Как выбрать колледж? Как выбрать вуз?
22.08.2014 г.
Как выбрать колледж? Как выбрать вуз? Советы абитуриентам и их родителям
Когда-то я написал заметку с советами по выбору частной школы «Я
б в гимназию пошел». Прошло 15 лет, но многие советы подходят и для
сегодняшнего дня. Эти советы, в основном, предназначены родителям. Теперь я хочу
предложить советы уже для более взрослого этапа выбора учебного заведения –
колледжа или вуза. Эти советы относятся уже не только к родителям, но и самим
детям, которые в возрасте 15-17 лет способны вполне осознанно участвовать в
выборе своего будущего учебного заведения.
Замечу, что в связи с тем, что в последние годы многие школы в старших классах
стали больше готовить к ЕГЭ, чем к жизни, ценность обучения после 9 класса в 10
и 11 классах уменьшилась. Зачем тратить 2 года на подготовку к тестам, если
поступив в колледж, можно обойтись без ЕГЭ и поступить потом и в вуз. Всё больше
учащихся и их родителей начинают «отходить» от советской установки «школа+вуз» и
находят преимущества в формуле «школа+колледж», с возможностью последующей
формулы «школа+колледж+вуз». Преимущества идти в колледж после 9 класса –
появляется профессия, не тратится время на бессмысленную подготовку к тестам,
дальнейший выбор вуза становится осознаннее. Из минусов - не всегда приемлемая
среда, а для юношей – армия.
Если выбор формулы сделан, теперь нужно определить, в какое именно учебное
заведение поступать.
Однако, начинать надо не с учебного заведения. Начинать надо с человека, который
будет поступать.
Первый этап - профдиагностика
Первое, что необходимо сделать, это определить профессиональные
предпочтения ученика. Эти предпочтения могут быть не совсем однородны.
Например, юноше или девушке могут быть интересны и занятия математикой, и песни
под гитару. В этом случае важно определить, что именно выбрать в качестве
профессии, а что оставить в качестве хобби. Для этого надо хотя бы перечислить
все возможные направления будущей профессии. Сделать это необходимо в буквальном
смысле со слов ученика. Для этого нужна беседа, анкета, или другие средства.
Что важно на этом этапе? Нужно понять, что у подростка уже имеются некоторые
социальные штампы. Например, будучи продвинутым «юзером» или активным
«геймером», он может думать, что это направление не подходит для профессии, а
нужно учиться на юриста или экономиста. Так что во время профдиагностики
придётся, что называется, «вспомнить всё!» - все увлечения, успехи, достижения,
которые были у ребёнка за всю его сознательную жизнь. Не стоит обходить
вниманием даже те направления, которые родителю почему-либо не очень нравились,
например, частые походы с друзьями на рыбалку или склонность к нарушению
дисциплины. Дело в том, что нужно увидеть не то, что хочется родителю, а то, что
имеется в сущности его ребёнка. Непоседливый нарушитель норм и организатор
прогулов может стать отличным менеджером, а скрытно читающая за последней партой
девушка – великолепным редактором.
Итак, на основании диагностики предпочтений, успехов и достижений подростка
нужно составить наиболее полный рейтинговый список возможных направлений его
будущей профессии. Приведём пример:
Варианты направлений будущей профессии:
1. Управление людьми.
2. Управление в международных делах.
3. Менеджмент.
4. Туризм.
5. Юридическое направление.
6. Педагогическое направление.
7. Косметика.
8. Фелинология (наука о кошках).
9. Художественное направление, дизайн.
Для систематизации профнаправлений можно использовать общепринятое разделение
всех профессий по классификации Е.А.Климова: «человек – человек», «человек –
знак», «человек – природа», «человек – техника», «человек – художественный
образ». В чистом виде приведённые выше примеры могут относиться к разным типам,
например, сфера туризма может относиться к профессиям «человек – человек» (гид-экскурсовод) и «человек – природа» (гид-проводник).
На основе анализа профессиональных предпочтений выделяем
профессиональные предрасположенности и профессиональные
предназначенности подростка.
Профессиональные предрасположенности включают выраженные способности и желания
их проявлять, пользоваться ими. Замечу, что только лишь наличие выраженных
способностей недостаточно, чтобы считать их критерием или основание той или иной
предрасположенности. Например, далеко не каждый крупно сложенный юноша
обязательно должен стать штангистом. Расположение подростка к профессии
определяется не только его способностями к ней, но и его личным смысловым
намерением, желанием. Воля, дух человека способны сделать его способности более
развитыми.
Делать выводы о профессиональной предназначенности подростка – ответственная
задача, решение которой требует не только логического умозаключения, тестов для
этого совершенно недостаточно. Необходима эмпатия – вчувствование в
потенциальную сущность ученика, педагогическое видение его профессионального
потенциала. Итогом данного – диагностического этапа должен стать более или менее
выраженный набор 2-3-х основных направлений для выбора будущей профессии.
Иногда ребёнок может хотеть «стать космонавтом», но реального опыта такой
деятельности у него не было. Это важно отличить от других его желаний, которые
подкреплены конкретным опытом. Чтобы убрать иллюзии, полезно, например, выяснить
у желающего стать врачом: был ли он когда-нибудь в морге, как он относится к
трупам…
Более значимы будут те профессиональные направления, по которым у подростка есть
реальный опыт деятельности и определённые результаты, а также личностная
значимость и отношение к данным профессиям.
Второй этап – выбор учебного заведения
Необходимо составить список из нескольких – до 10 наиболее подходящих отобранным
профессиональным направлениям колледжей или вузов. Решить, где они находятся: в
близлежайшей местности, в других городах, странах.
Для выбора нескольких вариантов учебных заведений используются:
- списки и рейтинги учебных заведений;
- информация в сети Интернет, в форумах, соцсетях;
- информация от знакомых, родителей, педагогов и др.
В первую очередь собирается вся информация о каждом из 10 учебных заведений:
изучается его сайт, отзывы на сторонних сайтах, форумы выпускников. Через
интернет-поисковики «пробиваются» негативные отклики на данное учебное
заведение.
Одновременно с поиском информации заполняется сравнительная оценочная таблица
следующего типа:
№
|
Критерии
|
РМАТ
|
ИГУМО
|
ЭБК
|
ИКТ
|
МОС
|
МАБУ
|
|
Адрес сайта
|
rmat.ru
|
igumo.ru
|
biscol.ru
|
icomtec.ru
|
mosobrsouz.ru
|
mabiu.ru
|
1.
|
Соответствие личным целям
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Соответствие ожиданиям окружающих
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Перспективность профессии, специальности
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
…
|
|
|
|
|
|
|
Если учебное заведение выбирается для очного обучения, необходимо его личное
предварительное посещение абитуриентом. Возможно – и его родителями. Цель
посещения – сделать диагностику по выделенным параметрам. Посещение
рекомендуется в дни открытых дверей, но не только. Понятно, что день открытых
дверей учебное заведение стремится показать себя с лучших сторон. Но это как
раз и важно, если оцениваться будет именно это. Важно – на что именно обращать
внимание.
Советы при посещении колледжа (вуза):
1. Пройдитесь по коридорам, загляните в учебные кабинеты. Смотрите на то, как
вас встречают, замечают ли вас, здороваются ли, рады ли вам? Каковы стены, что
на них висит? Посмотрите расписание занятий. Постарайтесь уловить дух колледжа
(вуза), его атмосферу. Комфортно ли вам в нём находиться?
2. Задайте вопросы студентам: Что тебе нравится в колледже? Чем он отличается от
школы, где ты учился раньше? Какие были сегодня занятия (не обязательно
сегодня)? Что тебе удалось на них?
3. Зайдите в учительскую (деканат), удобно ли там педагогам? Спросите у педагогов: Что
главное в этом колледже (вузе)? Что лучше всего получается у ваших студентов?
Какие у колледжа (вуза)цели? Как они достигаются? Чем проверяются? В чём миссия
учебного заведения? Кто его знаменитые выпускники?
4. Какие здесь ведутся профильные предметы? Кто их ведёт? Каков уровень обучения
профессиональным (специальным) дисциплинам? Оборудование аудиторий для занятий.
5. Как в колледже изучаются базовые учебные предметы - математика, русский язык,
иностранный язык, история и др. Какие ведутся профильные предметы? Каковы
педагоги? Кто из педагогов более популярен? Почему?
6. Взгляните на годовой план, расписание занятий, попросите показать вам
образовательные программы. Есть ли лицензия, свидетельство об аккредитации?
7. Попросите показать вам то, что создано студентами: сборники творческих работ
учеников, модели, конструкции, картины, компьютерные программы, журналы, статьи,
газеты, видеозаписи и т.п. Грамоты и дипломы - формальная составляющая
результатов школы, посмотрите то, за что они были вручены.
8. Попросите показать вам диагностические материалы: образовательные
характеристики студентов, данные по отслеживанию их изменений в течение года,
нескольких лет, экспертные заключения профессионалов (психологов, педагогов,
учёных) о студенческих работах и их учебной деятельности.
9. Компьютеризирован ли колледж (вуз)? Есть ли доступ к электронным библиотекам?
Есть ли возможность учиться дистантно? Насколько там современна техника, мебель,
оборудование? Чисто ли в туалетах?
10. После посещения. Запомните свои чувства, поразмышляйте над ними.
Систематизируйте полученную информацию по наиболее значимым для вас пунктам. При
возможности посетите ещё 2-3 колледжа (вуза). Сравните их по вашему набору
критериев. Сделайте выводы, примите решение.
Критерии выбора колледжа (вуза)
Список критериев вам надо составить самостоятельно. Вместе с абитуриентом. А также наделить каждый
критерий максимальным количеством баллов, поскольку не все критерии будут
равновесны, одни критерии могут иметь максимально 10 баллов, другие – 3 балла.
Приведу один из вариантов списка критериев выбора учебного заведения:
1. Соответствие специальности колледжа (вуза) внутренней миссии поступающего,
его личной предрасположенности, целям в жизни.
2. Соответствие специальности колледжа (вуза) задачам родителей абитуриента, мнению его педагогов, друзей,
окружающих.
3. Перспективность профессии, её востребованность в будущем.
4. Доступность оплаты учёбы, проживания (если учебное заведение не рядом с
домом).
5. Какие цели, миссию декларирует колледж (вуз)? Чем конкретно обеспечивает
достижение этих целей?
6. На что ориентирована учёба: на реальные потребности жизни и профессиональные
компетенции или на процент успеваемости и формальные результаты. Количество и
качество специальных предметов. Расписание.
7. Объём практики в учебном процессе колледжа (вуза).
8. Общая атмосфера в учебном заведении.
9. Личность руководителя (ректора, директора), его устремлённость, цели и
желания, чего хочет достичь?
10. Педагогический состав колледжа: что заботит педагогов, как они относятся к
ученикам? Какие именно способности студентов находятся в зоне внимания
педагогов?
11. Репутация колледжа среди студентов, их родителей, департамента образования,
местного населения. Как отзываются о педагогах, о колледже или вузе?
12. Помещения для занятий. Техническая обеспеченность.
13. Сайт учебного заведения. Интерактивность сайта. Есть ли возможность общаться
с помощью сайта?
14. Иностранные языки, дополнительные предметы, возможность реализации хобби.
15. Место расположения учебного заведения. Время в пути.
16. Срок существования учебного заведения. Традиции, продолжительность работы.
Почему и для чего был создан.
17. Связь с вузами, академиями, предприятиями. Куда трудоустраиваются
выпускники?
18. Дополнительные возможности колледжа – какие, сколько?
19. Достижения студентов – какие, в чём? Судьбы выпускников, кто и куда идёт
дальше, чем довольны, чем нет.
20. Плата за обучение. Система оплаты дополнительных услуг, есть ли штрафы и
т.п.
21. Условия поступления. Экзамены.
22. День открытых дверей.
Данные критерии заносятся в первый столбец таблицы и постепенно заполняются для
каждого учебного заведения.
И последнее. Основным результатом данной системы выбора, разумеется, не должен
стать формальный подсчёт суммы баллов. Главное – эта деятельность вскроет
истинные мотивы и предназначения подростка, родителям даст возможность лучше
познать своего ребёнка, а всем вместе – объединить свои усилия по определению
будущего образовательного пути. И не стоит относиться к данному процессу с
излишней заданностью. В конце концов, каждому человеку предстоит идти своим
путём, не всегда прямым и ясным. Проблемы - это тоже способ
самосовершенствования. И какие бы решения он не принимал, это его
решения. Даже если потом придётся менять вуз или колледж. В конце концов, каждый
человек учится всю жизнь. Выбор учебного заведения – это тоже учёба.
Андрей Хуторской,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как выбрать колледж? Как выбрать вуз? [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.08.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0822/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
ОдноклассникиРу,
Фэйсбук,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Профессиональные предпочтения,
предрасположенности,
предназначенности
- Профдиагностика ученика
- Критерии выбора учебного
заведения
- На что смотреть при посещении
вуза?
|