Четыре функции педагогики
04.04.2018 г.
Добавил педагогике четвёртую
функцию - влиять на происходящее образование
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Действительно, педагогика молодая наука. Непаханное поле. Возьмём такую простую
тему как функции педагогики. Почти во всех учебниках их называют три:
аналитическая, проективная, прогностическая. А функции влияния на текущую
систему образования нет!
В результате непосредственного влияния педагогики на систему образования не
происходит. Поэтому, вместо учёных принимают решения по количеству изучаемых
предметов и учебников, составляют программы государственного масштаба -
неспециалисты - чиновники, политики, депутаты. Тогда как обоснование всем этим
вопросам должны даваться, в первую очередь, со стороны педагогики.
Разработал свой перечень функций педагогики, который привожу ниже. Добавил
отдельный блок "Организационно-управленческая функция педагогики". Ничего не
забыл?
Функции, которые выполняет педагогика: аналитическая, проективная,
организационно-управленческая, прогностическая.
Аналитическая функция педагогики направлена на решение следующих задач:
1) изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей,
причинно-следственных связей процесса образования человека;
2) диагностика, выявление состояния, условий и причин явлений, сопровождающих
взаимодействие педагога и обучающегося в условиях действующей системы
образования;
3) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического процесса, который
обеспечивает образование человека;
4) исследование социально-педагогических влияний на образование человека со
стороны субъектов государственного управления, права, экономики, культуры,
информации, семьи, религиозных конфессий, общественных организаций;
5) описание, анализ и обобщение передового, инновационного педагогического опыта
для последующей трансляции эффективных педагогических средств;
6) оценка влияния научных исследований на практику образования с последующей его
коррекцией;
7) изучение международного опыта образования и педагогической практики.
Проективная функция педагогики:
1) проектирование доктрины образования, образовательных стандартов и программ,
законодательных решений;
2) исследование методологических проблем педагогики, построение
методологического основания для современного образования в связи с меняющимися
условиями;
3) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов,
средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной
педагогической деятельности;
4) обоснование принципов построения учебников и учебных пособий, их комплексов,
составления учебных планов, программ, методических разработок;
5) исследование содержания деятельности педагога, конструирование
профессиональных стандартов специалистов в области образования;
6) создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу,
жизни и деятельности его граждан;
7) разработка систем функционирования педагогических учреждений в соответствии с
требованиями времени;
8) разработка системы профессионально-педагогической подготовки педагогов,
руководителей, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность так
или иначе включена в педагогическую реальность и касается образования человека;
9) обоснование стратегии развития образования на уровне страны, регионов,
учреждений.
Организационно-управленческая функция педагогики:
1) научное обоснование стратегии и программ развития образования на уровне
страны, регионов, учреждений;
2) экспертиза законодательных инициатив в области образования с позиций
педагогической науки;
3) научно-методическое обеспечение системы управления образованием;
4) научное обеспечение управления функционированием педагогической системы и
управления её развитием;
5) предоставление средств выявления заказчиков образования, формулирования их
заказа и его взаимного согласования в форме сводных образовательный стандартов;
6) разработка критериев и норм профессиональных стандартов в области
образования, технологии их реализации;
7) внедрение результатов педагогических исследований в практику;
8) обоснование системы диагностики и оценки образовательных результатов;
9) рефлексивный анализ и оценка влияния педагогических исследований на
образовательную практику, корректировка результатов исследований на основе
взаимосвязи науки и практики.
Прогностическая функция педагогики:
1) изучение истории развития педагогики;
2) мониторинг, диагностика происходящих в системе образования процессов:
образовательных, педагогических, управленческих с целью выявления тенденций,
формирования перспектив;
3) научно обоснованное целеполагание и планирование образования человека, а
также обеспечения этого образования в существующих структурах и учреждениях;
4) разработка условий для самореализации людей в процессе их непрерывного
образования;
5) предвидение педагогических последствий происходящих или предлагаемых в
обществе перемен, принимаемых государственных решений;
6) обоснование эффективной образовательной политики.
#научнаяшколахуторского #педагогика #функциипедагогики #управлениеобразованием
#эйдос #eidos
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Четыре функции
педагогики [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.04.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/0404/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Функции педагогики
- Организационно-управленческая
функция педагогики
|