Интернет-образование - отдушина для самообразования
16.01.2014 г.
Интервью газете "Известия"
Ответы на вопросы корреспондента газеты "Известия" Екатерины Кочетовой.
1. Как Вы считаете, какое образование эффективнее - "традиционное" (когда
человек учится, например, в университете) или дистанционное (когда человек сам
ищет в сети Интернет интересные ему курсы или информацию и изучает их)?
Сегодня уже нет строгого разделения на традиционное и дистанционное образование.
Процесс образования человека один и происходит он как очно (глаза в глаза), так
и удалённо с помощью телекоммуникаций (хотя в глаза там тоже можно посмотреть с
помощью Скайпа). Доля дистанционности в общем учебном процессе увеличивается,
поскольку развиваются интернет-сервисы, с помощью которых можно более эффективно
решать многие традиционные задачи образования - находить необходимые материалы и
специалистов, общаться с единомышленниками, участвовать в тематических
дискуссиях, самовыражаться в блогах и соцсетях. Гораздо важнее для современного
человека - какой тип образования ему выбрать? И в очной и в дистантной формах
есть два противоположных типа образования, назовём их информационным и
продуктивным. Информационное образование - это когда человек насыщается чужой
информацией, ищет её, перерабатывает в своих рефератах, повторяет на экзаменах.
Из-за этого у многих учащихся поневоле развивается навык плагиата -
использования чужого. Образование продуктивное - иное. Его главная цель -
самореализация человека. Для этого обязательно нужно создавать собственную
продукцию. В том числе с помощью Интернета. Если ты что-то сделал сам, то это и
есть твоё образование: создание сайтов, ведение блогов, размещение в сети своих
фоторабот и т.п. Любая другая информация, культурно-исторические достижения -
используются не для усвоения и запоминания, а для собственного созидания.
Образование становится в буквальном смысле образовЫВанием. Такое образование
невозможно передать, оно может только произойти. Это и есть наиболее эффективное
образование.
2. Как Вы считаете, в России достаточно качественных образовательных
Интернет-ресурсов, или нет? Какие из них Вы можете выделить и почему?
Общий уровень и количество образовательных Интернет-ресурсов за последние
несколько лет существенно выросли. В этих ресурсах я бы выделил две составляющих
- информационную и деятельностную. Информационная пока преобладает и по качеству
и по количеству. Для организации продуктивной деятельности учащихся ещё
недостаточно доступных интернет-средств и телекоммуникационных возможностей.
Есть, например, системы проведения вебинаров. Целостных и доступных систем
дистанционного обучения почти нет. То что есть, подчас неудобно и примитивно с
педагогической точки зрения. Важно понять, что сам Интернет, компьютерные и
телекоммуникативные технологии никого не обучают. Обучают люди - с помощью
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ технологий. В этом отношении приведу пример Центра дистанционного
образования "Эйдос" (eidos.ru), который работает уже 15
лет. За это время удалось разработать и реализовать много удачных новшеств:
дистанционные оргдеятельностные курсы, профессиональные конкурсы, дистанционные
конференции, интернет-педсоветы. Например, самой массовой инновацией являются
дистанционные эвристические олимпиады, в которых приняло участие более 250 тысяч
учащихся с 1 по 11 классы.
3. Если сможете, охарактеризуйте, пожалуйста, общую тенденцию в отношении
Интернет-образования (когда начали появляться образовательные интернет-ресурсы,
когда они начали завоевывать популярность, насколько серьезный уровень
образования они предлагают, как (на Ваш взгляд) изменится ситуация в ближайшие
5-10 лет)
Я занимаюсь проектированием и организацией дистанционного образования 25 лет.
Начинал в 1989 году с участия в Советско-американском проекте "Школьная
электронная почта", с которого в России, по сути, началось дистанционное
образование. Сначала в школах, затем - в вузах. Тенденция такова, что доля
дистанционного образования постепенно и неуклонно растёт. Не так быстро, как
хотелось бы. Основных препятствий два. Первое - природная особенность людей,
среди которых значительная часть технофобов - испытывающих страх или неприязнь к
компьютерным технологиям и интернету в целом. Если, например, технофобом
является ответственный чиновник, то он будет тормозить любые инновации по
отношению к дистанционному образованию, даже неосознанно. Вторая причина -
бездарная государственная политика в области дистанционного образования.
Например, в новом законе "Об образовании" его составители вместо понятного всем
дистанционного обучения ввели термин "электронное обучение", видимо, в угоду
западному E-learning. При чём здесь электроны? Это не педагогическое, а
физическое понятие. С таким же успехом образование можно назвать кирпичным,
поскольку многие школьные здания сделаны из кирпича. Но дело даже не в понятиях.
Наше образование сегодня не ориентировано на потребности и самореализацию
человека. Многие научно необоснованные инновации типа ЕГЭ внедряются
административным путём и вытесняют действительно ценные и
человеко-ориентированнные подходы. В ближайшие 5-10 лет ситуация в этом
направлении, на мой взгляд, будет меняться в сторону углубления противоречия
между реальными потребностями учащихся и отсутствием возможности их
самореализации в неуклюжей традиционной системе образования. В этом смысле
интернет, дистанционные формы занятий - отдушина для инициативного
самообразования человека. При наличии школ, центров, институтов, применяющих
телекоммуникации, дистанционные технологии обучения могут стать прорывным
инновационным механизмом развития не только определённого количества людей, но и
всего человечества.
Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент
Российской академии образования, директор Института образования человека,
www.иоч.рф.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Интернет-образование - отдушина для самообразования. Интервью
газете "Известия" [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 16.01.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0116/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
ОдноклассникиРу,
Фэйсбук,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Информационное и продуктивное
образование
- Технофобы и технофилы
- Перспективы ДО
|