Чем ОТКРЫЛ отличается от УЗНАЛ?
25.09.2018 г.
Великая учебная сила сочинений о проведённом лете
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Великая учебная сила
сочинений о проведённом лете состоит в том, что именно в них раскрывается вся
действительная эффективность или неэффективность изучаемых учебных предметов.
Ведь учебные предметы должны быть нужны человеку для жизни, а не для того, чтобы
сдавать их на ЕГЭ. Если ученик за всё лето (3 месяца) не применил знания по
изучаемым предметам, зачем он тогда их изучал?
Предложил учителям дать задание в наших Эвристических классах - написать эссе на тему
«Этим летом я открыл». Ответы могут
быть краткие или развёрнутые. Открытий может быть одно-два или много. Если
ученик сказал устно, запишите дословно его слова и приведите их здесь примерно
так:
Никита, 5 класс: "Я в деревне узнал, как правильно менять колеса на велосипеде и
на машине".
После мы проанализируем результаты.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Удалось ли вам предложить задание на своём уроке по своему предмету? Где дети
писали эссе - дома или в классе?
2. Что у детей получилось? Приведите примеры, что вас привлекло в работе
ученика? Что удивило?
3. В чём были трудности выполнения задания? Как вы их преодолевали?
Дале фрагменты из обсуждения в группе ВКонтакте для учителей - участников
проекта "Эвристический класс".
Мария Федорова 15 сен 2018 в 15:24:
Предложила написать эссе дома. Сначала были удивлены от темы эссе, но
посоветовавшись с родителями некоторые справились. Трудности были в выборе темы.
Саша: "Я этим летом узнал, как посадить картофель, как ухаживать, как полить".
Динара: "Я узнала,что в обычном гравии можно найти полудрагоценные камни".
Виолетта: "Я для себя открыла, что в России и некоторых странах есть
озеро с розовым цветом".
Рудзана: "Я для себя открыла, как кролики живут, как питаются, что им нужно для
комфортного проживания".
Андрей Хуторской 17 сен 2018 в 13:34:
Мария, чем отличается ОТКРЫЛ от УЗНАЛ? Узнал - это просто получил информацию,
услышал, увидел. А открыл - значит решил задачу, проблему, предпринял свои
усилия, а не просто посмотрел. Я же привёл пример Архимеда, он не просто так
"узнал", он решил задачу.
Эссе мы оцениваем по трём критериям:
1. Креатив. Креатив – степень креативности работы. Насколько приведены именно
открытия, а не получена информация. То есть что именно СДЕЛАЛ ученик, чтобы
произошло добывание нового.
2. Знания по предметам – оценивается, насколько ученик использовал знания по
изучаемым предметам, чтобы сделать открытие. То есть предметы должны быть нужны
для жизни, а не чтобы сдавать их на ЕГЭ. Если ученик за всё лето (3 месяца) не
применил знания по изучаемым предметам, зачем он их изучал?
3. Польза – какова польза сделанного открытия: для ученика, других людей,
природы и др. То есть от открытия должна быть конкретная польза.
Каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале. Сделайте это самостоятельно и
сообщите, что получится.
Sargylana Varvarikova 23 сен 2018 в 12:01:
Эссе писали дома по заданию классного руководителя, поэтому я по своему предмету
не стала задавать повторно. так что мы, учителя-предметники, вместе оценивали их
работы. Мне показалось, что большинство написало просто сочинение, которое
задается каждый год в каждом классе "Как я провел лето".
Я отметила для себя эссе Иванова Арсена, он пишет, что всегда хотел научиться
собирать кубик Рубика, и за лето он этому научился самостоятельно (т.е. пришел к
результату через практику), еще и хочет дальше развить полученный навык и
научиться собирать быстрее и научить своих одноклассников, чтобы устроить потом
соревнования по собиранию кубика.
Трудно было оценивать эссе, т.к. я сама до конца не понимаю чем отличается
открытие от узнавания.
Андрей Хуторской:
Sargylana, скажите, при анализе ученических работ - что именно учителя
обнаружили в них как результат изучения детьми своих предметов?
Например: кубик Рубика научился ученик собирать - какой предмет и какой учитель
обеспечил этот результат? Или никакой? Тогда учителя не имеют отношения к
результатам детей? Зачем тогда детям ходить в школу? Так чем отличается открыл
от узнал - по вашему?
Наталья Бурнашева:
1. Удалось ли вам предложить задание на своём уроке по своему предмету? Где дети
писали эссе - дома или в классе? - Задание по своему предмету не предлагала,
ученики писали эссе по заданию классного руководителя в качестве домашнего
задания.
2. Что у детей получилось? Приведите примеры, что вас привлекло в работе
ученика? Что удивило? - Большинство детей написали сочинение про полученную
информацию во время летних каникул, о чем они узнали/услышали/увидели, но мало у
кого было именно "открытие". Я считаю, что дети еще не до конца умеют различать
эти понятия, да и мы, учителя, немного задумались над отличием между этими
понятиями. С точки зрения учителя русского языка и литературы, привлекло то, что
ребята умеют хорошо излагать свои мысли на письме, умеют анализировать.
3. В чём были трудности выполнения задания? Как вы их преодолевали? - Главная
трудность выполнения этого задания в том, что учебный год уже начался, и нелегко
выкроить время для выполнения задания. Еще между учителями встретились
разногласия в понимании данных понятий, так как сами еще не совсем понимаем
различие понятий "открытие" и "информация".
Андрей Хуторской:
Наталья: "С точки зрения учителя русского языка и литературы, привлекло то, что
ребята умеют хорошо излагать свои мысли на письме, умеют анализировать". Что
означает "хорошо"? Насколько умеют анализировать? Нужны измерители. Сравнение
результатов за год, например. Есть у вас такая диагностика? Ведь вам же нужно
определять, какова роль изучаемого предмета на проявленные учениками результаты?
"Главная трудность выполнения этого задания в том, что учебный год уже начался,
и нелегко выкроить время для выполнения задания". Не понял, а что, данное
задание разве не является самым что ни на есть учебным? Пожалуй, даже смысловым
и самым главным, поскольку определяет ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ вклад учебных предметов в
жизнь детей. Ведь когда они пишут о лете, они как раз и пишут о своей реальной
жизни!
Любовь Колодкина 23 сен 2018 в 13:03:
1) Удалось ли вам предложить задание на своём уроке по своему предмету? Где дети
писали эссе - дома или в классе? – Дети писали эссе в качестве домашнего
задания.
2) Что у детей получилось? Приведите примеры, что вас привлекло в работе
ученика? Что удивило? -привлекло в одном из сочинений выявленная разница между
"бездельем" и "делом". Понимание через "ничего неделание" в том, что от этого
можно устать больше, чем от деятельности. Ребёнок сам пришёл к пониманию, что
необходима деятельность и затем был сделан выбор в пользу спорта. 3) В чём были
трудности выполнения задания? Как вы их преодолевали? - Шёл процесс осмысления
того, как увиденное может стать открытием. Сделала первичные выводы: 1) открытие
может быть частичным, только на уровне увиденного или услышанного, но, если это
связано с личным опытом и получением пользы, применением знаний, то - это
частичное открытие 2) если увиденное доработано, то есть пошёл процесс изучения
этого увиденного (через допматериалы, вопросы родителям), значит увиденное
изучено и зафиксировано, получен ответ на вопросы: что, как, почему - то это
микро-открытие 3) если решена задача, с личным запросом, заинтересованностью и
полезностью применения полученных знаний или знания были применены при открытие
не только для себя, но и для окружающего мира - это открытие. При анализе
ориентировалась на эти три стратегии.
Андрей Хуторской:
Любовь, я бы назвал это не стратегиями, а признаками открытия. Если разобраться,
то их не три, а больше. Вот моя систематизация:
1) увидеть, услышать и т.п. - т.е. обнаружить некий факт об объекте или явлении.
2) ориентация на личный опыт, получение пользы, применение знаний об уведенном,
услышанном.
3) изучение увиденного-услышанного,
4) фиксация увиденного-услышанного,
5) влияние на уведенное-услышанное, преобразование его.
6) постановка вопросов: что, как, почему?
7) поиск и получение ответов на вопросы: что, как, почему?
8) формулирование и решение задачи с личным запросом к увиденному-услышанному.
9) определение полезности применения полученных знаний для себя, и для
окружающего мира.
Уже отсюда можно определить отличие Узнал от Открыл. Если только увидел-услышал,
- то это Узнал. Если потом начал изучать, задавать вопросы, находить
закономерности, применять узнанное, результат будет иметь личное или общее
значение - то это уже Открытие.
Таким образом, простое задание про лето привело у очень глубинным вопросам:
1. Чем отличается Узнал от Открыл?
2. Какие учебные предметы оказали влияние на жизнь ученика летом?
3. Чему и как надо учить детей - "открытиям" или получению "информации"?
#научнаяшколахуторского #eidos #образование #эвристика
#эвристическое обучение #открытие
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Чем ОТКРЫЛ отличается от УЗНАЛ? Великая учебная сила
сочинений о проведённом лете [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 25.09.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/0925/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Обучение как открытие
- Обучение как передача информации
|