Дорогому коллеге и соратнику, близкому мне по многим линиям человеку, Андрею
Хуторскому - от автора.
22.12.03
В.В.Краевский
По многим человеческим и профессиональным линиям я также считаю себя коллегой и
соратником Володара Викторовича Краевского - классика Отечественной педагогики.
Тогда, в 2003 году мне посчастливилось видеть его работу, участвовать в ней,
обсуждать проблематику науки об образовании человека.
Володар Викторович - "последний из могикан", вместе с М.Н. Скаткиным, И.Я.
Лернером он обосновал 4 типа элементов содержания образования, которые до сих
пор цитируются практически во всех педагогических исследованиях:
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.
2. Опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности.
3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску
решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся
вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов,
системы ценностей, духовной сферы личности.
Мне выпала честь сотрудничать с Володаром Викторовичем, я учился у него
научной принципиальности, вере в истину, бескомпромиссности в главном. Мы
подготовили совместную книгу "
Основы
обучения. Дидактика и методика", которая издана в 2007 году, переиздана в
2008. Это большая честь - получить возможность продолжать научные традиции
такого учёного.
У Володара Викторовича Краевского была своя нравственная система координат по
отношению к которой он жил и действовал. Первая ось этой системы - Научная
истина, вторая - Достоинство и честь, третья - юмор, самоирония. Дай Бог,
каждому из нас выстроить свою систему координат, которая определит нашу
жизненную цель и ценность ...
Володар Викторович, в свои 80 с лишним лет был активным пользователем компьютера
и интернета. Он не раз консультировался со мною по техническим вопросам. Честно
говоря, я не знаю других людей в его возрасте, которые столь активно осваивали и
применяли тогда интернет-технологии.
В качестве примера, приведу записку Володара Викторовича, которую он мне передал
во время одного их заседаний. Докладчик, который в это время выступал, был столь
далёк от актуальных проблем педагогики, что В.В.Краевский во время его
выступления больше думал о том, как решить проблему настроек функции
редактирования Ворда в его компьютере.
Сегодня у педагогики новый этап. За 15 лет изменился мир, изменились люди, педагоги, ученики.
Изменилась и педагогика. В чём изменения? Есть смысл их осмыслить.
Вот, например, происходящая сейчас история в отечественном образовании:
Рособрнадзор подал в суд на учителя, который обнаружил утечки заданий ЕГЭ перед
проведением экзамена. И не просто один раз, а систематически, в течение
нескольких лет. И не просто учитель. а педагог, который в своё время стал
Учителем года.
Суд вынес решение, причём, как следует из хроники, с процессуальными нарушениями
процесс шел.
Что я посоветовал учителю:
1. Для поддержания духа и для конкретных ситуаций помогает: Пауло Коэльо "Книга
Воина Света".
2. Для победы - нужна техника спора в суде. Они действуют не по официальным
законам. Нужен грамотный адвокат.
3. Для себя - определитесь со своей миссией. Почему вас на всё это вынесло. Не
случайно. Проконсультироваться с гуру, можно с эзотериками.
Литература
1. Персональный сайт В.В.Краевского // URL:
http://www.kraevskyvv.narod.ru
2. Книги и статьи
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт - Книги и статьи;
http://khutorskoy.ru/books/
3. Научная школа // Сайт Института образования человека.
URL:
https://eidos-institute.ru/science/