Как выбрать тему диссертации?
15.08.2017 г.
Три главных критерия
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Каковы критерии правильного выбора темы диссертации? Продублирую здесь своё
сообщение из группы
Диссертация по педагогике.
Иногда те, кто хочет сделать и защитить диссертацию, не понимают, как выбрать
тему, как вообще придти к ней? Традиционный подход - тему даёт руководитель. Но
и для того, чтобы тебе дали "твою" тему, нужно что-то собой представлять, в том
числе и представлять то, какой должна быть тема твоей диссертации. Я назову три
наиболее важных, на мой взгляд, критерия правильной темы диссертации:
1. Личная профессиональная значимость.
Тема должна быть в основе того, чем ты занимаешься профессионально и быть важной
для тебя лично. Одна из ошибок - на работе делать одно, а тему для диссертации
выбрать из другой сферы. В результате диссертация будет довеском к основной
работе и найти на неё дополнительное время будет сложно. Диссертация - не что-то
отдельное от основной работы, это научный взгляд на то, что ты и так делаешь.
Например, к позиции учителя добавляется позиция исследователя. Или меняй работу
- занимайся тем, чему посвящена твоя диссертация.
2. Востребованность людьми.
Исследовать нужно только то, что нужно другим. В идеале - то, за что они будут
готовы заплатить деньги. Речь даже не о монетизации результатов исследования, а
о кровной заинтересованности, готовности твоих адресатов достать деньги из
своего кармана и заплатить, только бы получить от тебя результат исследования.
Это не просто практическая значимость, которую можно "притянуть за уши".
Спросите своих коллег - нужно им то, чем вы собираетесь заниматься? Готовы ли
они будут заплатить за полученный результат? Если не коллеги, то работодатели
или другие заказчики - обязательно должны быть у вашего исследования. Может быть
они даже сразу вам сделают такой заказ и оплатят какие-либо расходы. Это в
идеале. В любом случае сразу ориентируйте себя на то, чтобы ваша диссертация не
пылилась на библиотечных сайтах, а применялась с пользой конкретными людьми, в
их конкретной деятельности, именно потому, что ИМ это надо.
3. Принадлежность научной школе.
Если речь о кандидатской, обязательно нужно выполнять диссертацию в русле одной
(!) из научных школ, лучше - действующих, а не архивных. Типичная ошибка
соискателей - пишут, что используют сразу компетентностный, метапредметный,
системно-деятельностный и все остальные известные подходы вместе взятые. Но ведь
эти подходы в разных научных школах разные, не всё совместимо, в результате
диссертация становится эклектичной, непонятной. Научная школа хороша тем, что в
ней уже есть мощная концептуальная основа, чёткие позиции, программа
исследований, - люди, которые всегда смогут помочь. В действующей научной школе
всегда множество научных проблем, которые нужно решать. Одна из таких проблем
может стать темой вашей диссертации.
P.S. Институт образования человека проводит
Курсы для соискателей. Сроки курсов – 1 год. Главная цель - подготовить
текст диссертации.
Курс соискателя: кандидат наук.
Курс соискателя: доктор наук.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как выбрать тему диссертации? Три главных критерия
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
21.08.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0821/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|