из самых перспективных путей будущей школы.
При советской власти Школа Щетинина прошла голгофу от разгромов до возрождения, она выстояла. Не менее сложные испытания пережила она в условиях становления новой государственности. Они были сверх понимания для здравого смысла: школа не финансировалась государством в течение ряда лет, но она выжила; не имела нормальной материальной базы, но собственными силами, с участием учеников и при поддержке общественности были построены образовательные и жилые корпуса, библиотека, читальный зал, столовая, кухня, опять-таки без всякого финансирования со стороны государства; криминальные силы старались отобрать территорию, потому подожгли один из корпусов, и ученики и учителя во главе со своим руководителем перенесли этот удар.
И, наконец, вроде бы наступил спокойный период для дальнейшего творческого развития.
Но вот в начале сентября 2019 года, когда Вы, глубокоуважаемая Ольга Юрьевна, возглавляете Министерство просвещения РФ, Школа Щетинина терпит мощнейший удар, как говорят, ниже пояса: по решению судебных органов лицей закрыт на три месяца, ученикам и родителям предлагают разъехаться по своим городам и странам и продолжить учиться в других школах, а руководству лицея предлагается устранить упущения в строительстве жилых и учебных корпусов и оформить документацию.
Сейчас Школа Щетинина опечатана, но ученики, влюбленные в свою родную школу, не собираются бросать ее в беде, хотят тоже отпраздновать начало учебного года, продолжить учение и своими руками поправить недочеты, на которые указывают проверяющие органы.
Да, здания, которые строили в тяжелые времена ученики и их учителя, могут иметь отклонения от нормы, но все они исправимы, и нужные бумаги тоже могут быть составлены. Было ли так необходимо запретить образовательный процесс?
Я абсолютно уверен, что предпринимается попытка окольными путями вообще прекратить работу этой школы, которая становится головной болью для некоторых чиновников.
Если Школа Щетинина в течение многих месяцев не будет функционировать, а ученики будут отправлены по домам (многие из них из далеких городов и разных стран), и если учителя за это время тоже найдут свой путь, а сам Михаил Петрович Щетинин (он еще реабилитируется после перенесения тяжелой операции) сникнет, тогда коварный план будет исполнен. Земля, расположенная близко к морю, корпуса, построенные учениками, перейдут в руки людей, которые, может быть, стоят сейчас в тени и с нетерпением ждут «исполнения» закона. И это станет позором для всех нас, современников Щетинина, которые не уберегли маяк образования.
Может быть, глубокоуважаемая Ольга Юрьевна, руководящим органам образования, самому Министерству просвещения проявить хотя бы на этот раз честную заботу о Школе Щетинина и просто помочь, чтобы быстро устранить все недостатки, подготовить нужные бумаги (я точно знаю, людям, творящим школу, нужна такая помощь), и не поднять излишнего шума о том, что Школу Щетинина закрывают, захватывают, и не вызвать искусственного недовольства, а то и возмущения весьма широкой российской и международной общественности ...
Школа Щетинина абсолютно новая и, не побоюсь этого определения, гениальная образовательная система, имеющая мировое значение. Здесь ученики не то что готовятся к жизни, они уже живут той нравственной и духовной жизнью, которая есть мечта будущего. Здесь они не ученики в буквальном смысле этого слова, а чувствуют себя как граждане великой страны. Здесь действительно материализуется указание президента страны о духовных скрепах. Здесь понятия «Родина», «любовь к Родине», «дружба», «взаимопомощь» являются нравственными категориями учеников. Здесь гармоничное развитие и становление личности растущего человека являются действительностью. И какой еще фейерверк новых, изумительных педагогических методов, которые выводят каждого ученика на свою линию познавательного и личностного роста!
Дополнительно ко всему ученики лицея сдают ЕГЭ крайне удачно.
Творческая жизнь Михаила Петровича, которую он всецело посвящает Родине, вызывает искреннее восхищение и трепетное уважение.
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна, образовательный мир может задать вопрос: как это получается, что этому удивительному педагогу не присвоено звание «Народный учитель России», почему ему не присвоено звание «Герой России»? Он давно заслуживает высших почестей, хотя сам очень равнодушен к таким притязаниям. Но заботливая власть ведь должна ценить и беречь тех редких своих граждан, кто трудится во славу своей Родины?
Почему получается так, что вместо помощи человеку, который своим талантом и самоотверженным трудом, своим высочайшим творчеством вносит бесценный вклад в образование, несет Родине дары, не требуя взамен ничего, мы отдаем его на растерзание людям, не знающим, с чем и с кем они имеют дело?
В таких случаях часто мы слышим: перед законом все равны. Я не спорю с этим, закон есть закон. Но что нам мешает помочь Михаилу Петровичу, чтобы законодательные акты в пространстве лицея были приведены в порядок?
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна, обращаюсь к Вам лично потому, что Вы обладаете властью предостеречь историю российского образования от позорной страницы, которая разворачивается в жизни Школы Щетинина. Российское общество с большим удовлетворением восприняло идеи, которые Вы провозгласили сразу после Вашего назначения министром. Высшим проявлением тех намерений может стать поддержка Михаила Петровича Щетинина и им созданного лицея в эти сложные дни для них.

P.S. Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна! Только что мне сообщили родители, дети которых числятся в Школе Щетинина, что к ним домой приходили представители власти и, угрожая опекой, заставляли написать заявление об отчислении ребенка по собственному желанию. Это факт. Вы, может быть, скажете, что это произвол местных властей. Но кто за этим произволом стоит? Неужели министерство действительно ведет преднамеренно злую деятельность по уничтожению Школы Щетинина?

Шалва АМОНАШВИЛИ, академик ГАН РАО, профессор, доктор психологических наук, дважды лауреат Премии Правительства РФ по образованию, почетный президент Международного центра гуманной педагогики.

Литература

1. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. - М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
2. Фильм о школе М.П. Щетинина 1989 года. Встреча с ним в Останкино. URL: https://youtu.be/BlRgEM2r4xU
3. Группа «Школа Щетинина» ВКонтакте. - URL: https://vk.com/shkola_shchetinina

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Ушёл в вечность. О школе Щетинина и самом Михаиле Петровиче 
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.11.2019 г. – http://khutorskoy.ru/be/2019/1110| 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019