: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Принципы сообразности в образовании  

 
 

26.09.2019 г.

Какими из них вы руководствуетесь и почему?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Принципы сообразности в образовании. В истории педагогики обоснованы следующие фундаментальные принципы образования:

• природосообразности (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци);
• богосообразности (В.С.Соловьёв, А.С.Хомяков, К.Д. Ушинский; П.Ф. Флоренский);
• социосообразности (И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский);
• культуросообразности (Д. Локк, Ф.А. Дистервег, П.Ф. Каптерев; В.В.Краевский);
• личностной ориентации (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Дьюи, К. Роджерс, А. Маслоу);
• человекосообразности (А.В.Хуторской).

Какими из них вы руководствуетесь и почему?

Дмитрий Павлов. Природосообразности. В основном. Вернее почти во всем.
И отчасти социосообразности.
Почему? Издержки специфического мировоззрения (воспитания). Плюс ощущение, что в педагогике о них много написано, но очень мало сделано...

марина салтыкова. Если работать индивидуально, то личностной ориентации

Александр Фролов. Все эти сообразности есть частные случаи долженствования образования соответствовать филетически-эволюционно сложившейся содержательной деятельности мозга. Вот этой сообразности и надо следовать. Пока не доросли. А без этого все частности беззубы и словоблудно бессмысленны.

Хуторской Андрей Викторович. Александр Фролов, у вас образование человека определяется только деятельностью его мозга? Если это так, то как раз ваш подход есть частный случай. Я бы назвал его "мозгосообразностью".

Александр Фролов. В том-то и беда современного образования, что его реализация, как коммуникационный процесс, осуществляется в режиме полнейшей мозгонесообразности.

Хуторской Андрей Викторович. Так, вперёд! Обоснуйте принцип мозгосообразности и разработайте методику его реализации. В этом и будет ваш вклад современное образование.

Александр Фролов. К сожалению, не могу выполнить Вашу команду "Вперёд!", Поскольку я давно уже там. Рекомендую ПРОЧИТАТЬ "Технологию интеллектуального образования", "Общее образование - о чём это мы?" и "Физика? Ничего нет проще!" Тогда можно будет о чем-либо разговаривать. К сожалению, в современное образование вложить ничего нельзя. Разве что - начать сначала. Пятидесятилетний опыт работы в школе показывает, что "принцип человекообразности" в последнее время неуклонно нарушается. Искренне желаю Вам удачи в дальнейшем улучшении системы принципов. Ну, а наша судьба - создавать мозгосообразное.

Анна Шачина. Как раз Я.А. Коменский каталический теолог - принцип богосообразности: учить всех и всему надо потому что Бог вездесущ, а человек создан по "Образу и Подобию", задача - приближение к Образу Бога. А вот У А. Дистервега - принципы природосообразности, целесообразности и принцип самостоятельной активности.

Хуторской Андрей Викторович. У Я.А. Коменского много принципов.
И.Ньютон тоже считал своим главным достижением богословский труд о пророке Данииле. Но в учебники вошли совсем другие его законы.

Дмитрий Павлов. Хуторской Андрей Викторович у греков было так же ... Но до нас дошла геометрия :) хотя для них она была только побочным продуктом :)

 

 

 

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Принципы сообразности в образовании. Какими из них вы руководствуетесь и почему?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 27.09.2019 г. – http://khutorskoy.ru/be/2019/0927/ 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019