Информация
или Реальность. Что нужно исследовать ученикам в своих работах
03.12.2018 г.
Часто ученики изучают не
реальность, а чужую информацию о ней. Фрагмент обсуждения во время конференции
для школьников "Эйдос"
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Информация & Реальность.
Вот такой вопрос мне задаёт ученица 5 класса Александра Н. на проходящей сейчас
дистанционной конференции для школьников "Эйдос":
Здравствуйте! Извините за беспокойство. Я хочу попросить Вашего совета. Дело в
том, что у меня в работе есть исследование о роли женщины во II-й мировой войне.
В нем на примере "ночных ведьм" я доказываю, что женщина может справиться с
любой военной специальностью так же хорошо, как и мужчина. Это моя гипотеза. Так
вот, на что мне надо обратить особое внимание? Стоит ли включать в работу
биографические данные некоторых летчиц? Эта тема мне очень интересна. Я с
детства люблю военные фильмы. Но на городском смотре мне сказали, что эта тема
не для ребенка. А я почти два года собирала материал и читала литературу о
девушках-летчицах. Заранее спасибо за внимание.
==
А.В.Хуторской:
Александра, самый главный совет я тебе дам такой: Изучай только реальные
объекты, а не информацию о них.
Если интересны лётчицы, найди реальную настоящую лётчицу и изучай её, если
хочется. Фильмы, статьи, книги - это всё информация чужих людей - писателей,
режиссёров, актёров. Это их продукция, а не твоя. Тебе же нужно создавать в
исследовании свой продукт. А не перелопачивать чужое.
К чужой информации можно обратиться тогда и только тогда, когда ты уже что-то
сделала своё. Исследовала свой реальный объект описала его, может даже сняла
свой фильм. Вот только после этого можно и нужно посмотреть на чужие достижения,
сравнить их со своими. Тогда ты сохранишь и разовьёшь свою точку зрения и не
будешь подвержена слепому влиянию на тебя со стороны чужой информации.
P.S. Есть небольшое дополнение. Например, понятие "исторический факт". Это когда
исследуется, например, исторический документ - артефакт. То есть не просто
пересказывается, что написано в старинном издании, а анализируется. Исторический
факт - для истории реальный.
И тебе надо будет выбрать предмет (науку), в которой ты делаешь свою работу. А
то у тебя в работе с чёрным котом всё намешано - и приметы, и биология, и
социология, и оккультизм, так нельзя. Надо чётко определять область
исследования, объект и предмет исследования.
==
Обсуждение ситуации с педагогами в Фейсбуке
Валерий Хвалев: Гениальный ответ! Для тех кто знает о чем я ...
Людмила Шамова: Женщина -это хранительница Человеческого Рода !!!
марина салтыкова: Добавить нечего. Ответ мэтра блестящий! Девочке повезло!
Ирина Тимофеева: Никто до этого ребёнку не посоветовал, не объяснил. Наверное,
она понимала, чего-то не хватает в её исследовании. А тут так все ясно изложено!
К чему стремиться надо!
Виктор Лукьяненко: К сожалению, ответ не такой уж и гениальный, и блестящий. И
девочке не так уж и повезло. Ведь, по существу, ей предложено познавать истину
путём "наступания на собственные грабли". Девочка молодец, что пытается мыслить
по возможности более широко и многопланово. А мэтр, в процессе её самых первых
попыток познания, загоняет её в намеренно зауженные рамки осложняющие восприятие
предмета познания во всём его многообразии. Ну где же здесь "гениальное",
"блестящее", "мэтровское"?! На мой взгляд, всё это скорее похоже на заведение
детя в заблуждение и наукообразную "тень на плетень".
Александр Романов: Данные → Из разных → Источников → Нужно → Сопоставлять → Если
→ Есть → Такие → Возможности →
Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов В нашей методике такое
сопоставление производится на соответствующем этапе, в любом случае - ПОСЛЕ
создания учеников аналогичного продукта.
Хуторской Андрей Викторович: Теперь о главном. Дело не в блеске ответа, и не в
споре, гениальный мэтр или не гениальный. Дело в сути проблемы. А проблема
называется отчуждение человека от личного образования и предназначения. Аспект
этой проблемы - замещение чужой готовой информацией собственных образовательных
результатов ученика. Такая ситуация возникает не иногда, а массово. И причиной
является действующая система образования. Что отсюда следует?
Виктор Лукьяненко: Ну что ж – можно и о главном. Вынужден напомнить Вам, что
«личное» образование и воспитание современного человека осуществляется, слава
Богу, не на пустом месте, и не с чистого листа (как у Адама с Евой), а опирается
на всё то, что подразумевается под «всеобъемлющей формой надбиологического
наследования» т.е на системное представление о том самом существенном, что
создано предыдущими поколениями. В том числе и на то, что обобщено,
репрезентативно осмыслено и редуцировано талантливыми педагогами-методистами и
представлено в качестве учебно-методического обеспечения предметов образования.
И всё это Вы позволяете себе обозвать «чужой готовой информацией», а приобщение
ко всему этому «отчуждением человека от личного образования»?
Хуторской Андрей Викторович Да. именно так. Интериоризация в ребёнка всей той
"накопленной поколениями" и отобранной "методистами" информации -
нечеловекообразный процесс, исключительно вредный для самореализации ученика.
Данный процесс достаточно распространён, в том числе благодаря Выготскому и его
последователям, которые придумали интериоризацию и составили нынешние ФГОСы для
школы.
Наш подход в доминанте экстериоризации - эвристическом методе самопроявления
ученика и последующем его приходе при необходимости к достижениям поколений.
Виктор Лукьяненко: Самоопределение без опыта? По сути, Вы предлагаете в
буквальном смысле изобретать колесо, лук и стрелы? А к реальной
действительности, достижениям человечества обращаться "лишь в случае
необходимости"?! Да. Вы, видимо, действительно "ушли" довольно далеко. Остаётся
пожелать Вам с такой "поступью" не дойти "до ручки". Для этого было бы полезно
всё же повнимательнее относиться к суждениям по существу, а не ориентироваться
только на восторги и рукоплескания "блондинок от науки".
марина салтыкова: Ой, блондинка от науки, видимо, я. Как приятно! А я-то думала,
что я мышь белая, библиотечная.
Виктор Лукьяненко: Вы - ПРЕЛЕСТЬ!
Афанасий Слепцов: 5 класс. Объект, предмет исследования. Даже педагоги
затрудняются в определении этих понятий.
Хуторской Андрей Викторович: С этим нет проблем у учеников. Есть проблемы у
учителей - учить детей создавать собственный образовательный результат, а не
представлять чужую информацию.
Гали Валеев: Судя по ответу школьнице, Всезнающий далек от истории! Почему бы
школьнице не сделать самостоятельный историографический обзор по теме? Также
следовало бы сказать ей, что история, как и ряд других гуманитарных наук, есть
искусство интерпретации фактов: сначала идет первичная интерпретация факта,
затем следует интерпретация интерпретации и так далее будет идти много веков
подряд. Так устроена современная наука, ничего в этом зазорного нет.
Хуторской Андрей Викторович: "историографический обзор по теме" - именно то,
против чего я выступаю с педагогической точки зрения. Я пояснил, почему именно.
История - интерпретация интерпретации фактов? Вы уверены, что именно так
устроена история как наука?
Виктор Лукьяненко: Подобное как-то «странновато» слышать из уст учёного. По
существу, Вы выступаете против того, что в наибольшей мере способствует
приближению к истинному знанию. Ведь без знания подлинной истории явления
невозможно правильно понять его нынешнее состояние и определить возможные
перспективы его дальнейшего развития. Это аксиома! Вы против неё выступаете?
Хуторской Андрей Викторович: "истинное знание", "подлинная история"... - вот что
странновато. Считаю, что настоящие учёные таких слов не употребляют.
Виктор Лукьяненко: Во-первых, не "истинное знание", а "приближение к истинному
знанию". А "подлинная история" - это то, что действительно было. Это то, от чего
никуда не деться. Это то, что надо познать и понять для того, чтобы лучше
ориентироваться в настоящем, и иметь возможность представлять будущее. В
содействии решению этих задач и должна состоять деятельность каждого настоящего
учёного, а Вы, видимо, не только не намерены прикладывать свои усилия в этом
направлении, но и склонны "запрещать" само употребление этих терминов.
марина салтыкова: Из этого следует четкое разделение массового и элитарного
образования, как это было у Аристотеля - ab ovo. Великая Дидактика и вся та
школа массово воспитывала и образовывала народ, плебс, по Аристотелю.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Дневник достижений
ученика: рекомендации учителю и родителю [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.12.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/1210
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
-
Информация или Реальность.
-
Что нужно исследовать ученикам в своих работах
|