Чего недостаёт при обсуждении компетентностного подхода
26.09.2017 г.
Мой диалог в Фейсбуке с академиком РАО Орловым А.А
по поводу компетентностного подхода
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Дискуссия на Фейсбуке, сентябрь 2017 г.
Группа «Компетентностный подход в образовании»
https://www.facebook.com/groups/eidos.competence/
Александр Андреевич Орлов: Компетентностный подход буксует, т.
к. он не получил необходимого профессионально-педагогического обоснования, хотя
и защищены почти 2 тысячи диссертаций. Все понятия - калька зарубежных
определений, они не отражают отечественных культурно-исторических и
образовательных традиций, посему и нет педагогических механизмов их
(компетенций) формирования, а главное оценивания.
Хуторской Андрей Викторович:
1. Не все понятия - калька зарубежных определений. Мои определения составлены
по-другому. Например, введено понятие "образовательная компетенция", такого
понятия нет в зарубежных исследованиях, см.:
http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
2. "не отражают отечественных культурно-исторических и образовательных
традиций". Как раз именно отечественные традиции отражены в том. что я ввёл в
классификацию две группы компетенций (первая и седьмая), которых не было в
европейском варианте (симпозиум в Берне "Компетенции для Европы"). Это
ценностно-смысловые и компетенции личностного самосовершенствования, см.:
http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
3. Педагогические механизмы формирования и оценивания компетенций (точнее -
компетентностей) существуют. Например, в моём учебнике "Дидактика":
https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/didaktika_2017/
Александр Андреевич Орлов: Андрей Викторович, при всем уважении
к Вам, хочу отметить, что в Ваших определениях понятий "компетенция" и
"компетентность" явно недостает дидактического наполнения. Посему в реальном
образовательном процессе это пустая формальность, на которую преподаватели вузов
реагируют в основном под давление чиновников.
Хуторской Андрей Викторович: Александр Андреевич, дидактическое
наполнение, разумеется, необходимо. Но не в определениях понятий, а в
обеспечении компетентностного подхода. Нужна модель, методики, системы
диагностики и оценки компетентностных результатов. Кстати, разработанная нами
дидактическая модель компетентности опубликована в сборнике под вашей редакцией,
преподаватели вуза могут с нею ознакомиться:
Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие:
содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация
самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода:
Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед.
ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – Вып. 1. – С.117-137.
Александр Андреевич Орлов: Но данная модель, к сожалению, не
работает в массовой практике.
Хуторской Андрей Викторович: Откуда у вас эти данные?
Вообще-то, чтобы реализовать что-либо в массовой практике, требуется немало
усилий. С компетентностным подходом тоже не так просто. Однако, что касается
экспертной оценки нашей компетентностной модели, то у нас есть данные о
нескольких тысячах ссылок на нашу модель, как приемлемую для внедрения. Если у
вас есть иные данные, сообщите их. В противном случае ваши суждения будут
голословными.
Александр Андреевич Орлов: Думается, что у Вас сформировалась
давно известная в Отечестве позиция: есть два мнения - мое и неправильное.
Посему станемся каждый при своем мнении... Или можно поговорить при личной
встрече в нашем Отделении.
Хуторской Андрей Викторович: Да, нет, Александр Андреевич,
ситуация иная. Ваше утверждение, что моя компетентностная модель "не работает в
практике" - голословное, т.е. не имеет оснований и вы его подтвердить не можете.
А моё утверждение, что на данную модель есть несколько тысяч ссылок и эта модель
применяется массово, подтверждается, например, системой РИНЦ:
Хуторской А.В. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. (2317
цитирований).
Хуторской А.В. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ // Эйдос. 2002.
№ 2. С. 58-64. (766 цитирований).
Хуторской А.В. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ // Народное
образование. 2003. № 5. С. 55-61. (567 цитирований).
Хуторской А.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ //
Эйдос. 2005. № 4. (544 цитирований).
и т.д. Источник:
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=108172&show_refs=1&pubrole=100&show_option=0
Александр Андреевич Орлов: Вы когда-нибудь анализировали
содержание и форму этих цитирований?
Хуторской Андрей Викторович: Да, анализировал, вы это тоже
можете сделать, так как elibrary.ru приводит контекст большинства ссылок. Это
будет полезнее, чем писать голословные утверждения, доказательств которым у вас
нет. Как-то это не соответствует вашему статусу.
Александр Андреевич Орлов: Все-таки, два мнения: Ваше и
неправильное.
Хуторской Андрей Викторович: Александр Андреевич, вы же ученый,
должны владеть элементарной логикой, а не мнениями. То что ваши мнения оказались
ложными, вы сами их такими создали. 1-е ваше мнение, что в моих "определениях
понятий "компетенция" и "компетентность" недостает дидактического наполнения, я
вам на это назвал статью с дидактической моделью в сборнике под вашей редакцией.
2-е ваше мнение что "данная модель не работает в массовой практике", также
оказалось ложным, поскольку есть больше 4000 ссылок только на 4 моих статьи с
данной моделью. Вывод один: приводите обоснованные суждения, что и подобает
настоящему ученому.
Источник:
https://www.facebook.com/groups/eidos.competence/permalink/1954562904822353/
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Чего недостаёт при обсуждении компетентностного
подхода. Мой диалог в Фейсбуке с академиком РАО Орловым А.А.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
26.09.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0926/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Компетенции
- Компетентности
- Дидактическая модель
- Компетентностный подход
|