О критической компетентности учёных
05.02.2018 г.
Правила написания критической статьи
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Журнал "Высшее образование в России" опубликовал
в № 1, 2018 критику на мою статью "Хуторской А.В. Методологические основания
применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее
образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91" и на некоторые другие мои
работы по педагогике русского космизма. Название критической статьи "Космический
вираж отечественной педагогики".
Журнал хочет дискуссий, это понятно. Но научная критика - не хуление понятий и
автора. Использование в критической статье терминов "химерические компетенции",
"компетентностное пенообразование" и т.п. не прибавляет ей веса.
Разумеется, мои статьи, как и любые другие, подлежат критике и нуждаются в ней.
Но настоящая критика такова, что она помогает науке переходить на новый уровень,
а не превращается в базарную ругань.
Ряд замечаний в опубликованной статье вполне уместны для обсуждения. Но сам
стиль обсуждения должен быть соответствующим, тем более критику пишет доктор
наук. Это тоже, кстати, проблема педагогики - воспитание критической
компетентности учёных, которой некоторым не хватает.
Сформулирую некоторые правила написания критической
статьи, как я их вижу:
1. Если хочешь критиковать статью - сделай это. Значит, тебя что-то в ней
задело. От тебя требуется понять, что именно. Это уже твоя цель, а не автора
статьи.
2. Критика означает, что ты находишься в одном поле с критикуемым. Не думай, что
ты в стороне.
3. Цель критики - продвинуть науку, а не померяться "хиршем".
4. Найди то, что тебя больше всего возмутило (потрясло, шокировало) в статье.
Напиши, почему.
5. Найди самое ценное в статье. Лучше несколько позиций. Напиши их. Ценное лучше
искать после критического.
6. Начинай статью с самого ценного в ней! Тогда ты привлечёшь внимание и твоя
критика будет воспринята как заслуживающая внимание. Люди, и читатели, в том
числе, ценят тех, кто умеет посмотреть с разных сторон.
7. Критику построй грамотно. Критикуй с выходом на смыслы. Не пиши мелких
замечаний, только то, что значимо.
8. После написания статьи отредактируй её. Обязательно убери все оскорбительные
слова и характеристики. Это улучшит восприятие твоей статьи.
9. Подумай, почему судьба дала тебе возможность встретиться с этой статьёй.
Может быть ты и есть единомышленник её автора.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. О критической
компетентности учёных. Правила написания критической статьи. [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 05.02.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/0205/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Критические компетентности
- Правила
написания критической статьи
- Компетенции
- Компетентности
|