Планирование или проектирование?
27.07.2018 г.
Планирование или проектирование? Как подготовиться
к новому учебному году?
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Что означает подготовка к новому учебному году с педагогической точки зрения?
Директора школ привыкли готовить к учебному году стены, полы, мебель и пр. Как
будто директор школы - это завхоз. Завучи готовят отчёты, потому что, их требуют
чиновники. Учителя? Они догуливают отпуск. Вся эта подготовка НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО
ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ - главной задаче школы.
Перед новым учебным годом нужно его проектирование! Это не план школы, который
на скорую руку написан тем же завучем. Отличие проектирования от планирования в
совершенно другом отношении к будущим процессам.
Во-первых, в проектировании должны участвовать все, кому созданные планы потом
придётся выполнять. Если человек сам что-либо разработал, то очевидным для него
будет продолжить работу и выполнить то, что он сам для себя определил. Как
включить учителей в проектирование? Об этом скажу позже.
Во-вторых, проектирование требует особой технологии. Это не просто набор
мероприятий на год. Проектирование обязательно задаёт содержательные результаты
- продукты! В образовании ими выступают образовательные продукты учащихся -
внешние и внутренние. Есть продукты учителей - педагогические. Нужны технологии
диагностики и оценки внутренних приращений учеников, которые планируются на год.
В третьих, нет пророка в своём отечестве. Для организации проектирования
реального образовательного процесса нужны специалисты, которые профессионально
этим занимаются.
В какой форме лучше проектировать учебный год? Традиционные августовские
конференции для этого не подходят. Устаревшие формы докладов начальства -
учителя сегодня их слушать не хотят. А если и послушают, толку от этого будет
мало. Как я уже говорил, учителям нужо дать возможность самим планировать свою
деятельность.
Наиболее эффективная форма проектирования учебного года - это 3-дневный
оргдеятельностный семинар на базе самой школы. В семинаре участвует весь
педагогический коллектив. Это экономнее, чем посылать всех учителей в Москву или
в свой местный ИУУ.
Нами разработана технология семинаров, когда каждый их участник непрерывно
работает над выявлением и решением собственных профессиональных задач -
актуальных лично для него!
Занятия начинаются с диагностики, анкетирование проводится дистанционно ещё до
семинара. Во время семинара кроме докладов ведущего организуется работа
тематических групп. Каждый учитель и каждая группа за 3 дня создают тот самый
продукт, который им будет необходим в новом учебном году. Свои результаты группы
презентуют и защищают. Режим "погружения" создаёт очень яркие чувства и
запоминается на долгие годы.
«Удивил подход Научной школы Хуторского к образованию. На семинаре открыла в
себе неожиданный творческий потенциал. Желаю себе не бояться новизны», –
Корнеева Н.П., учитель английского языка.
«Неожиданным было проведение семинара в виде тренинга, сам круг поставленных
задач. После семинара решил больше внимания уделять рефлексии на уроках», –
Игнатов А.С., учитель математики.
«Неожиданными были задания, которые выполнялись в группе, и то, сколько эмоций и
споров было во время работы! Теперь я точно знаю, как спроектировать
метапредметный урок, составить метапредметное задание», – Фролова М.П., учитель
математики.
«За столь короткий период времени были приобретены знания, с помощью которых
можно планировать эффективные уроки с позиций восприятия ребёнка». – Меркель О.
В., директор школы.
«Убедилась в том, что наш коллектив креативный, трудоспособный, перспективный».
– Казанкова Н.А., зам. директора гимназии.
Семинар лучше всего его проводить в конце августа или начале сентября. Но
заказывать его нужно уже сейчас, не менее чем за месяц до его очной фазы.
Сотрудники нашего Института образования человека провели в школах десятки
оргдеятельностных семинаров по проектированию образования и подготовке учителей.
Они владеют необходимой методологией, техниками организации деятельности.
Я и сам люблю проводить оргдеятельностные семинары, особенно в школах, которые
уже не первый год сотрудничают с нами. Огромное удовольствие - в том, что
учителя на таких семинарах генерируют новые разработки очень достойного
качества. Уровень педколлектива, который непрерывно участвует в наших проектах
2-3 года превышает в профессиональном отношении любые другие школы, а главное -
самих себя.
Отзывы участников семинаров, условия их заказа имеются на сайте нашего
Института: https://eidos-institute.ru/event/seminars/
Скоро начнётся горячая пора, поэтому заказать семинар нужно уже сейчас. Пришлите
предварительную заявку - не позднее 15 августа.
Вопросы можно задать и мне - здесь в Фейсбуке.
Подробности: https://eidos-institute.ru/doc/EidosInstitute_SeminarSchool.pdf,
#научнаяшколахуторского #eidos #образование #измерениеобразования #количествочасов
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Планирование или проектирование? Как подготовиться к
новому учебному году? [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 27.07.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/0727/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Что означает подготовка к новому
учебному году с педагогической точки
зрения?
|