Образовательный продукт - одно из центральных понятий нашей Научной школы
10.05.2019 г.
Образовательный продукт - одно из центральных
понятий нашей Научной школы
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
В традиционной школе обычно речь идёт об образовательных результатах. Результат
- не всегда продукт.
Например, большинство традиционных контрольных мероприятий заставляет учителей и
учеников не создавать продукты, а выполнять разрозненные невостребованные никем
операции. Получается, что детей учат формальному воспроизведению чужой, чуждой,
а то и недостоверной информации, а также действиям, которые не образуют
комплексного результата - продукта.
Например, содержание ЕГЭ практически отчуждено от тех задач, которые современная
жизнь ставит перед образованием человека: уметь делать своё дело, приносить
пользу другим, получать вознаграждение за созданное, содержать семью, быть
успешным. Получается, что с помощью непродуктивных средств контроля и оценки
происходит отчуждение образования детей от действительно востребованных
ориентиров и задач.
Свежий пример: учительница пишет, что в творческом и интересном для них
мероприятии она не может принять участие, так как дети перегружены сейчас
подготовкой к впр. Кому нужны такие впр, если они мешают детям учиться
продуктивно и интересно?
Компетентностный подход также не решает задачу продуктивности. Компетенции могут
решать задачу оспособленности ученика, но ещё не являются гарантией продукта. В
то же время, разработанный нами компетентностный подход подходит напрямую к
продукту.
Что мы предлагаем с помощью понятия "образовательный продукт"? Предлагаем
построение образования, которое по-настоящему построено на принципе
продуктивности. Это означает, что любая учебная деятельность в конечном итоге
направлена на создание учеником определённого образовательного продукта.
Продукта, востребованного конкретными людьми, в том числе и самим учеником.
Я 17 лет проработал в школе. К чему я пришёл как учитель? К тому, что перед
уроком могу забыть всю педагогику. Но одно я должен чётко представлять - что
именно создадут ученики на моём уроке. Именно созданный образовательный продукт
- внешний, нужный, полезный - есть то, ради чего я иду на урок. И уже от
продукта - проектирую урок, придумываю задания и деятельности, отбираю формы и
методы. Ради продукта ученик изучает и делает в школе всё остальное.
Многие связывают образовательные продукты с методом проекта. Но ученик создаёт
продукт не обязательно с помощью метода проектов, есть много других методов и
приёмов. Создать своё ученик может за 2 секунды, здесь важна установка учителя.
Если учитель будет задавать открытые вопросы, дети будут создавать решения, если
учитель предложит выбрать тему творческой работы, то дети будут включаться в
целеполагание по отношению к личностно значимому продукту. Периодическая защита
детьми разработок на уроках - тоже процесс реализации образовательной
продуктивности.
На наших ученических конференциях "Эйдос" - и очных и дистанционных, всегда
поставлены 3 главных требования к представляемым работам школьников:
1) должен быть сделан реальный образовательный продукт,
2) продукт должен иметь личностную значимость для автора,
3) продукт должен быть нужен конкретным людям.
В нашей концепции понятие образовательного продукта проработано глубинно и
присутствует во всех формах занятий, предполагается для любых методов обучения.
Разработана типология образовательных продуктов. Все разработки доведены до
технологического воплощения и внедрены в очную и дистантную практику. И
действуют уже много лет, отработаны.
Приглашаю школы к участию в данной практике:
https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_for_the_School.pdf
А учёных, педагогов - к продолжению исследований:
https://eidos-institute.ru/science/research/
Заходите для обсуждения данного вопроса на мою страницу в Фейсбуке
https://www.facebook.com/akhutorskoy Напишите, что вы можете сказать:
1) о понятии "образовательный продукт"?
2) о принципе продуктивности в обучении?
Ближайшие нпк для школьников:
31 октября - 2 ноября 2019, Москва. 10-я Всероссийская нпк для школьников
«Эйдос».
2-15 декабря 2019. XXVII Дистанционная конференция для школьников "Эйдос".
27-29 марта 2020, Санкт-Петербург. 11-я Всероссийская нпк для школьников
«Эйдос».
21-30 апреля 2019. XXVIII Дистанционная конференция для школьников "Эйдос".
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Образовательный продукт - одно из центральных понятий нашей
Научной школы.
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.05.2019 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2019/0510|
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Образовательный продукт
- принцип продуктивности в
образовании
|