Не каждый, кто учит, является учителем
05.10.2017 г.
Поздравление с Днём учителя
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Уважаемые учителя! Сегодня наш профессиональный праздник. Поздравляю вас с Днём
учителя!
Прежде всего, спрошу, чей это праздник? Кто такой учитель? Тот ли это, у кого
есть соответствующий диплом? Или тот, кто учит других, даже не имея официальной
бумаги? В самом широком смысле – каждый человек учит других, влияет на
образование окружающих его людей. Даже ребёнок учит своих родителей, по крайней
мере, обращаться с ним. Значит, ребёнок - учитель? Пожалуй, нет. Нужно отличать
тех, кто учит, от тех, кто учитель. У меня есть такое определение: учителем
является тот, кого таковым считают его ученики. Подчеркну – не тот, кто получил
учительский диплом, или получает зарплату в кассе образовательного учреждения, а
тот, кого считают своим учителей другие люди.
Кого и почему люди считают своим учителем? Того и потому, кто помогает им в
личном образовании. Личное образование – не сдача ЕГЭ или поступление в вуз.
Личное образование – это внутреннее приращение человека, его самореализация.
Если вы помогли ученику реализовать себя на своём учебном предмете, в своём
классе, в своей семье, - вы учитель. Есть ли у вас диплом, или нет его, если
есть тот, кто считает вас учителем, значит, вы им являетесь. И отвечаете за свой
результат.
Учитель – не слуга чиновников. Если вы получаете зарплату за учительскую работу,
это не значит, что вы обязаны выполнять требования, не всегда разумные и нужные
для образования детей. Вам требуется «фильтровать» такие требования. То, что
идёт на пользу образованию учеников, их самореализацию, – это ваша работа и
требования законны. Если же от вас требуют, например, сдавать отчётность,
которая никак не влияет на качество обучения детей, такие требования не имеют
отношения к вашей профессии. Они нужны не детям, а лишь чиновникам, чтобы они
получали свои дивиденды. Поэтому, сведите до минимума работу, которая не связана
с вашей прямой миссией – обучением людей. Не позволяйте превращать себя в
придаток тех, кого не заботят ученики, а нужны «бумажки». Как это сделать,
отдельный вопрос, но его вам нужно решить.
Миссия учителя в самореализации его учеников. Поздравляю учителей, которые
являются таковыми!
Андрей Викторович Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Института
образования человека
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Не каждый, кто учит, является учителем.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
03.10.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/1003/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- кто такой учитель
- миссия учителя
- самореализация ученика
|