Возможно ли сегодня качественное дистанционное образование?
24.05.2012 г.
Интервью Экспертному сообществу "Один Ответ"
Хуторской А.В.
д.п.н., член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Ответы на вопросы Экспертного сообщества "Один Ответ" - www.odinotvet.ru
(редактор Роман Сологуб),
1. Можно ли в России получить качественное образование дистанционно? От
каких условий это зависит?
Получить образование в принципе невозможно, это не авоська с книжками.
Образование может лишь происходить. То, что образовывается, находится внутри
учащегося - его знания, опыт, способности, компетентности. Такие вещи невозможно
передать, ни очно, ни дистанционно. Чтобы образование человека происходило,
необходима его мотивация, цели, а также образовательная среда и организация
деятельности в ней.
Поэтому, под дистанционным образованием (ДО) следует понимать, во-первых,
комплекс условий для достижения учащимися образовательных целей с помощью
интернет-ресурсов и технологий, во-вторых, саму деятельность учащихся с помощью
интернет-ресурсов и технологий.
Если вести речь о высшем образовании, то комплексы условий для ДО сегодня
пытаются выстраивать многие российские вузы. Цель - сугубо экономическая -
увеличить количество платно обучающихся студентов. Сначала это была обычная "заочка",
когда студентам высылались учебные материалы - кейсы. Сегодня такие кейсы уже
анахронизм, поскольку интернет-технологии позволяют оцифровать и представить в
деятельностном формате любые учебные материалы, а пользоваться материальными
носителями можно любыми.
В школьном образовании, в котором традиционно сильны "бесплатные" ожидания -
общество привыкло, что школа должна "дать" им образование, а школьники ещё
подумают, взять его или не взять. При отсутствии экономических стимулов, каковые
имеются для вузов, дистанционные формы обучения в школах остаются неразвитыми.
Ситуация может измениться в связи с нынешней тенденцией формализации обучения в
школах, ориентацией не на сущностное образование, а на сдачу ЕГЭ. Видя
ухудшающуюся эффективность общего среднего образования, многие родители уже
стали забирать своих детей из школ, переводя их на семейное образование. Но,
поскольку родители не профессионалы в педагогике, они вынуждены будут обращаться
за помощью к специалистам. Вот в этом случае возможно развитие дистанционных
форм школьного обучения на базе центров дистанционного образования, каковым,
является, например, Центр дистанционного образования
"Эйдос".
Основной же прижившейся в России формой дистанционного образования является
дополнительное. Для школьников - это участие в дистанционных олимпиадах,
конкурсах, для взрослых - повышение квалификации на дистанционных курсах,
вебинарах и т.п.
Качество организуемого дистантно образования зависит от ряда факторов:
- наличие у учащегося компетенций, соответствующих данной форме занятий -
способность целеполагания, целедостижения, самоорганизации, рефлексии;
- наличие у образовательного учреждения эффективной системы обучения, в которой
личностно-ориентированные образовательные технологии интегрированы с
телекоммуникационными;
- опыт образовательного учреждения именно в организации дистанционного обучения;
- наличие специально подготовленных дистантных педагогов.
Замечу, что одним из основных недостатков многих вузов, пытающихся внедрить ДО,
является пренебрежение педагогической составляющей. Никакая компьютерная
программа не заменит искусства педагога, который обучает с её помощью. В ДО
необходим более тщательный учёт человеческого фактора, работа с мотивами
студентов, иначе они не смогут длительно продолжать обучение и оно превратится
для них в формальность.
Наш Институт образования человека
разрабатывает и реализует именно человекосообразные методики и технологии
обучения, которые ориентированы на сущностное образование и развитие человека, а
не только на получение им "корочек".
2. Какие преимущества и недостатки имеет дистанционная форма обучения?
Преимущества дистанционной формы обучения:
- возможность обучения откуда угодно, независимость от места нахождения
учащихся, педагогов, образовательных учреждений;
- более широкий выбор возможностей, чем предоставляют местные образовательные
учреждения и педагоги;
- асинхронность занятий, не обязательно спешить "на первую пару", можно
заниматься в удобное время (кроме периодических он-лайн занятий, например, в
режиме чата или скайпа);
- экономия денег учащихся на поездки, экономия денег учреждения на аренду
помещений;
- экономия времени учащихся, не обязательно "отсиживать" всё занятие, если оно
не актуально;
- более широкие, чем в очном обучении возможности для индивидуальной
образовательной траектории;
- расширение круга единомышленников из других городов, эффекты социальных сетей;
- кайф учащихся от новых непрерывно появляющихся интернет-сервисов и гаджетов.
Недостатки дистанционной формы обучения:
системные:
- отсутствие законодательной базы для полноценного дистанционного обучения;
- многочисленные препятствия, которые создают чиновники, пользующиеся
устаревшими нормами и регламентами;
- технофобия, компьютерофобия, интернетофобия значительной части руководителей и
педагогов системы образования;
- монополия государственных учреждений на образование, конкурентное преимущество
государственных учреждений перед негосударственными, которые, являются
первопроходцами в сфере ДО;
учебные:
- доминирование "бесконтактного" общения во время обучения;
- необходимость технического и технологического обеспечения, навыков работы с
техникой (не все люди одинаково радостно относятся к компьютерам и интернету);
- необходимость самоорганизации ученика, ДО не для ленивых;
3. Можно ли получить высшее образование он-лайн? В каких случаях такая формам
обучения самая эффективная?
Про "дать", "получить" образование я уже ответил, что это невозможно, хотя такое
понимание довольно распространено.
Высшее образование он-лайн предлагают очень многие зарубежные вузы, а также
некоторые российские. Такая форма обучения самая эффективная, когда обучение
совмещается с работой, когда человек не может учиться очно (инклюзивное
образование, образование лиц, отбывающих наказания и т.п.), когда ученик
нуждается в усиленном персональном внимании (одарённые дети, инвалиды и др.).
4. Какие программы дистанционного образования самые актуальные и востребованные
у ваших клиентов?
Для клиентов Центра дистанционного образования "Эйдос"
наиболее актуальны и востребованы:
- дистанционные эвристические олимпиады, в течение года их проводится около 100
по самым разным предметам. Есть командные и индивидуальные олимпиады, олимпиады
для начальной школы, семейные и многие другие;
- дистанционные конкурсы для педагогов "Современный урок", "Дистанционный
учитель года", "Школьный сайт" и т.п.;
- дистанционные курсы для учителей, родителей, всех желающих на темы, которые
связаны с их профессией или хобби.
Институт образования человека проводит
популярные для педагогов курсы по вопросам инноваций в образовании -
компетентностный, метапредметный, эвристический подходы, освоение новых
стандартов (ФГОС).
- При Институте работает дистанционный Учёный совет, на его заседаниях
обсуждаются исследования соискателей учёных степеней кандидата и доктора наук.
При этом все члены Учёного совета находятся в разных местах.
- Популярны также очно-дистантные педагогические конференции, интернет-педсоветы,
в которых может принять участие педагогический коллектив любой школы.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Возможно ли сегодня качественное дистанционное образование?
Интервью Экспертному сообществу "Один Ответ" [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.05.2012 г. – http://khutorskoy.ru/be/2012/0524/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|
- Можно ли дать образование?
- Преимущества и недостатки
дистанционной формы обучения
- Высшее образование он-лайн?
- Самые актуальные и
востребованные программы
дистанционного образования
|