Многие, видимо, об этом не задумываются. И я об этом задумался только сегодня,
когда мне потребовалось проводить 3-часовую онлайн-лекцию. Конечно, с
интерактивом, был чат, вопросы и ответы. Но, всё-равно, художественный фильм не
всякий можно 3 часа смотреть, а тут "говорящая голова", пусть даже и
принадлежащая такому неординарному человеку, как я. Сложно 3 часа, да ещё через
экран монитора, смартфона всё это воспринимать учащимся, пусть и взрослым.
Такое требование возникло из норм нашего доблестного министерства, которое очень
любит измерять образование часами. Например, считать, что за 72 часа занятий
образования происходит в два раза больше, чем за 36 часов. Но это же не факт!
Прослушать информацию за 72 часа можно в 2 раза больше, чем за 36 часов, а вот
насчёт образования, совсем не факт, что оно в 2 раза у слушателей увеличится.
Давно уже доказано, что образовательные приращения у учащихся происходят совсем
не из-за количества выслушанных лекций. Активные, интерактивные и эвристические
методы и формы обучения могут давать эффект в десятки раз больший, чем
академические формы занятий.
Тогда спрашивается, зачем и почему образование до сих пор меряют в часах? Оно же
не синоним времени. И измерять количество и качество образования давно принято с
помощью специальных средств - зачётов, контрольных работ, экзаменов и т.п.
Данный пример - очередной в свидетельстве бессмысленности чиновничьих норм,
которые они задают для педагогов и учащихся. "Отсидеть" или "отслушать"
определённое количество часов - данная норма не имеет отношения к действительным
образовательным результатам. Поэтому приглашаю коллег-учёных исследовать данную
проблему и предложить её решение. Проблема состоит в ответе на вопрос: в чём
нужно измерять образование? Что это за величина, каковы её единицы измерения?
Такое исследование могло бы в корне изменить существующие необоснованные нормы.
Точнее, нормы, которые были обоснованы в средневековье, когда образование было
синонимом начетничества.
Кстати, курсы для соискателей, а вышеназванная проблема - это уровень докторской
диссертации, проводятся сейчас и на них можно записаться:
http://eidos.ru/courses/
--
Обсуждение в Фейсбуке
Мария Васильева: Интересный ракурс! Я бы не выдержала 3 часа
видеообщения. А вот вопрос про "38 попугаев" я очень люблю и уважаю. Для меня
это тест на профана. Скажи чем ты измеряешь и я скажу кто ты. А можно, в том
числе, мерить удовлетворенностью учеников и родителей? А интересом? Мы просто
спрашиваем : интересно ли тебе, дитятко, на уроках истории?
Хуторской Андрей Викторович: Интерес - для меня всегда был не
главным, что образуется в человеке. Конечно, он нужен, но я бы специально на
него не акцентировал внимание детей, поскольку в этом их внимание как бы
направляется не на них самих (я вызвал в себе интерес), а на учителя (должен
меня заинтересовать).
Ольга Лычёва: Простите, но мне кажется, часами измеряют не
уровень образования, а количество времени, потраченного на него. Это время
оплачивают наемному работнику. У которого есть диплом, подтверждающий его
квалификацию.
Хуторской Андрей Викторович: А "наёмный работник" разве не ради
образования ученика тратит время? Т.е. именно за образование ученика ему платят,
а не за "отработанные" часы. Допустим, что платят за часы, но тогда они могут
быть никак не связаны с образованием? Тогда зачем за них платить?! Отсюда
следует, что платят работнику именно за "количество" образования учеников,
измеряемое часами.
Ольга Лычёва: Хуторской Андрей Викторович это по умолчанию так,
а как может быть по-другому?
Хуторской Андрей Викторович: Ольга Лычёва, так я и предлагаю
исследование по разработке других способов регламентирования обёма образования.
Валерий Юкевич: Один из ключевых проблеммных вопросов
современной организации образовательного процесса. В очередной раз остро это
прочувствовал в последние дни, когда проходит аккредитация ВУЗа! :( Андрей
Викторович, спасибо, что об этом сказали! Научный труд на эту тему, если кто-то
подготовит быстро, не имел бы цены!
Валерий Хвалев: От часов ушли, а от процессов - нет. Ибо смысл
явления (образования) в ответе на вопрос ЗАЧЕМ? Поэтому надо мерить не
образование, а развития. Иначе НАХУА?
Людмила Луганская: В любом случае временной зафиксированный
интервал для общения с группой жаждущих развития элементарно необходим
Хуторской Андрей Викторович: Речь не о необходимости времени,
оно нужно всегда. Речь о том, что время не синоним образованию.
Ольга Лычёва: Но время, потраченное для него, при помощи
специалиста направленного для этого, о чем свидетельствуют все, начиная от
администратора, заканчивая обучающимся?
Хуторской Андрей Викторович: Попробую пояснить по другому.
Одному ученику для того чтобы научиться считать десятками требуется 5 мин а
другому 1 час. А по программе для всех отводится 45 минут. Т.е. скорость
образования у всех разная а учебный план и программа все меряют одинаково для
всех - в часах. Кроме того методики бывают разные. Тот же Шаталов 5летний курс
физики за 1 год с детьми осваивал. Мерять образование часами неправильно.
Татьяна Никитюк: Если говорить о курсах для взрослых (не только
педагогов), то большинство из них строятся по модели "говорящая
голова"-репродуктивный тест.
Хуторской Андрей Викторович: Эйдос проводит курсы для педагогов
на оргдеятельностной основе. Курсанты всегда создают собственные практические
разработки. Времени на это больше, но польза несравнима с тестами.
http://eidos.ru/courses/schedule.htm
Татьяна Никитюк: Спасибо, Андрей Викторович! Я о курсах,
которые идут не у Вас: ГО и ЧС, первая помощь, всякие техники безопасности - это
то, чему учится большинство работающих взрослых нашей страны.
#научнаяшколахуторского #eidos #образование #измерениеобразования #количествочасов