Цель воспитания – чтобы человек был счастливым
04.02.2018 г.
Цель воспитания – чтобы человек был счастливым.
Дискуссия на Фейсбуке
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Хуторской Андрей Викторович: Цель воспитания –
чтобы человек был счастливым
Хуторской Андрей Викторович: Какова цель воспитания? К.Д. Ушинский говорил, что
если «целью воспитания будет сделать человека счастливым, … то увидим, что
решительно у каждого человека своё особое понятие о счастье». Ну и что? Пусть
каждый будет счастлив по-своему! И каждый приложит к этому усилия, а не только
будет ждать манны небесной от своих педагогов. Цель воспитания – чтобы человек
был счастливым. Хорошую мы поставили цель. Теперь полезно нам всегда её помнить.
Что бы мы не делали по отношению к нашим воспитанникам и к себе, наши цель –
прибавление счастья. Самореализация для этого – один из лучших способов.
Александр Моисеев: Хорошая цель. И предполагающая, видимо, некие усилия самого
воспитуемого. Но чтобы не налетели критики этого положения с подозрениями и
обвинениями в индивидуализме и эгоизме такой цели, важно пояснять предположения
о связи счастья с полнотой самореализации и связи личного счастья со счастьем
ближних и дальних.
И есть счастье прямо сейчас, ситуативное такое, прямо переживаемое и есть более
длительное, как общий фон жизни
Хуторской Андрей Викторович: Конечно, нужна типология счастья :) по разным
основаниям: длинное и прямо сейчас, только своё, для кого-то ещё, для многих и
др. Очень важно решение вопроса о связи счастья с полнотой самореализации.
Александр Моисеев: Но субъективность переживания счастья сильно осложняет всякие
объективные оценки, критерии и измерения. А поиск каких-то объективных
показателях в ситуации, когда субъективно человек счастлив, тоже даст не Бог
весть сколько. Но и при этом постновка счастья как ценности и цели очень важна
Хуторской Андрей Викторович: Оценка воспитания (и образования тоже) должна быть
не только объективной но и субъективной. Нужно восстановить в правах
субъективизм учителя. На то он и учитель. И ученик - субъект. А всякие
рособрнадзоры с их псевдообъективностью - нарушают принятые законы и стандарты,
в которых провозглашена личностная ориентация обучения и в числе заказчиков
назван человек как субъект своего образования.
Александр Моисеев: Они нарушают чаще элементарный здравый смысл. Да и законах и
стандартах нет такой тяги к количественным оценкам и их точности (причем все
понимают, что меряется и не все и далеко не самое главное). А после признания
всему этому характера спецопераций - и вовсе. Думаю и субъектность и
субъективность учителя никуда не денется, он влияет на детей всей своей
личностью. Но это не то же самое, что субъективизм и произвол, что случается
порой тоже.
Хуторской Андрей Викторович: И ещё - обычно под воспитанием понимают воздействие
на ученика. Действительно, в данном определении я отошел от этого (у Ушинского
написано "сделать счастливым"). Воспитание должно быть сбалансировано
самовоспитанием. Ученик - тоже воспитатель сам себе.
Александр Моисеев: Более того, с некого момента - основной воспитатель и лицо,
принимающее решения о своей жизни, ценностях и поведении.
Александр Моисеев: Логичнее говорить о воспитательном взаимодействии, тем более,
что влияние всегда обоюдное, и дети взрослых тоже вполне себе воспитывают
Pavel Toropov: Я бы уточнил: чтобы люди были счастливы. Один человек может быть
счастлив за счет других. А вот совместное счастье - и есть цель воспитания.
Хуторской Андрей Викторович: Pavel Toropov Цель должны быть достижима. Всеобщее
счастье - об этом многие мыслители говорили, но достижимо ли оно?
Pavel Toropov: Смотря какого уровня? Счастье общения, взаимопонимания,
сотрудничества, партнерства - да. Нравственные нормы - нет, так как люди -
только люди...
Александр Моисеев: Чем шире, тем утопичнее
Светлана Игнатович: Счастье - это когда молодой папа заклеил окна вчера, чтобы
всем "детям не дуло". Это понимание и ответственность за будущее.
Я не знаю, как его оценить, но это счастье - детей уже можно раздеть и разуть
для свободных телодвижений.
Александр Моисеев: Светлана Игнатович Это у Вас счастье, а дети просто смогут
заниматься, что, конечно, неплохо.
Светлана Игнатович: Он из той же школы, что и все, но он хочет! Чтобы его и др
дети были счатливыми
Александр Моисеев: Светлана Игнатович Внесли вклад в счастье педагогику. А я
патентую такое вот наименование СЧАСТЬЕПЕДАГОГИКА.
Светлана Игнатович: Счастье - это горько, это когда мамочка понимает, что
чего-то не понимает после окончания пединститута и пытается развивать ребенка,
организуя всю семью. И ей это удается.
Горепедагогика - опытная сторона.
Александр Моисеев: И дидактогенные болести.
Светлана Игнатович Шрамы. Переданные предками. Родились в шрамах, аки в
рубашках. Не избавиться никак...
Владимир Спиваковский:
Да, но при двух условиях:
1. Не за счет других.
2. Не такими счастливыми, как в королевстве Бутан, где 100% детей и взрослых -
счастливые (но живут как в первобытном строе) :-)
Александр Моисеев: Или в Севернейшей из Корей.
Хуторской Андрей Викторович: Я был в Индии, они там тоже все счастливые. И ещё -
бессмертные.
Первобытный строй бывает лучше нынешнего, и счастливее. Это факт.
Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Но не повод зывать к первобытной
гармонии с природой и простодушному счастью вне прогресса. С золотой серединой
сложно
Владимир Спиваковский: Не, не в Корее дело. Просто только в двух странах мира
ОФИЦИАЛЬНО существуют Министерства Счастья, и у которых индекс счастья людей
важнее ВВП (Бутан и ОАЭ).
Александр Моисеев: Владимир Спиваковский При этом в ОАЭ дела объективно
повеселее, чем в КНДР и Бутане.
Александр Моисеев: Ретроспективно есть ощущение, что у среднего советского
человека, измерь тогда кто-то его индекс счастья, все было бы на неплохом
уровне. Что и становится источником ностальгии.
Владимир Спиваковский: Да, это два полюса. Но если серьезно, то индексы счастья
сейчас начинают считать во многих странах. И это реально серьезно. Даже в Давосе
об этом не только говорили, но и показывали цифры. По 12 показателям. Поэтому
нужны новые технологии по методологии Счастья. Почему я это знаю? Потому что
консультирую ОАЭ по этой методологии счастья, им понравилась моя теория ...
Хуторской Андрей Викторович: Владимир Спиваковский 1. На основании чего по вашей
методологии определяются критерии счастья?
2. Индекс счастья относится к группе или может быть персональным?
Александр Моисеев: Вот, пошла конкретика, отлично.
Хуторской Андрей Викторович: Подвисла конкретика. Видимо, коллега только эмиров
в ОАЭ консультирует.
Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Не могу комментировать. Возможно,
Вам стоит войти в более личную переписку.
Ирина Озеркова: А вот про самовоспитание, действительно, очень часто забывают. И
тогда появляются "взрослые" с претензиями к родителям и учителям: "Я такой
несчастный, потому что вы меня плохо воспитывали".
Александр Моисеев: Среда заела, понимаешь...
Ирина Озеркова: Я в колледже работаю. Там большинство слово "самовоспитание" в
жизни не слышало, не то чтобы заниматься пробовать. Естественно, никакой
необходимости в этом не видят.
Хуторской Андрей Викторович: Чтобы в школах была ориентация в воспитании на
счастье, при ментальности наших учителей должен быть приказ министерства: "стать
и быть счастливыми".
Матвиенко как-то всё говорила о создании в России Министерства счастья. Но народ
у нас этого не поймёт.
Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Народ не поймет в понимании и
исполнении Матвиенко, потому что полагает не без основания, что счастье там
будет для узкого круга, а остальным прикажут изображать счастье.
И важно понять, насколько наша образовательная среда и все ее институты
"заточены" под счастье хоть детей, хоть взрослых, под качество жизни и ее
прожывиания в садиках, школах и т.п. А когда все силы на аттестацию, то оно в
все принципе не про это.
Светлана Игнатович: А счастья цель - воспитанным родиться и в разном деле
пригодиться
Ирина Озеркова: Мне кажется, вообще следовало бы поставить в качестве
педагогической проблемы "запуск" процесса самовоспитания. Каковы необходимые и
достаточные условия этого процесса, технологии, как оценивать результат...
Александр Моисеев: Думаю, что по проблеме самовоспитания есть десятки докторских
и сотни кандидатских диссертаций. Качества не затрагиваю, но некие идеи там
точно есть и нет задачи начинать с нуля. более того, какое-то самовоспитание
есть и без наших запусков, другой вопрос, что оно не всегда ведет к социально
одобряемым результатам. НО воздействие с целью актуализировать самовоспитание
имеет много рисков залезания в душу другого человека дальше, чем он готов нас
туда пускать - вопрос доверия к воспитателю, Взрослому Поэтому чем выше желание
оценивать результаты, тем больше ждите "сопротивление материала". Одна из
прелестей советской системы - желание всего добиться и оценить и отчитаться.
Уроки бы надо извлечь.
Светлана Игнатович: А продукт?
Александр Моисеев Светлана Игнатович А продукт такая среда, включая личность
воспитателей, при которой процесс может куда-то пойти, события какие-то в этой
среде ... Пробы и ошибки, опыт. И тогда могут начаться результаты в виде начала
ощущений и переживаний у самого дитятки.
Светлана Игнатович: Вчера мамочка увидела дитя всего в краске, простим ее
неопытность с детства - она не знала, что гуашь отстирывается и первым ее словом
перед шедевром ребенка было ... Ужас! Вторым - имя девочки ....! а третьим -
сочувствие к тряпке (новаяж, блин).
Александр Моисеев: Светлана Игнатович Надеюсь, никто из живых существ не
пострадал.
Светлана Игнатович: Пострадала мама. Она увидела свою ошибку, когда на вопрос :
кто это? ребенок ответил: мама. А ладошками черными от краски получилась морда
злого медведя-тигра с когтями на лапах и шерсть дыбом.
Причем ребенок полуспросил, полуответил неожиданно и для себя и для мамы ... обе
были в легком замешательстве.
Вот тут, казалось бы, воспитывай СебЯ, Фиксируй. Поверни оглобли. Попробуй по
другому...
ОЦЕНКА ВОСПИТАНИЯ
Александр Моисеев: Счастье по мне скорее идеал воспитания, что выше цели, но не
позволяет спешить с измерениями, ибо - они лучший путь к похоронам любых живых
процессов.
Хуторской Андрей Викторович: Оценивать нужно всё, что было поставлено в качестве
цели. И воспитание тоже. Но не обязательно для этого применять ЕГЭ. Да и
самооценку никто не отменяет.
Александр Моисеев: Оценка понятие широкое. Сегодня зачастую норовят все мерить
количественно и весьма жестко. С воспитанием такое делать крайне опасно. Я об
этом. Если нечто соответствует ценности - способствовать детскому Счастью - это
можно оценить, по возможности не уходя в примитив и крайне аккуратно. Говорить
как о цели - в какой же мере нам удалось добиться счастья - вот не совсем пока
вижу. А ведь привычки такие именно
Светлана Игнатович: Остерегаться - это ничего себе, уже трудно. А придумать
измерительную шкалу - ого-го! Кем надо быть?
Хуторской Андрей Викторович Светлана Игнатович Придумывать измерительную шкалу
для оценки воспитательных результатов необязательно, их много и можно взять
готовые. И придумать тоже можно. Вопрос, в какой парадигме. Форма оценки нужна
нетестовая.
Александр Моисеев: В сов. педагогике было немало попыток оценки воспитанности.
Хуторской Андрей Викторович: Александр Моисеев Вы о чьих работах в
сов. педагогике по оценке воспитанности говорите?
Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Нет под рукой библиографии, но
оценкой воспитанности, в частности, занималась в 80-е гг. М.И.Шилова из
Красноярска, Н.И.Монахов и др. Тогда же была и критика попыток все это дело
количественно и в процентах оценивать.
Хуторской Андрей Викторович: Критика не всегда плохо. И не всегда обоснованно.
Например, в советское время много чего критиковали, то же христианство, а
сегодня сами со свечками все стоят. Перевоспитались.
Анна Байкалова Защитить кандидатскую с такой темой нереально. Как только дойдём
до результатов и до измерения счастья, всё! Пиши-пропало! Кроме оксфордского
опросника счастья ничего больше и нет, для измерения. За последние двадцать лет
в лагерях, я видела только два педагогических отряда, которые ставили педагогику
счастья в основу своей деятельности. Защитить свои программы никто не смог.
Хуторской Андрей Викторович: Анна Байкалова Чтобы защитить кандидатскую, нужно
соблюсти принятые требования. По "педагогике счастья" вполне можно сделать
диссертацию и не одну. В том числе и по проблематике педагогических измерений.
Это вообще уровень докторской. Приглашаю на наши курсы.
Александр Моисеев Хуторской: Христианство критиковали в книгах по атеизму, а
предметом гонений практически были любые проявления веры и религиозности. .Но
примеры мало что поясняют. Я полагаю, что критика как было сказано в одной из
статей, "бухгалтерии воспитанности" была весьма уместной. Значит ли это, что мы
не должны интересоваться результатами своей работы? Нет. Но хорошо бы
максимально корректно и без тяги к красивой отчетности.
Хуторской Андрей Викторович: Методы измерения и оценки отбираются те, которые
соответствуют поставленным задачам. Они могут быть и количественные, и
качественные. У нас на нашей ученической конференции участник создал ВКонтакте
группу добрых дел, где их количество было определено количеством долек
мандарина. Вполне подойдёт такая мера для конкретных занятий с детьми 3-5
классов. Она и подошла.
Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Чудесно, но для общего критерия
оценки воспитанности мандаринов не хватит. Возможно, важнее измерять параметры
среды, что и заложено в ряд методик - повысим вероятность хорошего воспитания -
прежде, а мерить итог - чуть позже.
Хуторской Андрей Викторович: Общие, персональные критерии оценки - тоже для
каждых задач создаются. Мерить среду, условия? Да можно, но это не диагностика
результатов воспитания. А то у нас среда есть (например, турникеты, видеокамеры
и охранники), а воспитания это может не прибавить (невоспитанные преступники всё
равно проникают и творят).
Александр Моисеев: Не имел в виду мосгортранс в качестве воспитывающей среды. Но
оно не без того, конечно. А измерять можно по всей цепи, если умеем: от качества
планов до качества результатов. Ключевые слова: если умеем!
Хуторской Андрей Викторович: Да, измерять и оценивать результаты на всех этапах
воспитания возможно. Но самое важное и сложное - сделать это на этапе изменения
внутренней сущности человека - его ценностей и качеств. То, что это нужно
делать, я не сомневаюсь. Составители нынешних Фгосов стыдливо открестились от
оценивания ценностно-смысловых результатов (может быть из-за того, что и у себя
они их не оценивают): http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/index.htm
Светлана Игнатович: А зачем?
Анна Шачина: Шкала воспитанности - это шедевр! С учётом того, что для такой
оценки важны не сами действия, которые мы видим, а принципы, которые мы не
видим. Измерить внутреннюю сущность человека! С учётом того, что мы воспринимаем
друг друга только так, как мы друг другу являемся ... При всей важности
психологического исследования для педагогики, надо отличать эмпиризм в
педагогике (с учётом психологического знания) и эмпирическую педагогику, которая
только на этом и базируется, не учитывая границ возможностей педагогики (человек
- вещь в себе, и о непредсказуемости человека писали ещё английские классики, С.
Моэм, например). Всего доброго! И счастья, радости побольше!
Светлана Игнатович: В любом классе есть дети, которые хотят, чтобы их учитель
был/а счастлив/а. Они очень переживают. Даже иногда не слышат, что он/ а им
говорит на уроках. Как они это чувствуют? - что у человека проблема с этим,
Андрей Викторович?
Хуторской Андрей Викторович: Чувствуют дети потому, что у них ещё не закрыты
соответствующие органы чувств. Способность к эмпатии оказывается у них сильнее.
чем способность к аудированию, поэтому они не слушают, а чувствуют.
Светлана Игнатович: Стоит поучиться у них.
Хуторской Андрей Викторович: Стоит научиться помогать им в развитии их естества.
Если вы учитель, конечно.
Анна Шачина: Счастье - гипотетические императивы, которые не требуют (как
категорический), а только носит рекомендательный характер. Категорический
императив требует достоинства быть счастливым. Есть только две цели, которые в
то же время долг: собственное самосовершенствование и счастье другого, поскольку
мы за другого, как Вы правильно пишите, не можем ставить его цели, требования
счастья другого несёт отрицательный характер, в смысле - "Не мешай счастью
другого!", то есть как в песне: "Не гаси чужую радость!". Цель же: "Имей
мужество пользоваться собственным рассудком!", при этом надо мыслить не просто
самостоятельно, но и выбирать среди добрых целей. (По Канту). Конечно, быть
счастливым, косвенный долг человека, поскольку недовольство своим положением
вызвало бы соблазн нарушить долг. Ну и долг надлежит исполнять с бодрым и
радостным настроением (опять согласно Канту). В том-то и заключался его
переворот, что он доказал, что счастье не может быть предметом философского
обоснования, потому что оно очень субъективно, но -лишь достоинство быть
счастливым.
Полина Фомина: А Вы счастливы ?
Анна Шачина: Я СЧАСТЛИВ / СЧАСТЛИВА?
Тест. Чтобы понять, счастливы ли Вы, Вы можете пройти следующий тест. Если Вы
утвердительно ответите на все вопросы: поздравляю! Вы счастливый человек!
1. Радуетесь ли Вы каждое утро новому дню?
2. Каждый ли день у Вас находится повод посмеяться от всей души?
3. Можете ли Вы также иногда остаться одни и наслаждаться покоем, не испытывая
скуки?
4. Доставляют ли Вам радость встречи с друзьями?
5. Есть ли на свете человек, которому Вы подарили или охотно бы подарили Ваше
сердце?
Тест взят из книги: Viel Glück, arsEdition Verlag, München, 2004.
Мария Калужская: В философской традиции (светской) есть примерно три понимания
счастья: 1) счастье как отсутствие несчастий - и отсюда эвдемония (благодарность
судьбе за это); 2) счастье как состояние гармонии с собой, своим
предназначением; 3) счастье как способность "словить" и сконцентрировать в себе
радость бытия. В идеале (которого нет) следует "прокачать" человека по всем 3
направлениям. Либо - как минимум - по одному. Осознание - приятие - переживание.
Анна Шачина: До Канта счастья пытались обосновать философски. Сейчас - это
скорее психолого-социологическая проблема, педагогическая, конечно, тоже.
Педагогика (цели) должна быть философско обоснованной, иначе Я станет природным
объектом, в то же время учитывать исследования других наук. Поэтому счастье не
может быть заявлено как цель воспитания. Цель воспитания (самовоспитания) -
человеческое достоинство (быть счастливым).
Елена Гуденко: Есть замечательный спектакль "Дивный новый мир". После него фраза
Завельского, что цель работы учителя "сделать детей счастливыми" звучит спорно.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Цель
воспитания – чтобы человек был счастливым [Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.02.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/0204/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Воспитание
- Цель воспитания
- Счастье
- Измерение
воспитания
|