Что такое образовательные результаты?
05.10.2016 г.
Как их понимают учителя
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Что такое образовательные результаты? Как их диагностировать
и оценивать? Это ключевые вопросы, которые воплощают в себе требования
действующих ФГОС.
Наш опыт проведения в школах выездных семинаров на тему «Диагностика и оценка
образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС» выявил следующие проблемы
учителей:
• Отсутствие единых подходов в школе к трактовке понятия «образовательные
результаты». Учителя демонстрируют разнообразие точек зрений, называя
образовательными результатами: деятельности, способы деятельности, обобщенные
умения, знания, некоторые личностные качества учеников.
• Около 15% учителей демонстрируют понимание и умение определить образовательный
продукт ученика.
• Часто в качестве результата называется деятельность, а не сам продукт,
созданный в ее процессе.
• Педагоги затрудняются определить тип образовательного результата, не всегда
видят разницу между результатами разных типов.
• Испытывают трудности в понимании и формулировке ценностно-смысловых
результатов.
• Осознавая определенную неудовлетворенность результатами своей работы,
некоторые педагоги испытывают затруднения в конкретизации собственных проблем и
формулировке личных целей.
Что говорят сами учителя о наших семинарах? Приведу их
высказывания.
Многие учителя считают, что получили возможность реализовать
свой творческий потенциал, проявить профессиональные качества:
креативные, коммуникативные, лидерские:
• «Собственное приращение: креативность, проявилось умение брать на себя
ответственность в группе», - Синицына Елена Владимировна;
• «Мне кажется, что мне все удалось: и работа в группе, и выступления перед
аудиторией, и составление деятельностного урока. Удалось реализовать и развить
собственные коммуникативные качества», - Сухова Оксана Александровна;
• «Главные результаты: разобралась в видах учебной деятельности, удалось
проявить свои лидерские качества», - Денисова Марьяна Николаевна;
• «Теперь расширилось представление о видах диагностики, появилось желание
применить их на практике. Мои собственные достижения: желание и умение работать
в команде, эффективная работа в процессе «мозгового штурма», - Бахарева Светлана
Евгеньевна.
Анализ рефлексивных анкет участников семинара показал, что
многие назвали одним из главных результатов возможность групповой работы
с коллегами:
• «Было неожиданностью увидеть коллег во время выполнения и презентаций
заданий», - Иванец Ольга Михайловна;
• «Очень здорово работать в группе со своими коллегами! Интересно! Это
положительно скажется на нашем коллективе. Я участвовала в групповой работе по
созданию урока. Мне удалось высказать свое мнение и коллеги поддержали меня», -
Золотухина Алена Александровна.
• «Самые яркие впечатления – сплоченность группы во время выполнения заданий,
положительный эмоциональный фон. Лучше всего мне удалось влиться в коллектив
«буйных» физкультурников», - Волков Александр Владимирович;
• «Неожиданностью стало, что мы активно принимали участие в работе семинара.
Успешнее всего была моя работа в коллективе», - Горина Валентина Ивановна;
• «Благодаря групповой работе, влилась в новый коллектив, оценила уровень
коллег, поставила цели своей работы по самообразованию», - Дышенова Ниссо
Самадовна.
Значительное число педагогов задумались о своем месте и роли на уроке, пришли к
мысли о необходимости менять свои подходы, осваивать и реализовывать
новые технологии, опробованные на семинаре:
• «Появилось ощущение понимания научных терминов, видов уроков. Планирую теперь
четко прописывать цели и виды уроков, обратить внимание на целеполагание и
рефлексию учащихся на уроке», - Сучкова Александра Николаевна.
• «После выполнения заданий семинара я увидела, что диагностика результатов
деятельности учащихся разнообразнее, это не только устные работы и тесты. Я буду
менять свой урок – активизировать работу учащихся на уроке. Большая часть урока
должна быть построена на активной деятельности ученика», - Горина Валентина
Ивановна;
• «Теперь буду организовывать образовательную напряженность на уроке,
продумывать открытые задания, чтобы дети получали различные образовательные
продукты», - Лихачева Людмила Викторовна;
• «Начав читать предварительное задание, я почувствовал себя радистом, забывшим
шифр. Я понял необходимость повышения своего образовательного уровня. После
семинара появилось понимание проблематики. То, что раньше улавливалось
интуитивно (в плане методологии проведения уроков) теперь частично заняло свои
«полочки» в моем сознании. Планирую теперь обратить большее внимание на личное
участие каждого ученика в учебном процессе: усилия каждого должны быть замечены
и оценены», - Трелин Гурий Анатольевич;
• «По итогам семинара понимание диагностики значительно расширилось. Решилась
проблема авторов диагностик – я сама могу их составлять!», - Избякова Лариса
Анатольевна.
Педагоги в рефлексиях отметили эффективность технологий нашей научной
школы и считают нужным продолжить сотрудничество, проведение таких
семинаров по другим темам:
• «Спасибо за проведенные куры: доступно, понятно, грамотно. Жду новой встречи в
нашей школе!», - Сучкова Александра Николаевна;
• «Неожиданно было необходимость нашего непосредственного активного участия,
деятельность, сдача работ. Несмотря на внезапный выход на работу (я еще в
отпуске) идеи фонтанировали!», - Ларина Татьяна Витальевна;
• «В ходе семинара появились новые подходы, которые я осмыслю и внедрю. Был рад
профессиональному общению. Пожелание: провести следующий семинар в этом же ключе
(теория + практика), но выбрать более удачное время», - Вильмсен Петр Иванович;
• «Спасибо! Хотелось бы новой встречи в нашей организации на курсах», -
Костенкова Ирина Николаевна;
• «Спасибо, было очень познавательно, хотя и сложно. Предлагаю провести курсы
Научной школы А.В. Хуторского на базе нашей школы», - Гладышева Наталья
Михайловна;
• «Неожиданным было умение выстраивать работу семинара представителем Института
образования человека: толерантность, компетентность, профессионализм;
оригинальность подхода Института образования человека к ФГОСам – браво! Яркие
впечатления: увидела своих коллег по-новому. Теперь буду учитывать
несовершенство требований ФГОС!!! Спасибо за книги (очень вовремя). До новых
встреч!», - Пивкина Ольга Викторовна.
Рефлексивные отзывы свидетельствуют о том, что процесс выполнения
индивидуального задания и полученные результаты вызвали положительные и
яркие эмоции у учителей:
• «На семинаре для себя открыла новые способы построения уроков. Произошло
переосмысление структуры урока. Появилось желание разрабатывать критерии
оценивания заданий», - Ефремова Елена Ивановна;
• «Больше всего мне удалась разработка деятельностного урока. Планирую в
дельнейшем обращать внимание на способы организации рефлексии деятельности
учеников», - Слепцова Татьяна Александровна;
• «Очень все понравилось. Больше всего удалась разработка диагностического
урока. Вопросов теперь нет, решились проблемы диагностики», - Ледовская Елена
Юрьевна.
Для ссылок:
Хуторской А.В. Что такое образовательные результаты? Как их
понимают учителя.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
04.10.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/1004/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Образовательный результат
- Образовательный продукт
- Затруднения учителей
|