Я работал в школе № 734 учителем физики и естествознания ещё в 1988-89 гг.
Законы школы самоопределения, которые собраны, применить где-нибудь ещё
фактически невозможно, да и не нужно, поскольку они есть предмет РЕФЛЕКСИИ,
организуемой в школе самоопределения. Намного важнее были не сами законы, а их
составление, которое, собственно, и являлось образовательным процессом, его
частью.
Один случай. В 9 классе физику преподавал хороший учитель, он разбирал задачи
для поступления в вуз. Но часть детей ни в какой вуз не собиралась, и поэтому
устроила бучу и не захотела учиться у этого хорошего учителя. А поскольку
демократия, пришлось данный вопрос вынести на собрание (собрание учеников и
учителей). Я там выступал ещё и в качестве зав. кафедры естественнонаучных
дисциплин. Долго шумели и решение было такое, поддержанное, кстати потом
администрацией (Тубельским): разделить класс на 2 части, одни будут продолжать
занятия с учителем, который учит их решать задачи для поступления, а вторую
половину, которым "физика не нужна", взял я.
Самое интересное, что данный курс физики с теми, кому она "не нужна", получился
у нас просто великолепный по результативности. К концу учебного года дети,
которые ничего раньше не хотели, защищали свои творческие работы по физике,
отстаивали собственные теории. Занятия велись в режиме "погружений", т.е. физика
изучалась всю неделю по 5 уроков в день. Конечно, уроки были совсем разные, их
нельзя было проводить одинаково. Всего за год было, по-моему, 4 погружения и
защиты работ.
На первом погружении я учебников даже не доставал с учениками. Первым же делом
повёл их в лаборантскую и мы вытащили оттуда все приборы, которые понравились, и
стали их применять. Надо сказать, что с моей стороны всё проектировалось не
просто так. Я уже был кандидат педнаук, т.е. относился ко всему по-научному. В
итоге разработал систему "эвристического погружения" - технологию, которая
показала отличные результаты.
Технология "эвристического погружения" описана в моих книгах "Дидактическая
эвристика", "Современная дидактика" и др.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как было разработано "эвристическое
погружение".
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 03.03.2019 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2019/0303|
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.