Как и почему «федеральная дидактика» вытеснила все остальные?
22.08.2012 г.
Зачем чиновникам учёные степени
Хуторской А.В.
д.п.н., член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Дидактика стала наукой, а чиновники – «учёными»
Долгое время дидактику считали теорией обучения. Одной и единственной на всех
теорией. Учёные искали «правильные» основы такой дидактики, которые были бы для
всех одними и теми же. По сути, целую науку об обучении сводили к единой теории
обучения.
Сегодня с полной очевидностью следует считать, что дидактика – это не теория
обучения, а наука об обучении, в которой существуют различные теории
обучения. Современное состояние дидактики таково, что нет и не может
существовать единых для всех дидактических принципов, целей, содержания, методов
обучения, системы контроля образовательных результатов. Каждая дидактическая
система или теория базируется на определённых философских, методологических,
психологических основаниях, в зависимости от которых устанавливает собственные
смыслы, цели, принципы обучения, систему отбора содержания и технологий
образования. И результаты обучения в каждой дидактической системе различны.
Можно сказать, что люди, обучающиеся по разным дидактическим системам –
оказываются разными.
Данная ситуация существует несмотря на попытки установления общих стандартов,
единых экзаменов и т.п. Причина – в природе человека. Суть этой природы –
единство в многообразии. Человечество едино, а отдельные человеки всегда
уникальны. Общие нормы и законы в образовании нужны не для людей, а для той
общественной системы, в которой они находятся, будь то отдельный коллектив, или
целое государство. Единство требуется в качестве договора между человеком и
обществом. И основной вопрос – чьих прав и обязательств в этом договоре больше.
В сегодняшнем отечественном образовании явно доминирует государство,
которое устанавливает свои стандарты, нормы и правила. Процент ученического,
родительского или даже школьного стандарта ничтожно мал по сравнению с
федеральной долей. Поэтому сегодня нет многообразия дидактик, нет учёта
интересов большинства субъектов образования. На службе у школ осталась только
дидактика, ориентированная на гипертрофированное внимание к заданным «сверху»
смыслам и целям. Это могло бы быть не так плохо, будь «федеральная дидактика»
качественной и научно обоснованной. Но это, к сожалению, не так.
Не только учёные, но и общество давно разобрались с ЕГЭ и однозначно высказались
с критикой в адрес такого ориентира, который, по сути прекратил в школах
образовательный процесс и заставил всех учителей и учеников вместо обучения
заниматься подготовкой к тестам.
Нынешняя версия федеральных общеобразовательных стандартов имеет существенный
плюс: личностную ориентацию, но в то же время содержит большое количество ошибок
и противоречий, с которыми учительский и методический корпус справиться не
может.
Несмотря на проблемы «федеральной дидактики», она доминирует над многими
прогрессивными дидактическими учениями в силу одной причины: её проводниками, а
зачастую и авторами, являются чиновники. То есть те, кто представляет
федеральный заказ на образование, и кто его оплачивает (кстати, деньгами
отдельных граждан, которые они перечисляют в бюджет в виде налогов, или на
которые имеют права после продажи недр страны).
Чтобы чиновников не обвиняли в некомпетентности при конструировании своей
«дидактики», многие из них обзавелись учёными степенями и званиями. Это как бы
позволяет им больше не обращаться к настоящим учёным за разработками или за
экспертной оценкой, а делать очередные «дидактические» директивы самостоятельно.
Однако, это не спасает «федеральную дидактику» от недостатков.
Рассмотрим в качестве примера нынешние образовательные стандарты, авторы
которых, пожалуй, впервые отбросили практически все имеющиеся наработки не
только из дидактики, но и из педагогики. На замену им были взяты психологические
основания. Но психология не может обосновать основы образования, поскольку это
не её предмет изучения. Психология исследует душу (psuche с древнегреч. – душа).
Единственной наукой, предметом которой является образование, является
педагогика. Дидактика – составная часть педагогики.
Ошибки федеральных образовательных стандартов
В связи с официальным введением нынешней версии Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) системно-деятельностный подход стал
обязательным для всех учителей страны. Именно так в стандартах и написано: «В
основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход». Теперь все учителя
срочно выясняют, что такое системно-деятельностный подход и как его применять на
уроках. Составители стандартов позаботились об этой «потребности» учителей. В
качестве основы системно-деятельностного подхода они презентовали несколько
психологических учений (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), где
разрабатывался такой подход. Но разрабатывался он, с психологических позиций. На
самом деле, кроме упомянутых психологов системно-деятельностным подходом
занимались многие учёные – педагоги, философы, методисты и др.
К тому же есть известная в педагогике и дидактике истина: не бывает одного
самого лучшего метода или подхода к обучению. Нет смысла искать такой метод или
подход, для каждого случая эффективен свой подход. Но разработчики федеральных
стандартов такой лучший подход нашли и предложили его всем учителям страны в
качестве «единственно верного».
В результате у педагогов появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные
требования стандартов, и не потерять при этом интересы ученика? Какую пользу
может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Что, собственно
он собой представляет? Как вести занятия с точки зрения системно-деятельностного
подхода?
Попытки находить ответы на эти вопросы приводят к новым вопросам, а также
проблемам, источник которых лежит в недостаточной проработке введённых
стандартов. Причины вопросов и проблем, на наш взгляд, следующие:
1) Введение в стандарты новых позиций и требований, таких, как,
системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, метапредметные
образовательные результаты, не обеспечено необходимыми средствами реализации,
диагностики и оценки. Текст стандартов изложен в достаточно общей форме таким
образом, что непонятно, как его реализовывать. Отсутствует проработанная
инновационно-внедренческая составляющая стандартов. Большинству
учителей-практиков неясно, как реализовывать новые требования и обучать своим
предметам с помощью средств, большинство из которых имеет психологическую
основу.
2) В утверждённые на законодательном уровне стандарты вошли ряд научно
необоснованных положений и предложений. В качестве примера приведём отсутствие
единого основания предложенной в стандартах классификации образовательных
результатов: предметные, метапредметные, личностные. С позиций главного субъекта
образования – ученика – его предметные и метапредметные результаты не могут быть
не личностными. То есть разделять образовательные результаты ученика на
личностные с одной стороны, и предметные, метапредметные с другой –
неправомерно. Аналогично отсутствует единое основание у предложенной в
стандартах классификации универсальных учебных действий: личностные;
регулятивные; познавательные; коммуникативные – все указанные действия,
совершаемые учеником, являются личностными, а не только первые.
3) В основу стандартов заложены определённые психологические учения
(Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.). Гуманистическая личностная
парадигма образования имеет и другие разработанные подходы, которые
разработчиками не учтены. Фактически отброшены все педагогические теории и
учения. Тенденциозность в отборе научных теорий, закладываемых в основу
общеобразовательных стандартов, затрудняет вариативный характер общего среднего
образования. Далеко не все учителя разделяют позицию, что цель общего
образования состоит в развитии мыслительной деятельности учащихся с помощью
дедуктивных теоретических обобщений. К тому же, человек – это не только
мышление, но и чувства, эмоции, физическое развитие, духовность и многое другое.
4) В стандартах наблюдается гипертрофированный крен в область психологии. Между
тем, наукой об образовании является не психология, а педагогика. Попытка
вытеснить из стандартов педагогические, дидактические и методические основания,
заменить их на психологические, не соответствует научному подходу. Например,
многие учителя-предметники не понимают, почему они должны вместо изучения с
детьми своих предметов выполнять несвойственные их специальности психологические
виды деятельности. Роль учебных предметов для образования детей в стандартах
существенно уменьшена в угоду сугубо психологическим задачам. Решая важную
задачу гуманизации образования, разработчикам не удалось избежать
«психологизма», об опасности которого предупреждали ещё Г.П. Щедровицкий и В.В.
Краевский.
5) Разработчики стандартов выбрали системно-деятельностный подход из множества
имеющихся подходов к обучению. Между тем, исторический опыт образования и науки
об образовании предостерегает от декларации однозначности, «правильности» или
единственности любого подхода к обучению. В современных образовательных
стандартах не должно быть единственной формы их реализации. Необходима
возможность достижения стандартов с помощью различных средств, методик и
подходов: компетентностного, метапредметного, личностно-ориентированного,
эвристического и др.
Очевидно, что имеющаяся сегодня версия общеобразовательных стандартов нуждается
в коррективах и переработке. Мы предполагаем внести вклад не столько в
реализацию нынешних стандартов, сколько в их корректировку и совершенствование.
Это необходимо осуществить во благо отечественного образования в целом и во
благо образования каждого ученика в отдельности.
Любая теория обучения предполагает системно-деятельностный подход
Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе
обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти
деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той
или иной системы.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к
окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и
преобразование. (Новая философская энциклопедия, 2003)/
Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей;
соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с
другом, которое образует определённую целостность, единство. (Википедия).
Концепцию «учения через деятельность» предложил ещё в начале 20 века
американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов
учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие
преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
Благодаря исследованиям отечественных философов (Э.В.Ильенков, М.С.Каган,
П.В.Копнин, В.А.Лекторский и др.) и психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.) термин
«системно-деятельностный подход» чаще стал использоваться по отношению именно к
данным учениям.
Мы считаем, что системно-деятельностный подход относится не только к «давыдовскому»
или «занковскому» развивающему обучению. В любой системе обучения есть своя
система деятельности. Для каждой деятельности имеются соответствующие
универсальные учебные действия. Эти понятия являются общенаучными и не могут
быть «приватизированы» конкретными психологическими или педагогическими
учениями.
Я помню, когда ещё аспирантом присутствовал на выступлениях Василия Васильевича
Давыдова, и видел, что он довольно болезненно воспринимал то, что один и тот же
термин «развивающее обучение» использует не только он, но и Л.В.Занков, который
разработал свою систему обучения. Сегодня достаточно очевидно, что ни
В.В.Давыдов, ни Л.В.Занков, и никакой другой учёный не может иметь
исключительных прав на такие понятия, как «развитие», «обучение», «развивающее
обучение», «обучающее развитие», «деятельность», «системно-деятельностный
подход» и т.п. В то же время, содержание данных понятий может наполняться в
разных учениях по-разному.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как и почему «федеральная дидактика» вытеснила все остальные [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.08.2012 г. – http://khutorskoy.ru/be/2012/0822/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|
- Дидактика -
наука, а не теория
- Чиновники - это
не учёные
- Содержание
понятий наполняется в соответствии с
теорией, в которую они входят
|