Педагогика, беременная дидактикой
19.12.2017 г.
О рождении полноценной науки
Хуторской Андрей Викторович:,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Педагогика и дидактика - разные науки. Их часто смешивают. Или относятся к ним
как к матрешкам - одна в другой. Во многих учебниках педагогики дидактику до сих
пор включают как раздел, считая её теорией обучения. Это происходит, на мой
взгляд, потому, что дидактика всё ещё не признана педобщественностью полноценной
наукой. Но сейчас уже это пора сделать. Пора дидактике родиться и отделиться от
педагогики. Дидактика - не теория обучения. Теорий обучения много, а дидактика -
одна.
Педагогика - наука об образовании человека. А дидактика - наука об обучении. У
них разный предмет. Поэтому и науки они разные.
Аналогично методики обучения предметам - они тоже могут быть и являются
отдельными науками, которые не входят в состав педагогики и дидактики. То, что
не все методики обучения признаются науками, связано с их недостаточной
разработанностью. Методика обучения предмету - наука об обучении именно этому
предмету.
У методик обучения есть собственный предмет, собственные методы и т.п. Например,
метод обучения иностранным языкам путём разговора на улице с иностранными
туристами, это метод из методики обучения иностранным языкам. А метод ведения
эвристического диалога - метод из дидактики, он подходит для всех учебных
предметов. Аналогично, методы образования у человека целей - это методы
педагогики.
Итак, педагогика, дидактика и методики обучения - отдельные самостоятельные
науки, имеющие собственный предмет.
Также совсем другими - отдельными науками являются психология, физиология,
медицина, политология, менеджмент, философия и др. И нужно четко разделять их,
когда мы их изучаем или применяем и не замещать одни другими.
Обсуждение в Фейсбуке
Сергей Курганов: Забавно.
Хуторской Андрей Викторович: Картинка или текст?
Сергей Курганов: Текст.
Хуторской Андрей Викторович: "Беременность" наук вещь не менее
интересная, чем аналогичные вещи в изучаемой ими реальности.
Сергей Курганов: Да, да, но не заболтать бы все это. И потом -
все эти аспирантуры и пр.. знаете...))))
Хуторской Андрей Викторович: То, что я написал про разделение
наук - очень практическую имеют задачу. Например, чем сегодня учитель должен
руководствоваться в своей профессиональной деятельности? Педагогикой?
Дидактикой? Методикой? Стандартами? Госпрограммой? Приказами министерства?
Указаниями директора школы? Требованиями методиста?
Или ещё. Может ли министр образования вводить новый учебный предмет? И какое,
чьё обоснование для этого необходимо - со стороны каких специалистов:
методистов, дидактов, педагогов, "молодых членкоров из РАН", консультантов из
Вышки, директора Курчатовского института, наиболее лояльных коллег из своего
окружения, членов правительства, президента страны, предложений депутатов,
требований религиозной общины и т.д.?
Сергей Курганов: Андрей, дорогой,новые предметы и все прочее
новое может и должен вводить только один человек - учитель, на свой страх и
риск. никого не спрашивая ни о чем, что и происходит всегда и во все времена.
Сергей Курганов: Никаких абсолютно проблем ни с кем у меня
лично с 1971 года и по сей день по поводу построения собственных, мною
придуманных (часто с коллегами) и практически реализуемых ежедневно предметов и
программ. и систем уроков, радикально отличающихся от общепринятых, НИ В КАКОЙ
школе (частной. государственной, экспериментальной. самой обыкновенной. русской,
украинской) НЕ ВОЗНИКАЛО, ни при каких политических режимах. Богом клянусь.
Хуторской Андрей Викторович: Вообщем-то да. Учитель - крайний.
Он и только он решает, что и как ему делать в работе с учеником. Но сегодня на
это его право посягают явно или косвенно.
В то же время, учитель всегда опирается на те или иные основания. Вот для того,
чтобы он бездумно не применял, например, ошибочные положения стандартов, или
противоречащие научным данным указания, ему и нужно разделять науки и
оперировать их данными.
Также совсем другими - отдельными науками являются психология, физиология,
медицина, политология, менеджмент, философия и др. И нужно четко разделять их,
когда мы их изучаем или применяем и не замещать одни другими.
Елена Шейнина: Да Вы, батенька, дидакт!
Хуторской Андрей Викторович: Не то слово! Я ещё и педагог,
методист, учёный. Разные люди в разное время у меня спрашивали: вы фотограф?
электрик? юрист? журналист? садовник? немец? американец? Сначала я отвечал, что
нет. Теперь всегда отвечаю - да!
Светлана Проклюшина: А как же образование без обучения?
Хуторской Андрей Викторович: Образование не всегда требует
обучения. Например. физический рост, развитие могут происходить без обучения. Но
обучение может способствовать физическому образованию.
Светлана Баранцева: Закон об образовании определяет, что
образование - это обучение плюс воспитание!
Хуторской Андрей Викторович: Светлана Баранцева
1. Учёный руководствуется законами своей науки, а не юридическим законами.
2. К сожалению, не все юридические законы свободны от научных ошибок.
3. В нынешнем законе Об образовании нет такого положения, что "образование - это
обучение плюс воспитание".
Светлана Проклюшина: Почему мы не министры образования?
Светлана Проклюшина Я бы многое изменила
Елена Быстрицкая: Взаимодействия → Взрослого → С ребенком →
Свойства → Принципы → Педагогичности → Методичности → Дидактичности →
Психологичности →
Сергей Козинец: Есть личность Учителя, его знания и опыт. Вот
это педагогика
Светлана Проклюшина: И у каждого учителя своя неповторимая
концепция
Хуторской Андрей Викторович: Но это эмпирика! Педагогика же, хотя и
молодая, но всё же наука. Если же педагогику приравнивать только к искусству, то
сложно будет опираться на её достижения.
Елена Быстрицкая А что с теорией воспитания?
Александр Романов: Особенно с классификацией методов
воспитания?
Хуторской Андрей Викторович: Какой-то одной теории воспитания
не существует. Их, как и теорий обучения, много. Воспитание человека на сегодня
относится к предмету педагогики. Но! Я не исключаю ситуации, что воспитание
когда-нибудь также выделится в предмет отдельной науки, как обучение выделилось
в предмет дидактики. Тогда появится новая наука, например Воспитология.
Александр Романов: 1. Стимуляция взрослым переживания
положительных эмоций ребенком;
2. Стимуляция взрослым переживания чувства удивления у ребенка;
3. Стимуляция переживания юмора у ребенка;
4. Стимуляция переживания мотивации соревновательности у ребенка;
6. Стимуляция гуманных чувств у ребенка;
7. Стимуляция и ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
8. Переключение ребенка на иное состояние;
9. Предупреждение, игнорирование, гашение нежелательного поведения;
10. Отрицательное подкрепление нежелательного поведения (лишение ребенка игровой
активности и т.п.);
11. Моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения
ребенка “здесь и теперь”;
12. Отреагирование ребенком нежелательного состояния;
13. Стимуляция телесного контакта с ребенком;
14. Осознание ребенком особенностей нарушенного поведения или особенностей
деятельности;
15. Стимуляция эстетических чувства (прекрасного, красивого)
https://www.facebook.com/groups/244270755761736/permalink/459356584253151/
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович: У меня в
процессе психолого-педагогической игровой работы с детьми с ОВЗ сложилась вот
такая система методов воспитания (стратегий коррекции нарушенного или особенного
поведения детей). Но, предположим это моя, локально-концептуальная система?! Но
в целом, конечно же Объект (Ребенок с нарушенным поведением) определяет методы
воспитания?).. Или, перечень методов воспитания определяется культурой и
кругозором педагога? Или, концепутальными подходами и т.п.?
Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов: Вы же назвали
эти методы методами коррекции расстройств поведения и эмоций. Это не методы
воспитания. Хотя воспитывающую роль они могут играть.
Чтобы установить методы воспитания, нужно определить что такое воспитание, какие
именно задачи оно решает. Это не только коррекция.
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович: М-м-м)) Но, по
сути? Что же такое методы воспитания и как они должны пересекаться с методами
коррекции поведения? Все, путное что я встретил это книжка Натанзон?! Натанзон
Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов.
М., Просвещение, 1972.
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович: Вот еще,
уж изивиняюсь за дотошность алфавитный перечень методов воспитания, который я в
свое время пытался составить))
https://www.facebook.com/groups/244270755761736/permalink/453229494865860/
поделился ссылкой в группе «ИГРОТЕРАПИЯ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ».
Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов: Перечень
полезный, но нуждается в систематизации и дополнении. Не хватает именно
фундамента, т.е. оснований для типологии
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович: В том-то и
дело, что это алфавитный, а не тематический перечень! Но, методы воспитания
должны определяться из понимания того, что такое ВОСПИТАНИЕ?
Елена Быстрицкая: А что с воспитанием в процессе обучения?
Хуторской Андрей Викторович: Елена Быстрицкая То же, что и с обучением
в процессе воспитания.
Елена Быстрицкая Так как же их разъять?
Хуторской Андрей Викторович: Разнимаются они на теоретическом
уровне, когда их нужно описывать и проектировать.Результаты их относятся к
разным сферам человека и его деятельности
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович: Что и кто
является предметом, объектом воспитания: поведение, личность, сфера переживаний
ребенка? Точно также как деструктивное поведение может мешать эффективности
обучения, так воспитание направлено на изменение такого поведения и всего, что
мешает процессу обучения или выполнения иной деятельности.
Хуторской Андрей Викторович: 26 января 2018 года в Москве мы
проводим конференцию на тему о воспитании, вот там и будем выяснять подобные
вопросы. Приглашаю принять участие:
http://eidos.ru/conf/trad/2018-1/index.htm
Елена Быстрицкая: Хуторской Андрей Викторович, это заблуждение,
такое же, как и врачей, которые пытаются лечить части человека, молясь каждый
своим схемам лечения, а болеет то.Весь человек и леча не человека, а одну его
часть они неминуемо вредят другим частям, потому результат, а главное процесс
препарировать вредно, это дело патологоанатомов. С уважением в вам всему,
целостно
Хуторской Андрей Викторович: Елена Быстрицкая Соотношение
целого и части - давняя проблема. Имеются её решения. Не нужно гиперболизировать
ни части, ни целое. Но следует признавать и то, и другое.
Наука, и педагогика не исключение, стремится детализировать изучаемый объект,
чтобы лучше его рассмотреть-изучить-исследовать. И это оправдано. Да, в
определённых ситуациях нужно исследовать не элементы, а целое. И здесь тоже
приходит на помощь наука.
Воспитание, обучение, развитие, а также введённый нами термин "освоение" - они
помогают детализировать суть процессов, происходящих во время образования
человека. Если их убрать, сложно будет разбираться со многими вещами.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Педагогика, беременная дидактикой. О рождении
полноценной науки [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
19.12.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/1219/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Педагогика
- Дидактика
- Науки
- Методики обучения
|