Три типа личностно-ориентированного обучения
21.02.2018 г.
К ученику, от него или вместе с ним?
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Три типа личностно-ориентированного обучения
В конце XX – начале XXI вв. в отечественное образование вошло понятие
«личностно-ориентированное обучение». Одна из причин – долгие годы засилья
массового, всеобщего образования, приоритета коллективного над персональным,
общественного над личным. Общество, вступившее в перестройку, вспомнило о
наличии личности ученика и необходимости учитывать индивидуальность в обучении.
Личностно-ориентированное обучение получило в результате три трактовки:
1) к ученику,
2) совместно с учеником,
3) от ученика.
Согласно первой трактовке педагоги восприняли данный подход как «дойти до
каждого», сохраняя, по сути те же ориентиры, которые были в массовом обучении.
То есть то, что раньше транслировалось для всех, теперь стало передаваться
каждому. Индивидуальные особенности в лучшем случае учитывались во время
«передачи знаний». Задача выявления внутреннего потенциала ученика в данном
подходе фактически не ставилась. Цель образовательного процесса оставалась
прежняя: «дать образование». Вектор внешнего воздействия мог только укрепиться и
усилиться, поскольку теперь таких векторов становилось столько, сколько
учеников. Основной формой обучения остался урок. Решение многих задач
предлагалось с помощью профильного обучения. Личностно-ориентированный подход «к
каждому ученику» возник не на пустом месте, он имеет длинную историю,
начинающуюся ещё от Конфуция (VI-V в. до н.э., Китай), педагогов-гуманистов
Витторино да Фельтре (XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в. Франция), Эразма
Роттердамского (XV—XVI в., Голландия). Продолжается такой подход и в современных
школах.
Вторая трактовка личностно-ориентированного обучения получила название
«педагогика сотрудничества» и связывается с движением учителей-новаторов
1980–1990-х гг.: В.Ф.Шаталова, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С. И. Лысенковой, М.П.
Щетинина, Ш.А. Амонашвили, Л.А. и Б.П. Никитиных и др. Основные положения
педагогики сотрудничества: обучение без принуждения; свободный выбор;
опережение; творческое взаимодействие учителя и ученика; самоуправление
учащихся; идея трудной цели; идея крупных блоков; использование опор;
самоанализ, коллективное творческое воспитание. Сотрудничество с учеником
означало почти равные права и обязанности ученика и учителя в образовательном
процессе, что противоречило многим положениям традиционной педагогики. Так,
С.Л.Соловейчик писал, что сотрудничество – это совместная работа равных,
сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске, тем более, сотрудника
нельзя оценивать.
Третий подход к личностно-ориентированному обучению построен на принципиально
иной основе, чем два предыдущих. Методологическим вектором проектирования и
реализации образования выбран подход: от ученика, а не к нему. Исходной основой
определения целей и траектории обучения выступает сам ученик, чья деятельность
организуется с помощью педагога. Такой подход возрождает идеи свободного
развития и педагогики «выращивания» - гуманистических ориентиров, идущих от
Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Среди современных учёных, которые начали
разрабатывать личностно-ориентированный подход с позиций субъектности ученика –
психологи И.С. Якиманская, В.И Слободчиков, педагоги В.В. Сериков, А.В.
Хуторской.
P.S. Не следует отождествлять развивающее обучение с личностно-ориентированным.
А личностно-ориентированное – с человекосообразным.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех
по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с. (Серия
«Педагогическая мастерская»).
#научнаяшколахуторского #диссертация #докторская #кандидатская #защита
#соискатель #аспирантура #эйдос #eidos #автореферат #оппонирование
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Три типа
личностно-ориентированного обучения. К ученику, от него или вместе с ним?. [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 21.02.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0221/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Личностно-ориентированное обучение
- Ученик - субъект
- Ученик - объект
- Ученик - сотрудник
|