Принципы сообразности в образовании
26.09.2019 г.
Какими из них вы руководствуетесь и почему?
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Принципы сообразности в образовании. В истории педагогики обоснованы следующие
фундаментальные принципы образования:
• природосообразности (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци);
• богосообразности (В.С.Соловьёв, А.С.Хомяков, К.Д. Ушинский; П.Ф. Флоренский);
• социосообразности (И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.А.
Сухомлинский);
• культуросообразности (Д. Локк, Ф.А. Дистервег, П.Ф. Каптерев; В.В.Краевский);
• личностной ориентации (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Дьюи, К. Роджерс, А. Маслоу);
• человекосообразности (А.В.Хуторской).
Какими из них вы руководствуетесь и почему?
Дмитрий Павлов. Природосообразности. В основном. Вернее почти
во всем.
И отчасти социосообразности.
Почему? Издержки специфического мировоззрения (воспитания). Плюс ощущение, что в
педагогике о них много написано, но очень мало сделано...
марина салтыкова. Если работать индивидуально, то личностной
ориентации
Александр Фролов. Все эти сообразности есть частные случаи
долженствования образования соответствовать филетически-эволюционно сложившейся
содержательной деятельности мозга. Вот этой сообразности и надо следовать. Пока
не доросли. А без этого все частности беззубы и словоблудно бессмысленны.
Хуторской Андрей Викторович. Александр Фролов, у вас
образование человека определяется только деятельностью его мозга? Если это так,
то как раз ваш подход есть частный случай. Я бы назвал его "мозгосообразностью".
Александр Фролов. В том-то и беда современного образования, что
его реализация, как коммуникационный процесс, осуществляется в режиме полнейшей
мозгонесообразности.
Хуторской Андрей Викторович. Так, вперёд! Обоснуйте принцип
мозгосообразности и разработайте методику его реализации. В этом и будет ваш
вклад современное образование.
Александр Фролов. К сожалению, не могу выполнить Вашу команду
"Вперёд!", Поскольку я давно уже там. Рекомендую ПРОЧИТАТЬ "Технологию
интеллектуального образования", "Общее образование - о чём это мы?" и "Физика?
Ничего нет проще!" Тогда можно будет о чем-либо разговаривать. К сожалению, в
современное образование вложить ничего нельзя. Разве что - начать сначала.
Пятидесятилетний опыт работы в школе показывает, что "принцип
человекообразности" в последнее время неуклонно нарушается. Искренне желаю Вам
удачи в дальнейшем улучшении системы принципов. Ну, а наша судьба - создавать
мозгосообразное.
Анна Шачина. Как раз Я.А. Коменский каталический теолог -
принцип богосообразности: учить всех и всему надо потому что Бог вездесущ, а
человек создан по "Образу и Подобию", задача - приближение к Образу Бога. А вот
У А. Дистервега - принципы природосообразности, целесообразности и принцип
самостоятельной активности.
Хуторской Андрей Викторович. У Я.А. Коменского много принципов.
И.Ньютон тоже считал своим главным достижением богословский труд о пророке
Данииле. Но в учебники вошли совсем другие его законы.
Дмитрий Павлов. Хуторской Андрей Викторович у греков было так
же ... Но до нас дошла геометрия :) хотя для них она была только побочным
продуктом :)
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Принципы сообразности в образовании. Какими из них вы
руководствуетесь и почему?
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 27.09.2019 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2019/0927/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- природособразность
- богосообразность
- человекосообразность
|