Просвещение вместо образования?
Конец образованию? Считаю ошибочным разделение Минобрнауки и создание четырёх
отдельных структур: Министерства просвещения, Министерства науки и высшего
образования,
Рособрнадзора, Агентства по делам молодежи.
Вместо
объединения под единые задачи, в том числе обозначенные в
майских указах президента, новые ведомства будут не меньше года
менять таблички, бланки и кабинеты. Чиновников станет больше и
денег на них потребуется тоже больше. Лучше ли станет от этого
конкретным ученикам, студентам, педагогам?
Просвещение
вместо образования? В данной замене явный регресс. Минпрос был в
прошлом веке, зачем к нему возвращаться? Просвещение - это не
образование, не обучение, и не воспитание.
Просвещение —
передача, распространение знаний и культуры. У него
однонаправленный вектор - от просвещенного учителя к
недостаточно просвещённым ученикам.
Обучение же -
это взаимный процесс, учитель и ученики взаимодействуют. И цель
этого взаимодействия - не только просвещение учеников, но и
многое другое - личностное развитие, освоение знаний,
компетентностей, формирование ценностей и др. Вместе с
воспитанием обучение обеспечивает образование человека.
Министерство
просвещения своим названием уменьшает и свою роль и роль
образования в стране.
Странно также
разделение профессионального образования на два разных
министерства.
Рособрнадзор
передан под прямое управление Правительства. Получается что-то
типа жандармерии. Главная задача Рособрнадзора, на мой взгляд,
должна быть в отстаивании образовательных интересов основных
потребителей - учеников и их родителей. А не Правительства.
Агентство по
делам молодежи. А министерства тогда по чьим делам создаются?
Лучшим
вариантом является отмена данного решения и разработка системы
управления наукой и образованием в стране с привлечением
специалистов - профессионалов.
17.05.2018
Время разбрасывать камни .. Правительство разделило минобрнауки на два отдельных
министерства: 1) министерство просвещения 2) министерство науки и высшего
образования. Так уже было раньше. Есть ли анализ результатов? Как лучше -
отдельно или порознь? К сожалению, Указ не даёт ссылок на обоснование
произведённого разделения:
http://kremlin.ru/events/president/news/57475
А как же тогда с единым экзаменом? Он станет посредником между двумя
министерствами?
Кроме двух министерств, отдельно созданы ещё две структуры под эгидой
правительства: Рособрнадзор и Агентства по делам молодежи.
На мой взгляд, произведённые структурные изменения - показатель отсутствия
обоснованной политики в образовании. Ошибкой Правительства была отмена в 2014
году имеющейся национальной доктрины в образовании (доктрина была плохой, но она
была) и не принятие новой доктрины.
Когда нет ясной доктрины образования, разделения и объединения министерств
приведут к тому что чиновники будут заниматься сами собой, а не развитием
образования в стране.
08.06.2018 г.
Разделив структуры управления образованием на 4 части, Правительство РФ
фактически закрепило функции министерства образования за собой. Ведь кому-то
придётся держать всё в одних руках. Есть, правда, сомнения, что такая задача
правительству по силам, ведь у него много иных задач.
Причина, по которой центр управления образованием перенесён правительством к
себе, на мой взгляд, в желании управлять процессами "накоротке". Нет доверия ни
к одной из структур, что они будут всё делать так, как надо правительству. Да и
кадровая политика такова, что нет управленцев необходимого уровня.
По моим представлениям и раньше основные решения и политика образования
задавалась из Правительства, а не из министерства. И непопулярные министры - на
самом деле лишь исполняли поручения, а не управляли самостоятельно. Если это
так, вряд ли стоит ждать, что сегодняшний управленческий расклад приведёт к
лучшим результатам, чем были раньше.
Вывод простой: правительству нужно выращивать целостное министерство
образования, причём одновременно с его обновлённым кадровым составом. И данная
работа должна производиться одновременно с разработкой национальной доктрины
образования. Без доктрины созданные структуры только внесут дополнительный
разлад в образовательную политику и практику.
14.07.2018
Откуда министр берёт цели?
Министр просвещения О.Васильева: "Перед системой общего образования стоят две
большие цели. Первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему
воспитания".
Источник.
Первая цель - рейтинговая, вторая - непонятная. Обе названые цели никак не
связаны друг с другом, да и с реальной системой образования тоже. Взяты эти цели
ниоткуда, без какого-либо обоснования и понимания их оснований, адресатов,
критериев достижения. В результате миллионы людей не понимают политики в
образовании, которую ведут чиновники.
Когда министр называет необоснованные цели, это означает кризис в системе
управления системой общего образования. Одна из причин - отсутствие национальной
доктрины образования, которую правительство отменило в 2014 году, а новой до сих
пор не создано.
Наша научная школа разработала Доктрину образования человека в РФ, которая
призвана стать одним из источников целеполагания и развития системы образования
в стране. Этот документ был направлен в министерство, правительство и госдуму.
Однако, пока данная работа на уровне управленцев так и не начата.
Из-за этого происходят проблемы методологического характера. Когда цели берутся
"с потолка" , то в результате и бюджетные деньги тратятся не пойми на что.
Данная проблема - основная в существующем управлении системой образования и
требует своего решения. Один из первых шагов - начало официальной разработки
национальной Доктрины образования
https://eidos-institute.ru/science/doctrine/
#научнаяшколахуторского #eidos #образование #измерениеобразования #количествочасов