Учёные учёным рознь
26.05.2013 г.
Экспертиза отчёта Института теории и истории педагогики РАО
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Отделение философии образования и теоретической педагогики
ЭКСПЕРТИЗА ОТЧЁТА НИР
Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории
педагогики» Российской академии образования на тему «Основные результаты
выполнения фундаментальных и прикладных исследований»
Эксперт:
Хуторской Андрей Викторович, д.п.н., член-корреспондент РАО,
член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики
Представленный для экспертизы отчёт имеет объём 56 страниц и содержит описание
результатов по 3-м проектам, содержащих несколько тем. Приведём результаты
экспертизы отчёта по выполняемым темам.
Направление 1. Перспективы развития педагогической науки и образования в
современном обществе
ПРОЕКТ 1.1. Теоретико-методологические основы развития дидактики и теории
воспитания.
Тема «Структура и категориально-понятийный состав педагогических теорий обучения
и воспитания» (М.А. Лукацкий)
Актуальным следует признать постановку следующих проблем исследований по данной
теме:
1. Изменения научных представлений о природе, сущности, структуре педагогической
теории, которые произошли в контексте исторического развития педагогики.
2. Вопрос о том, как в педагогическом исследовании следует учитывать данные о
бытии человека, полученные такими науками, как нейрофизиология, нейропсихология,
психология, биология, история и другие.
В то же время, в отчёте сложно распознать результаты решения указанных проблем.
Тема «Теоретические подходы и прикладные модели формирования функциональной
грамотности обучающегося человека» (В.А.Ермоленко, В.И. Невская).
Среди значимых полученных результатов можно отметить определение этапов развития
понятия «функциональная грамотность» с конца 1960-х гг. до нынешнего времени.
Показано на основе обобщения результатов проекта «Чтение, которое нас
объединяет», что в круге чтения современного читателя функциональное чтение
представлено слабо.
Связь остальной части отчёта с данной темой НИР осталась для нас непонятна.
Тема «Научные основы развития теории и практики воспитания школьников и
студентов, отвечающего вызовам нового времени» (Н.Л.Селиванова).
Теоретически значимыми результатами по данной теме являются:
- систематизация по типам существующих моделей воспитания;
- общие критерии выявления типичных моделей внешкольного воспитания;
- возможные модели воспитания студентов вузов (сами модели в отчёте не указаны);
- сравнительная педагогическая характеристика нормативных моделей воспитания в
различных типах и видах образовательных учреждений – в зарубежном образовании;
- признаки, которые характеризуют модель имитационного «воспитания».
Результаты экспериментальных исследований по данной теме представлены в назывном
(закрытом) виде, что не позволяет оценить их практическую или теоретическую
значимость.
Тема «Теоретико-методологические основы развития дидактики» (И.М. Осмоловская).
Излишне общая формулировка данной темы НИР затрудняет получение результатов,
претендующих на полноту. Между тем, согласно отчёту, исследователям удалось
зафиксировать ряд методологически значимых результатов:
- определить место дидактики в классификации современного научного знания как
науки гуманитарной и нормативной;
- дать определение дидактического знания с позиций философии и психологии как
результата выполнения диалогических детерминант (анализа, синтеза, обобщения,
рефлексии) в отношении изучаемого объекта в его методологической/нормативной
функции применительно к частным методикам;
- с позиций науковедческого подхода провести систематизацию дидактического
знания в контексте типов научной рациональности, конкретизированы и
дифференцированы фундаментальные понятия "закон/закономерность" и "принцип";
- определить соотношение между дидактической системой и дидактической моделью;
- обобщить и выделить научные направления развития современной дидактики (аксиологическое,
гуманитарное/человековедческое, когнитивное, прикладное).
Тенденции развития дидактики рассмотрены на примере школьного художественного
образования.
Актуальна для последующего решения выявленная проблема: что в многочисленных
работах по данной тематике не дается ответа на вопрос: что такое общее
образование?
Тема «Методологические основы организации образовательного пространства
государства: гражданско-идентификационный, социокультурный и геополитический
аспекты» (С.В.Иванова).
Актуальная и глобальная тема представлена в отчёте собственно научным текстом
(как в статье или монографии). Текст важный и нужный, но не для формы отчёта.
Пожелание - структурировать отчёт соответствующим его формату образом.
Тема «Теоретико-методологический анализ стратегии модернизации российского
образования ХХ века» (М.В. Богуславский).
Методологической основой исследования явились два основных подхода: теория
политической модернизации и концепция стратегического управления. На наш взгляд,
необходимо обоснование выбора именно этих двух подходов. Например, феномен
учителей-новаторов 1980-х гг не укладывается в двух указанных рамках.
Значимыми результатами исследования по данной теме НИР являются:
- типологизация различных моделей и типов политики модернизации образования;
- модели и типы государственной образовательной политики.
Тема «Научно-методическое обеспечение педагогических измерений в образовательных
учреждениях» (Н.Н. Найденова).
Результаты исследования по данной теме отсутствуют. Отчёт содержит, по сути,
одну неочевидную декларацию: ПИРЛС, ТИМСС и ПИЗА являются мировым образцом,
флагманом развития теории педагогических измерений.
Тема «Когнитивная лингвистика как теоретическое основание современных концепций
обучения иностранным языкам» (М.А. Лукацкий, Ю.Г. Куровская).
На наш взгляд, эта тема относится к деятельности другого Института РАО –
Института содержания и методов обучения.
Весьма странно для педагогического исследования изучение только одной стороны
обучения иностранным языкам – преподавания. Без связки с учением результаты
исследования будут однобокими.
Представленный по данной теме текст не соответствует формату отчёта.
Тема «Методология историко-компаративистского анализа учебной литературы для
начальной школы эпохи Рационализма и Просвещения» (В.Г. Безрогов, Т.С. Маркарова).
Исходя из отчёта, авторский коллектив адекватно понимает свои задачи и
осуществляет исследование сообразно начальному уровню работы по данной теме.
Текст отчёта носит рефлексивный характер.
Анализ учебной литературы в историческом контексте позволит определить не только
её функции в обеспечении образования в прошлом, но и необходимые доминанты
учебной литературы в информационном будущем.
Тема «Всемирное историко-педагогическое наследие и его роль в формировании
парадигмы современного российского образования» (К.И. Салимова, А.В. Овчинников
А.В.).
Тема актуальна для истории педагогики. Представлены задачи исследований,
сформулированы критерии отбора исторических документов.
Однако, за полгода можно было бы уже и приступить к решению, а не только к
постановке исследовательских задач.
Тема «Теоретико-методологические основания современных зарубежных теорий
обучения и воспитания» (И.А. Тагунова).
На наш взгляд, неверно поставлена начальная задача исследования –
проанализировать современное состояние зарубежных научно-педагогических
исследований в области теорий обучения и воспитания. Для чего необходим этот
анализ? Это нужно явно определить.
Зарубежные теории фактически сведены к американским, приведено 20 признаков
американских теорий. Почему только американских? Существует немало других
зарубежных типов и теорий обучения, достойных исследования.
ПРОЕКТ 1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Тема «Философия образования как методологическая основа прогнозирования
непрерывного развития системы отечественного образования» (Я.С. Турбовской).
В отчёте указано, что исследование было направлено на разработку исходных
методологических требований к раскрытию предметной области педагогического
прогнозирования.
Содержание фактически полученных в отчетный период научных результатов не
раскрыто. Формулировки результатов приведены в назывном порядке без
конкретизации того, что за ними стоит.
Тема «Прогнозирование развития социального пространства системы непрерывного
образования» (А.М. Новиков, А.К. Орешкина).
Данная тема фактически дублирует предыдущую. Рекомендуется их объединить.
В качестве результата исследований указано изучение понятия образовательного
пространства, тенденций развития образовательного пространства.
Исследование включает результаты, полученные в ряде образовательных учреждений.
Непонятно, к каким итоговым результатам адресовано внимание учёных по данной
теме НИР.
Тема «Прогнозирование преемственности организационной культуры деятельности
проектно-технологического типа в условиях развития социального пространства
непрерывного образования» (А.М. Новиков, А.К. Орешкина).
Данная тема фактически дублирует две предыдущих. Рекомендуется их объединить.
Выделены группы педагогических функций педагогических исследований.
Выделены 4 типа организационной культуры деятельности: традиционная,
корпоративно-ремесленная, профессиональная, проектно-технологическая. Однако,
непонятно, является ли данный результат новым или уже имеющимся ранее. Судя по
ссылке (2007 год) перечисленные результаты были получены ранее.
Тема «Социально-экономические, культурологические и педагогические основы
развития непрерывного образования в зарубежных странах в условиях формирования
конкурентоспособной экономики и единого мирового образовательного пространства»
(А.К. Савина).
Данную тему рекомендуется объединить с аналогичной: «Теоретико-методологические
основания современных зарубежных теорий обучения и воспитания» (И.А. Тагунова).
Тема «Развитие теоретических основ прогнозирования системы непрерывного
образования» (Т.Ю. Ломакина).
Данная тема дублирует 3 аналогичные темы. Рекомендуется их объединение.
Текст носит характер статьи, а не отчёта о результатах исследования.
Формулировки не позволяют понять их содержание. Например, сказано, что «уточнено
понятие «педагогическая прогностика», выделены и содержательно раскрыты ее общие
и частные принципы», само же уточнённое понятие и принципы не приведены.
«Педагогическая концепция непрерывного экономического образования» (Т.Ю.
Ломакина, М.Г. Сергеева).
Сформулированы базовые понятия по теме.
Опытно-экспериментальная работа предполагается в ряде образовательных
учреждений, но пока такой работы, видимо, не велось.
«Теоретические основания единого понятийного поля профессионально-технического
образования и подготовки кадров в странах СНГ» (Т.Ю. Ломакина)
Значимым результатом по данной теме является начало работы по обновлению
трехтомной Энциклопедии профессионального образования (1998).
Тема «Социализация и аккультурация иммигрантской молодёжи в современном
европейском образовательном пространстве» (Б.Л. Вульфсон).
Задача исследования актуальна – охарактеризовать политику европейских государств
в области социокультурной интеграции детей иммигрантов. Исследование базируется
на анализе и интерпретации новейших источников - педагогической документации,
материалов международных организаций и педагогических форумов. Важным источником
является общественно-политическая периодика, где освещаются такие острые
вопросы, которые обычно не затрагиваются в собственно педагогической литературе.
Тема «Сравнительно-педагогические исследования теоретических оснований концепций
непрерывного образования и занятости молодежи в России и зарубежных странах
(США, Великобритания, Германия)» (М.П. Пальянов, С.В. Иванова).
Тема актуальна. Однако текст носит характер и стиль статьи, но не отчёта о
результатах исследования.
Практическую значимость имеют подписанные соглашения с отечественными и
зарубежными партнерами по организации стажировок.
Направление 4. Информатизация образования, интеллектуального развития и
социализации современного человека
ПРОЕКТ 4.1. Философско-методологические, медико-психологические,
социально-педагогические основания создания и развития
информационно-образовательного пространства
Тема «Теоретико-методические основы развития процесса обучения в
информационно-образовательной среде» (И.М. Осмоловская, С.В. Иванова).
Среди актуальных аспектов исследований по данной теме отсутствует рассмотрение
телекоммуникационной составляющей обучения в информационно-образовательной
среде. В основном внимание уделяется использованию информации в традиционном
очном обучении.
Определена специфика процесса обучения в информационно-образовательной среде. В
то же время, нет доказательности полноты отмеченных специфик.
Считаю неверной установку по данной теме «Экспериментальные исследования не
предусмотрены». Данная тема, на наш взгляд, не может рассматриваться вне
педагогического эксперимента. К тому же в отчёте говорится о посещении уроков,
что и выступает частью эксперимента.
Выводы.
1. Разноуровневость отчётов по разным темам НИР показывает отсутствие
организующей роли в координации исследований Института. Хорошие исследования и
соответствующие отчёты соседствуют с весьма посредственными. Это означает, что
необходима фиксация и тиражирование образцов научной культуры среди различных
структурных подразделений Института. Чтобы руководители всех тем НИР имели
представление о качестве исследований и отчётов.
2. Во многих темах тексты представляют отрывки из научных статей, т.е. не
соответствуют формату отчёта. Необходимо провести соответствующую работу среди
руководителей тем НИР по алгоритмизации их деятельности, в том числе отчётной.
3. Необходимо объединение дублирующих тем (прогностика, зарубежный опыт).
26.05.2013 г.
Эксперт:
Хуторской А.В., д.п.н., член-корреспондент РАО, член Бюро Отделения философии
образования и теоретической педагогики РАО
--
Для ссылок:
Хуторской А.В.
Учёные учёным рознь [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 27.05.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0527/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
ОдноклассникиРу,
Фэйсбук,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Экспертиза отчёта Института
теории и истории педагогики РАО
|