Чему только не учат в школе: решать примеры, пересказывать параграфы, готовится
к экзаменам. Но, вот чему почти не учат, и что очень полезно в жизни - задаванию
вопросов.
Я обнаружил, что сами учителя часто не умеют задавать вопросов, видимо, им
некогда этим заниматься. Как результат, ученики тоже задают весьма примитивные
вопросы.
Между тем, в вопросах сокрыты не только ответы, в них таятся решения многих
проблем – жизненных, профессиональных, потрясающей важности открытия. Вопрос
бывает важнее полученного ответа, он может привести к такому ответу, который
потянет на нобелевскую. В ходе ответов и вопросов рождается истина, вспомним
того же Сократа.
Какие бывают типы вопросов
Классификации вопросов существует разные. Самая простая состоит из трёх
вопросов, которую все знают благодаря известной телепередаче: «Что? Где?
Когда?».
В английском языке выделяют 5 основных типов вопросов: общий вопрос, специальный
вопрос, вопрос к подлежащему и его определению, альтернативный вопрос,
разделительный вопрос. Источник:
https://englishfull.ru/grammatika/tipy-voprosov-v-anglijskom.html
Семь наводящих вопросов собрал римский оратор Марк Фабий Квинтилиан: «Кто? Что?
Где? Чем? Зачем? Как? Когда?» (Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo?
Quando?) На эти вопросы он рекомендовал ученикам отвечать в своих речах.
Риторическая схема вопросов предназначалась для выяснения обстоятельств
какого-либо действия. Сегодня данные вопросы имеют также эвристическую роль,
поскольку повышают эффективность поиска идей. Подобные списки вопросов
используются адвокатами, журналистами, бизнес-консультантами и др.
Свои типологии вопросов существуют в разных сферах. Например, в маркетинге есть
так называемый Метод продаж СПИН, который основан на последовательном задавании
специальных вопросов: Ситуативных, Проблемных, Извлекающий и Направляющих.
Техника продаж СПИН имеет огромную популярность.
Приведём примеры таких вопросов:
1) Ситуационный вопрос – для кого подбираете товар? Себе или в подарок?
2) Проблемный вопрос – с какими трудностями вы сталкиваетесь?
3) Извлекающие вопросы – А вы считали, сколько вы переплачиваете за год?
4) Направляющие вопросы - А если бы вам предложили аналогичный товар за меньшую
стоимость, вас бы это заинтересовало?
Нас интересует применение вопросов в образовании – на уроках, во время защиты
индивидуальных творческих работ, на научно-практических конференциях, в
командных турнирах и конкурсах.
Приведу функциональную типологию вопросов
1. Открытые и закрытые вопросы. У закрытых вопросов уже предполагается известный
ответ. Лучше задавать открытые вопросы.
2. Личные и безличные. Личные - касаются собственной позиции, цели, отношения
автора: "Для чего ты решил составить свою родословную?".
3. Контрольные вопросы - их цель проверить достоверность данных, полученных
результатов, применяемых методов: "Каким образом ты получил данные в таблице
1?", " "Как вы объясните...?",
4. Наводящие вопросы - имеют желаемый ответ: "Вы, надеюсь, понимаете, что ..."
5. Провокационные вопросы - их задача поставить спрашиваемого в неловкое
положение. Вопросы с подвохом, их лучше не применять.
6. Некорректные вопросы - неправильно поставленные, в основе которых ложные
суждения.
7. Зондирующие вопросы - детализируют ответ: "Как вы к этому относитесь?"
8. Переломные вопросы - служат для удержания темы, смены темы, возвращения темы
интервью в нужное русло.
9. Проективные вопросы - отвечая на них, автор проецирует личный опыт на
ситуацию. Например, "Скажите, почему у одних учеников много друзей, а у других -
нет?".
Как же задавать вопросы?
Приведу пример моего обращения к участникам
26-й дистанционной
научно-практической конференции "Эйдос". Данные конференции мы проводим очно и
дистанционно. Вопросы - непременный атрибут защиты работ.
Уважаемые ученики, учителя, родители! Сейчас идёт этап задавания вопросов
авторам работ. Для учеников заданные ими вопросы будут учитываться в общей
рейтинговой оценке. Задайте пожалуйста, качественные, содержательные вопросы
авторам работ. Для построения вопросов используйте приведённые ниже типы
вопросов. Старайтесь модифицировать данные формулировки, придумывать свои.
1. Вопросы на самоопределение: "Почему ты выбрал эту тему?", "Кто именно сделал
заказ на результаты твоей работы?"
2. Вопросы по формулировкам: "Ты утверждаешь, что "цитата". Почему так, а не
иначе?"
3. Вопросы-погонялки: "Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее".
4. Уточняющие вопросы - для выяснения каких-либо деталей: "Поясните, в чем
заключается … (постановки задач, сложности, идеи решения, техника
доказательства)".
5. Вопросы о терминах - которые входят в название темы, в цель работы, в
полученные результаты: "Что вы понимаете под ...?", "Чем твоё понимание
отличается от других?"
6. Вопросы о причинах: "Почему вы пошли именно этим путём?"
7. Вопросы о методах: "Какие и как использовались методы?", "Почему
использовались … , а не …?"
8. Вопросы о структуре работы: "Почему у тебя опыт №3 оказался ранее опыта №4?"
9. Вопросы о преимуществах: "В чём преимущества и недостатки … (предложенной
модели, метода решения и т.д.), по сравнению с известными?
10. Вопросы на понимание: "Правильно ли я понимаю?" И далее цитируется фраза,
позиция. Как правило, после данного вопроса следует другой, исходящий из данного
понимания.
11. Вопросы оппонента (критика): "Если поступить таким образом, как ты
предлагаешь, можно получить негативный результат, который состоит в следующем
... Как ты предлагаешь решать эту проблему?".
12. Вопросы пропонента (поддержка): "Я применил твою рекомендацию и получился
великолепный результат. Твоя гипотеза подтвердилась. Какие у тебя планы по
продолжению проекта?".
13. Вопросы о новизне: "В чём новизна твоей работы по сравнению с другими?",
«Чему ты научился, делая эту работу?"
14. Вопросы о востребованности и монетизации: "Кто именно заинтересован
результатами твоей работы?", "Сколько стоит то, что ты сделал?", "Есть ли на
рынке аналогичная продукция? Какова её цена?".
15. Вопрос-противоречие: "Твой вывод противоречит тому, как это происходит на
практике. Что ты можешь про это сказать"?"
16. "Баба Яга против": "Я не согласна с твоим утверждением (цитата), потому, что
.... Чем ты можешь возразить или как докажешь своё положение?"
17. Альтернативные вопросы - требуют, чтобы отвечающий выбрал меньшее из зол:
"Что бы вы сделали, если...“.
18. Рефлексивные вопросы - вопросы на осознание выполненной деятельности: "Какие
проблемы возникали в ходе работы и как ты их преодолевал?".
19. Вопросы о перспективе: "Какие проблемы остались нерешенными?", "Какие
направления дальнейшего исследования по данной теме перспективны?", "Как Ваши
результаты могут использоваться"
Приглашаю на конференции
"Эйдос".
Задайте свои вопросы! Ответьте на вопросы, которые зададут вам.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как задавать вопросы? Техника КЗВ.
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.04.2019 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2019/0424|
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.