Как
ученику выбрать тему работы для конференции?
05.12.2018 г.
Три совета. Фрагменты защиты ученических работ на
дистанционной конференции "Эйдос"
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Три совета, которые
родились во время ответа на вопрос участницы 25-й Дистанционной конференции для
школьников "Эйдос".
Выбрать тему работы - 50% успеха. Это непросто. Вот какие критерии важны для
выбора темы:
Первое. Области, в которых ищется тема, должны тебя привлекать,
быть интересны, нравится. Возможно, что это то, что у тебя лучше всего
получается. Те деятельности которые тебе близки. Хобби. То, что твои друзья или
учителя ждут от тебя. Можно и то, что тебе предложит руководитель, с ним ты
всегда можешь посоветоваться, либо попросить кого-то стать руководителем,
консультантом.
Напиши 10 возможных тем, которые тебе интересны из 10 разных областей. И потом
выбирай, советуйся с другими.
Второе. У каждой работы - исследования или проекта, должны быть
заказчики (адресаты). То есть те, кому на самом деле очень нужна такая работа,
настолько, что они даже готовы заплатить за её результаты. Плата здесь -
показатель заинтересованности, доказательство того, что твоя работа
действительно нужна кому-то, решает чьи-то проблемы, отвечает на потребности.
Прежде чем определить тему своей работы - спроси, нужна она твоим друзьям,
родственникам, знакомым. Может быть работа понадобится не людям, а тем же
животным, растениям.
Третье. Кроме личного интереса и пользы для других тема должна
быть актуальна в науке, технике, искусстве, культуре. То есть проблема должна
быть жгучая! Очень нужная для решения! Здесь нужно поговорить со специалистами.
Всегда есть такая тема или вопрос, которые будут доступны для решения
школьником.
==
Пример работы ученика 3 класса с выходом на монетизацию его результатов.
25-я дистанционная конференция для школьников "Эйдос".
Особенно полезно прочитать тем, кто считает, что с учениками нужно сюсюкать и
ничего "сложного" у них не спрашивать. Дети сами просят:
Денис: "Андрей Викторович, хочу получить от Вас сложные вопросы".
И он их получил.
==
ХXV Всероссийская дистанционная ученическая конференция "Эйдос", 27 ноября - 10
декабря 2018 года
Тема работы: Технология изготовления броши на основе гипса
Полетаев Денис, 3 класс, МАОУ Лицей 25, Ижевск.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Здравствуйте, уважаемый Оргкомитет и участники конференции!
1. Почему я выбрал эту тему: Я люблю из гипса поделки. Я очень люблю паять, а
броши надо опаивать по краям.Мне нравятся ювелирные изделия (брошки, серёжки,
запонки, заколки, кольца). Я хочу создать украшение из гипса и олова. Мне
нравится заниматься этим, потому что брошь - это украшение, которое многим
нравится. Мои бабушки носили украшения, мама носит украшения. Для каждой броши
нужна уникальная проволока, которая всегда ложится по разному.
2. Мои цели: создать брошь и подарить или продать её.
3. Главная идея моей работы: сделать поделку из необычного сочетания материалов.
4. Как я выполнял работу: / планируемый ход работы: 1) взять медную прополку,
сделать из неё модель - например, цветок 2) обвести оловом 3) взять фольгу и
сделать в фольге виятинки 3) взять гипс и залить его в форму 4) упаковать брошь
5. Что именно мне удалось сделать самому, что получилось успешно и почему:
6. Какие были проблемы и как я их решал: главная проблема - это засыхание гипса
7. Для кого и для чего полезны полученные мною результаты: хочу сделать брошь
для моей будущей жены. Приятно будет подарить брошь на Новый год, а также ребята
из класса уже сказали, что брошь могут купить.
8. Мои дальнейшие планы: записать на видео материалы и заготовки. Рассчитать
стоимость броши.
...
Фрагмент защиты работы во время конференции (ВКонтакте)
==
Приём, как выявлять личные
образовательные результаты ученика от чужих. Применён на
дистанционной конференции для школьников "Эйдос".
"Жёлтый - моё, синий не моё". Ученица 3 класса на дистанционной
конференции "Эйдос" отделяет в своей сказке приёмы, которые она
придумала, от тех, которые уже были известны.
По сути, это пример метода, как работать с детьми на выявление
их личных образовательных результатов.
==
4 совета ученику-автору. Фрагмент защиты ученической работы.
ХXV Всероссийская дистанционная ученическая конференция "Эйдос", 27 ноября - 10
декабря 2018 года
Тема работы: ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА (на примере изучения
личностного поведения человека)
Нугуманова Амалия, 3 «В» класс, МАОУ «Лицей 25», г. Ижевск
Андрей Хуторской вчера в 10:26:
Амалия идея работы интересная. Но вот какой вопрос: Ты уже
изначально считаешь, что на качества человека влияет только
солнечный свет? Но есть ещё очень много факторов. Как же быть с
ними? Может быть люди меняются не только от солнечного света, и
не только от климата. Как тогда узнать, что же именно влияет и
насколько?
P.S. Был такой
русский учёный - Чижевский, который открыл влияние активности
Солнца (солнечных пятен) на людей. Он изучал события на Земле и
обнаружил, что цикл активности Солнца 11 лет и на Земле у людей
случались революции или болезни с таким же циклом.
Амалия
Нугуманова вчера в 21:06
Здравствуйте, Андрей Викторович! Я очень рада, что Вы
заинтересовались моей работой.
Да, я как раз задумывалась об этом вопросе. И в начале работы
писала о том, что основные черты характера человека, по мнению
ученых, формируются еще до его рождения , а еще такие факторы,
как окружение и воспитание, профессия, образ жизни ... могут
оказывать влияние на поведение людей.
Но это известные факты, а я обратила внимание на еще одну
особенность. А вдруг, это лишь совпадение, а не закономерность?
Это бы мне хотелось уточнить..
И именно потому, что обычные (известные) факторы сильнее влияют
на поведение человека, трудно понять роль солнечного света. Эту
проблему я все еще до конца не решила для себя.
Хотелось бы сравнивать поведение людей, живущих в разных
местностях, с абсолютно одинаковыми другими условиями (сейчас я
знаю, имеет значение темперамент, воспитание, окружение,
профессия..), но это нереально))).
Наверное, хорошо было бы опросить очень-очень большое число
людей, может, тогда остальные факторы будут иметь примерно
одинаковое значение, и их можно будет не учитывать. Но пока для
меня это не очень реально.
Еще, я подумала, что если я провожу опрос таким образом, что
каждый человек заполняет опросник относительно знакомых, то он
оценивает поведение людей с примерно одинаковыми интересами,
статусом, окружением, возможно, даже темпераментом. Но
обнаружила одну сложность. После того, как я получила
заполненные опросники, оказалось, что большинство оценок – 4 и
5. Я объясняю это тем, что при заполнении опросника каждый
человек вспоминает в основном своих хороших знакомых, а уж они с
ним и доброжелательны, и приветливы, и разговорчивы)). Думаю
теперь, как решить этот вопрос…
Пока у меня есть 2 варианта:
1. Предлагать оценивать поведение не добрых знакомых, а
случайных встречных.
2. Оценивать поведение знакомых, но от 1 до 5, т.е. из всех
знакомых выбрать самого недружелюбного, неприветливого и
неразговорчивого, определить уровень его дружелюбности... за 1,
самого дружелюбного.. - за 5. И отталкиваясь от них, оценивать
поведение остальных.
Андрей Викторович, а что бы посоветовали Вы? Будет здорово, если
Вы мне подскажете 😉
Спасибо за Ваше внимание))
Про Чижевского
– это очень интересно, насколько я поняла из объяснения мамы)).
Это даже, возможно, могло бы подтвердить мою теорию.
Андрей
Хуторской сегодня в 6:10
Амалия: "Андрей Викторович, а что бы посоветовали Вы? Будет
здорово, если Вы мне подскажете".
Амалия, я
подскажу.
Первое. У каждой работы - исследования или
проекта, должны быть заказчики (адресаты). То есть те, кому на
самом деле очень нужна такая работа, настолько, что они даже
готовы заплатить за её результаты. Плата здесь - показатель
заинтересованности, доказательство того, что твоя работа
действительно нужна кому-то, решает чьи-то проблемы, отвечает на
потребности.
Поэтому - тема
работы выбирается, простите, не "от фонаря". И не потому, что за
неё поставят оценку. И не просто так из-за личного интереса.
Личный интерес - необходим. Но нужна ещё и польза для других.
Тот же
Чижевский открыл закономерные связи с Солнцем, что помогло
понять и предсказывать геомагнитные бури. Ещё он придумал "Лампу
Чижевского" - ионы от неё повышают здоровье людей, урожайность
кур.
Солнечный свет
- можно исследовать. И его влияние тоже. Но нужна конкретная
проблема - актуальная для людей. Чтобы ты её решила. И не
забывай о главном критерии - монетизации. За твой результат люди
должны захотеть тебе заплатить.
Второе. В
качестве основного метода ты применила опросы. То есть изучала
не солнечный свет, а мнения людей. Я уже не раз на конференции
говорил, что исследовать нужно реальные объекты, а не чужую
информацию о них.
Третье.
Опросами занимается социология. Там есть свои реальные объекты,
И можно, конечно, сделать работу по социологии. Но этот предмет
в школе не изучается. Лучше выбрать тему по школьному предмету.
Четвёртое. Оно
относится, скорее, к учителям. Но я всё же напишу об этом здесь.
Система выбора и руководства ученическими работами нуждается в
разработке. Ей нужно уделить отдельное внимание, учителям помочь
применить специальные методики. Тогда и работы учеников со
временем будут гениальными. Замечательно, что ваша школа, ваш
класс участвует в проекте нашего Института образования человека
и в олимпиадах, конференциях Центра дистанционного образования
"Эйдос". Со временем вы сможете делать выдающиеся работы,
достойные того, чтобы становится в один ряд с работами
Чижевского, Циолковского и других знаменитых учёных России.
Фрагменты обсуждения работ на конференции для школьников "Эйдос"
--
Расписание
конференций для школьников: http://eidos.ru/conf/pupil/schedule.htm
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как ученику выбрать
тему работы для конференции? [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 05.12.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/1205
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
-
Как ученику выбрать тему работы
-
Темы для конференции
-
Защита работ на конференции для
школьников
-
Рекомендации учителю
|