Средовый подход в образовании – альтернатива авторитарному
24.02.2014 г.
Государственная академия наук
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Отделение философии образования и теоретической педагогики
К заседанию Бюро Отделения ФОИТП от 25.02.2014 г.
А.В.Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Института образования человека,
член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
Рецензия на сообщение В.А. Ясвина, докт. психол. наук, профессора ГБОУ
ВПО МГПУ по теме «Экспертно-проектное управление развитием образовательной
среды»
Вопрос влияния среды на образование ребёнка – ключевой для всей гуманистически
ориентированной педагогики, а также для психологии и других человековедческих
дисциплин. Именно средовый подход является альтернативой
авторитарному подходу в образовании, вновь набирающему сегодня
силу вследствие увеличения административного фактора в образовании. Организуемое
косвенное влияние среды на учащегося позволяет задействовать те точки его
развития, которые в данное время и в данном месте более всего нуждаются в
развитии. И наоборот, существующая сегодня излишняя стандартоориентированность
или, что ещё хуже – прямые, произвольные, зачастую необоснованные указания
ученику о том, что и как ему нужно делать, что сдавать на экзаменах, отчуждают
учебный процесс от личностных смыслов образования.
Исходя из сказанного, поставленная в сообщении задача - экспертно-проектное
управление развитием образовательной среды - несомненно актуальна для теории и
практики образования.
Автором проведён анализ пяти моделей образовательной среды:
эколого-личностная (В.А. Ясвин и др.), коммуникативно-ориентированная (В.В.
Рубцов и др.), антрополого-психологическая (В.И. Слободчиков и др.),
психодидактическая (В.П. Лебедева, В.А. Орлов) и экопсихологическая (В.И.
Панов). На основе анализа выделены их общие положения. На наш взгляд, выбор
именно этих пяти моделей недостаточен для того, чтобы
делать выводы на уровне научных результатов и рекомендаций. Средовый подход
родился не в последние годы и не только в работах упомянутых учёных. Проблема
взаимодействия мира и человека исследуется ещё с античности.
Практически любая педагогическая система имеет собственную модель
образовательной среды. Например, немецкий педагог В.А. Лай (1862-1926) в своё
время предложил модель образовательной среды для реализации введённого им
принципа действия: «Питомец – есть член окружающей его письменной среды, влияние
которой он на себе испытывает и на которую он в свою очередь реагирует. Основу
всего воспитания должны поэтому составлять врожденные и приобретенные реакции.
Впечатления, воспринятые и обработанные согласно нормам логики, эстетики, этики
и религиозной науки, должны поэтому во всех областях и на всех ступенях
воспитания дополняться внешним выражением».
В своём выступлении автор говорит о других моделях образовательных систем: Ж.Ж.
Руссо «Свободное воспитание», И.Г. Песталоцци «Воспитание бедной сельской
молодёжи», Я.А. Коменского «Великая дидактика», А.С. Макаренко «Коллективное
воспитание гражданина», Дж. Локка «Воспитание джентльмена», Я. Корчака
«Эмпирическая типология «воспитывающей среды», но почему-то не включает их в
число анализируемых.
Теоретическую значимость исследований автора имеет предложенный
понятийный аппарат. Так, образовательную среду автор понимает
как «территориально и событийно ограниченная совокупность влияний и условий
формирования личности, а также возможностей для её развития, возникающих при
взаимодействии личности со своим социальным и пространственно-предметным
окружением». Заметим, что на сегодняшний момент в условиях развития
телекоммуникационных технологий «территориальность» уже не выступает
специфическим условием образовательной среды. Наоборот, интернет-среды
привносят специфические условия и влияния на образовательную среду.
Понятие «образовательная среда» автор определяет родовым для понятий «школьная
среда», «социокультурная среда», «информационно-образовательная среда»,
«педагогическая среда», «воспитывающая среда», «учебная среда», «семейная среда»
и т.п., акцентирующих те или иные аспекты взаимодействия личности с
образовательной средой. Однако, на наш взгляд, взаимодействия данных сред
нуждаются в дальнейшем обосновании; например, педагогическая среда не является
видовым отличием образовательной среды.
Теоретическую и практическую значимость имеет предложенный автором
метод векторного моделирования среды, который предполагает
построение системы координат, состоящей из двух осей: «Свобода—Зависимость» и
«Активность—Пассивность». Все возможные подтипы среды развития личности
относятся к одному из четырех базовых типов: догматическая среда, карьерная
среда, безмятежная среда и творческая среда (см. рис.).
Для педагогов-практиков и исследователей проблемы будет интересен введённый
автором «вектор общественного ветра», который смещает развитие личности к
подтипу среды. Вектор, полученный путём такого смещения, рассматривается как
«вектор личности, сформированной в данной среде».
Пожалуй, автор чересчур увлечён векторным моделированием,
которое он рассматривает по отношению к классическим образовательным концепциям,
типам учащихся, педагогическим позициям учителей. Чтобы не допустить
гиперболизации данного метода векторного моделирования, необходимо чётко
определить его границы применимости.
В тоже время, в сообщении недостаточно отражен вопрос, вынесенный в
заголовок: экспертно-проектное управление развитием
образовательной среды. Вопросам специфики управления в средовом подходе уделено
недостаточно внимания.
О практической значимости исследования. Инструментальную
экспертизу и педагогическое проектирование школьной среды автор предлагает
проводить с помощью следующих параметров: модальность, широта, интенсивность,
осознаваемость, устойчивость, безопасность, обобщенность, эмоциональность,
доминантность, когерентность, социальная активность, структурированность,
мобильность. В сообщении недостаёт обоснования необходимости и достаточности
именно этих параметров. На наш взгляд, эти параметры должны быть
выражены в более понятной и актуальной терминологии для тех, кому их, возможно,
предстоит реализовывать – управленцам образования.
Итоговые замечания.
1. Своё сообщение автор начинает с утверждения, что «в последние десятилетия
исследования образовательной среды приобретают всё большую популярность в
психолого-педагогической науке». С этим утверждением нельзя согласиться по двум
причинам: 1) единой психолого-педагогической науки не существует,
педагогика и психология имеют разные предметы изучения, что в своё
время убедительно показал В.В.Краевский; 2) популярность в последние годы
исследований образовательной среды, к сожалению, не растёт, а наоборот –
снижается. Считаю, что реалистичность понимания текущей ситуации позволит быть
более адекватной организации научной деятельности.
2. Многое из того, чему посвящено выступление, относится по утверждению
докладчика к 1990-м годам. Недостатком исследования является отсутствие
рассмотрения современных показателей образовательной среды, каковыми являются
социальные сети, ИКТ-коммуникации, в которые вовлечено
огромное количество нынешних учащихся. Эта та часть образовательной среды,
которая несёт в себе значительную составляющую реально происходящих
образовательных процессов, всё ещё недостаточно исследованных и учитываемых
педагогами и учёными.
24.02.2014 г.
Рецензент:
А.В.Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Института образования человека,
член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Средовый подход в образовании – альтернатива авторитарному [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.02.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0224/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
ОдноклассникиРу,
Фэйсбук,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Образование как среда
- Средовый подход
- Типы образовательных сред
- Интернет-среда
- Управление образовательной
средой
|