О метапредметности. Фрагмент концепции школы, где я был научным
руководителем - частной школы "Мыслитель" (Москва):
"Первосмыслы находятся за рамками обычных учебных предметов, они в обычном
смысле внепредметны. Поэтому для конструирования целостной образовательной
системы требуются метапредметы - такие учебные дисциплины, которые охватывают
определенную связку первосмыслов.
В планах настоящего исследования - разработка целей и содержания таких
метапредметов, как «Числа», «Культура», «Мироведение», «Диалог русской и
английской культур». Метапредмет позволяет ученику и учителю реализовать свои
возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку
создает условия для выхода в смежные темы других учебных курсов.
В основе учебных метапредметов лежат не только первосмыслы, но и различные
ритмы: природные, культурные, календарные и иные. Задача учителей,
разрабатывающих и реализующих учебные предметы (метапредметы) - заложить в своих
программах соответствие образовательных ритмов (учебного дня, недели, года)
внутренним ритмам ученического коллектива и отдельных учеников. В этом случае их
образование происходит более естественно и гармонично. Соответственно степень
реализации природных возможностей детей увеличивается".
Написано в 1995 году.
==
Ирина Сидорова: ЗдОрово! Но это было так давно! Сейчас, к
сожалению, невозможно даже представить существование такой школы :-(
==
Хуторской Андрей Викторович: Человек всегда и всё может. Если
не во внешней реальности, то хотя бы во внутренних образах, мечтах, планах. А
внешняя реальность подтягивается к мыслям. В этом сила намерения.
Если мы строим учебный процесс по календарным ритмам, мы никогда не будем вести
уроки в мае так же, как в январе или марте. Именно поэтому в нашей концепции
школы самореализации расписание мая совсем другое, другие деятельности и учебный
процесс иной. Это и есть человекосообразность.
Но знать принципы, технологии и методики - недостаточно. В нашей научной школе
много книг, электронных изданий и много материалов пока неопубликованных,
отснятого видео. Но и этого мало. Нужна непрерывная поддержка.
Некоторые школы, их руководители, у которых мы провели оргдеятельностный
семинар, ошибочно думают, что они тоже всё так же сделают Не сделают. Потому,
что технология построения семинара живая, у неё есть разные версии
раскладывания. И чтобы знать, как разложить ситуацию, нужно перед этим несколько
лет такие семинары проводить и учиться проводить.
Поэтому, учителю нужно учить детей. А помогать ему в этом должны другие
специалисты. Наш Институт образования человека как раз и позиционирует себя как
источник различных форм научно-методической поддержки: учителей, методистов,
управленцев.
Когда я провожу консультацию с учредителем будущей школы, он задаёт 146
вопросов. На каждый из них даётся письменный ответ ИЗ СВОЕГО ОПЫТА И ПОНИМАНИЯ
СИТУАЦИИ СПРАШИВАЮЩЕГО. И ещё какие-то источники включаются для ответа. Вот
этого ни один директор школы не получит, если он будет просто сам с собою
продумывать.
Литература
1. Хуторской А.В. Школа индивидуального развития «Мыслитель»
[Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. –
С.14.
http://eidosinstitute.ru/journal/2018/100/. – В надзаг: Института
образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
См. также:
https://eidos-institute.ru/journal/2018/100/Eidos-Vestnik2018-114-Khutorskoy.pdf
2. Франшиза // Сайт Института образования человека.
URL:
https://eidos-institute.ru/services/franchise/
3. Книги о метапредметном подходе // Сайт Института образования человека.
URL:
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/interdisciplinary/
4. Инновационный проект для школ "Мета" // Сайт Института образования
человека.
URL:
https://eidos-institute.ru/event/projects/schools/
5. Выездной семинар для школ "Метапредметные образовательные результаты:
методика достижения и оценки" // Сайт Института образования человека.
URL:
https://eidos-institute.ru/event/seminars/schools/seminar-metapredmetnye-rezultaty/