Чем
метапредметность отличается от межпредметности
02.12.2018 г.
Получил вопрос от учителя
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Чем метапредметность отличается от межпредметности. Получил вопрос о
метапредметности от учителя английского языка:
Андрей Викторович, здравствуйте!
Вот что непонятно, можете ли Вы ответить мне.
Без всякого метапредметного подхода у меня на занятиях ин. языка всегда были 4
основные вида деятельности - чтение, говорение, письмо, аудирование.
Соответственно, в каждом блоке были основные понятия - буквы, правила чтения,
звуки и пр.
В чем главное отличие метапредметного подхода в этом случае? В чем отличие
метапредметного содержания от того, что у меня всегда было? Просто появилось
новое название ФОО? Уроки по чтению у меня всегда были, зачем мне метапредметный
урок чтение?
--
Уважаемая коллега!
Метапредметность - то, что лежит в основе предметов.
Структурно метапредметность выражается:
1) в ключевом содержании - у нас это фундаментальные образовательные объекты
(ФОО). Во ФГОСах они этого ещё не сделали, фундаментального ядра не выделили.
2) в метапредметных (базовых) видах деятельности. Во ФГОСах декларируются
метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а
общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х
гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов
разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и
метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались
общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и
частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не
выделено метапредметное содержание образования.
Теперь о связи предметного и метапредметного.
Когда учитель английского языка изучает с учениками английские (латинские)
буквы, он частично изучает метапредметную основу всех букв вообще. А также -
специфику букв английского алфавита. Соответственно, образовательные результаты
учеников делятся на предметные (специфика букв английских) и метапредметные
(общие свойства букв). Эти два типа получаемых результатов различаются с помощью
специальных заданий для учеников.
Кроме того, ученик на уроках английского осуществляет чтение, говорение, письмо,
аудирование. Здесь также есть предметная и метапредметная составляющие.
Например, чтение метапредметное характеризуется скоростью, внятностью,
осознанностью. А чтение предметное - спецификой английского языка - ударениями,
окончаниями, тем, что пишется одно, а читается другое.
Таким образом, отличие метапредметного подхода от обычного предметного в том,
что в обучении выделяются метапредметные объекты, метапредметные деятельности и
метапредметные результаты. Раньше же, традиционно выделялись и оценивались
только предметные результаты.
Практическая реализация метапредметного подхода происходит в инновационном
проекте для школ, который ведёт Институт образования человека. Условия участия в
проекте: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Meta.pdf
Книги по метапредметному обучению: https://eidos-institute.ru/…/catal…/books/interdisciplinary/
==
Спасибо, Андрей Викторович. Поняла, что наша позиция - включать на занятиях
метапредметные и предметные результаты. Смысл - более глубокое обучение.
Правильно ли я понимаю, что межпредметное и метапредметное обучение отличаются
тем, что в межпредметном рассматриваются результаты разных предметов, и нет
глубокой связи (хотя не понимаю, почему, она есть), а в метапредметном
рассматривается только ФОО, относящийся к учебному предмету. И если букву мы
рассматриваем метапредметно, то это только англ.язык, но это же тогда получается
предметность? А если подключаем русск.язык, то это межпредметность, а не
метапредметность?
==
А.В.Хуторской: Межпредметное и метапредметное в обучении отличаются.
Если представить объёмную модель образования, то метапредметные основы - они
вертикальные, это корни. А межпредметные - горизонтальные связи между
ветвями-предметами.
Горизонтальная межпредметная связь может быть чисто инструментальная, например,
математика помогает вести деятельность в других предметах - считать,
рассчитывать, выводить, решать задачи. Переносятся методы, подходы. Или какие-то
вопросы рассматриваются на стыке предметов. Межпредметность не обеспечивает
метапредметности, но может являться её предвестником, обоснованием.
Метапредметность имеет другие задачи - целевые, смысловые, ценностные. Это
философская основа предметов. В образовании именно метапредметный подход
способен выводить ученика на его ценностно-смысловую основу, на его миссию.
Именно поэтому в нашей классификации ключевых стремлений, компетентностей и
деятельностей (УУД) содержится 5 основных групп:
1) познавательные
2) креативные,
3) оргдеятельностные
4) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.
Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы. Причём грубейшей ошибкой нынешних Фгосов (их
составителей) является отделение личностных результатов от предметных и
метапредметных. Этим заложено отчуждение образования от личности учащихся! Дело
в том, что и предметные, и метапредметные результаты ученика являются
личностными!
12 ошибок ФГОС я назвал ещё в 2009 году сообщил их в министерство. Но их до сих
пор не исправили. Чиновники не понимают, что вредят сами себе. Получается, что
их управление образованием оказывается ошибочным. Соответственными для них будут
и результаты.
У части чиновников вообще иллюзия, что все законы наук они могут написать сами.
Для этого некоторые из них обзавелись учёными степенями. Они думают, что если
издадут приказ или выпустят Фгосы - вот это и будет законом. А в реальности это
не так. Учащиеся, учителя, да и вообще люди - они понимают, что естественно и
реально, а что выдумки и происки управленцев. Поэтому фгосы фгосами, а работают
педагоги всё-равно не по фгосам, а так, как считают нужным.
Правильно открытый закон, а это может сделать только учёный средствами наук, он
всегда естественный. Его нельзя не выполнить. Им приятно руководствоваться.
Потому что человек чувствует поток истины, в котором данный закон работает.
Наша научная школа нашла для себя такой поток педагогической истины - это
человекосообразность образования. Образование сообразно человеку. Не Фгосам, не
распоряжениям чиновникам и даже не юридическим законам, а именно самому
человеку. Через человека заказ на образование выдаёт его род, народ,
человечество, вся Вселенная. Если прислушиваться и брать за основу миссию
человека, тогда и цели его образования можно определить, и помочь достичь их.
==
Обсуждение
Денис Сахарных: «5) ценностно-смысловые. Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы.» —
именно так. Я, работая с учителями ОРКСЭ, испытывал поэтому некоторые трудности
при попытке изложить на фгосовском языке, с чем мы имеем в данном предметной
области дело
Александр Романов: "Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на
самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике
они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.).
Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую
терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности,
которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа)
идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто
неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования." (А.В.Х)
Александр Романов: Деятельности → Обще → Учебные → По Н.А. Лошкарёвой →
Александр Романов: "Когда учитель английского языка изучает с учениками
английские (латинские) буквы, он частично изучает метапредметную основу всех
букв вообще. А также - специфику букв английского алфавита. Соответственно,
образовательные результаты учеников делятся на предметные (специфика букв
английских) и метапредметные (общие свойства букв). Эти два типа получаемых
результатов различаются с помощью специальных заданий для учеников". (Хуторской
А.В.)
Александр Романов: Букв → Основа → Общая → Мета → Предметная →
Александр Романов Букв → Свойства→ Общие → Мета → Предметные →
Александр Романов Обучение и воспитание сложных детей (начиная с дошкольного
возраста), с выраженными расстройствами поведения, дезинтеграцией общих
психических процессов, поведения и деятельности (детский аутизм) ставит проблему
предметности и метапредметности более ос...Ещё
Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов Я думаю, что принцип
человекосообразности образования действует и для детей с аутизмом. Поскольку
предлагает руководствоваться в их обучении их же особенностями.
Да, дидактика для этого должна быть особая. Я бы сказал, что нужна дидактика
сопровождающего обучения.
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович Лет уже 15-ть назад я задал
вопрос Давыдову В.В. о феномене дидактической игры. Дело было в РАО ( в здании
напротив консерватории)... Он подумал и сказал, что это тема мало разработанная.
Я к тому, что поиск новых форм обучения детей, тем более сложных, с дефицитами в
способности учиться и развиваться лежит в "области педагогики"...
Психологи-методологи порой плохо знают "практическую дидактику"?! Потом,
начинается открытие "немецкого или иного опыта"?!
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Чем
метапредметность отличается от межпредметности [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 02.12.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/1202
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
-
Метапредметное
-
Межпредметное
|