Хуторской Андрей Викторович: "Образование - то, что внутри человека, а не
снаружи" - эта мысль возникла сегодня на заседании трёх отделений в РАО, во
время доклада об использовании технологий информатизации в образовании
(докладчик из МГПУ). Многие, и не только учёные, педагоги, часто говорят обо
всём, кроме главного - что происходит в самом ученике. Чиновники, так они вообще
пишут программы как бы по образованию, где от образования только количество
"слушателей" онлайн-курсов и сколько надо на это денег.
Я и спросил докладчика: Какой набор ключевых компетенций вы предлагаете для
диагностики образовательных приращений учащихся, которые будут использовать все
те средства и технологии, о которых вы говорите? Ответа не было, докладчик
обещал подумать.
Андрей Король: Андрей Викторович, на Ваш взгляд, образовательное пространство
внутри ученика?
Хуторской Андрей Викторович: Всё зависит от выбранной модели человека и мира.
Если принять модель философии русского космизма "микрокосм + макрокосм", то
образовательное пространство - исходно (!) пространство ДЛЯ образования человека
- оно снаружи. Однако, по данной концепции смысл образования - вселение человека
в мир - Вселенную. В этом случае происходит СИНТЕЗ макро и микрокосмов. Вот
тогда, видимо, образовательное внешнее пространство интегрируется с внутренним
пространством человека. Пример: понятие К.Э.Циолковского "лучистое человечество"
как форма вселения человека во Вселенную.
P.S. Вышесказанное - не теоретическая философия. Всё это происходит сегодня и с
каждым. Просто не все это видят и понимают.
Хуторской Андрей Викторович: Образовательное пространство существует и внутри
ученика. Оно - другое. Этим пространством обозначаются все принадлежащие и
образовывающиеся сферы человека: личностные качества, физический организм, душа
и дух, разные типы тонких сфер.
Исходя опять-таки из философии космизма между микрокосмом и макрокосмом
существует подобие. Следовательно, внешнее образовательное пространство подобно
внутреннему. Именно поэтому возможно их взаимодействие. Каждая внутренняя сфера
взаимодействует на одном языке с аналогичной сферой Вселенной.
Андрей Король: Спасибо большое за развернутый глубокий ответ!
Николай Бугаев: Может, тогда оно не внутри и не снаружи, на границе внутреннего
и внешнего. Ведь "интеллект всегда собеседник"? Или внутреннее и внешнее - это
составляющего диалогичного по сути образовательного пространства их
взаимодействия?
Игорь Агапов: Это - аксиома. ОБРАЗование - создание собственного образа.
Интеграция готовности и способности человека к деятельности (учебной) возможна
только в самом человеке. На вопросы "хочу" и "могу" посторонние люди за человека
ответить не сумеют. Собственно, нет пространства для спора, Андрей Викторович.
Всё верно.
Светлана Игнатович: Д.Андреев нам помахал, думаю)
Хуторской Андрей Викторович: Даниил Андреев - один из русских космистов, чья
философия в основе нашей научной школы. См. Концепцию:
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/education/
Светлана Игнатович: Человекосообразование - хорошее слово.
Источник:
https://www.facebook.com/akhutorskoy
#научнаяшколахуторского #человекосообразное #образованиечеловека #микрокосм #эйдос #eidos #автореферат #оппонирование