Ищу человека в образовании
04.02.2012 г.
Три принципа, которые изменят государственный заказ в образовании
Недавно наш Институт образования человека
проводил очередную конференцию. Обсуждались новые общеобразовательные стандарты
с точки зрения их человекосообразности. После моего доклада одна из участниц
немолодого возраста прислала записку:
"Ув. Андрей Викторович! Большое
спасибо Вам за человекосообразность образования. Я впервые встретила
человека, которого это интересует".
В этой записке для меня важно не столько большое
спасибо, сколько то, что за многолетнюю профессиональную деятельность эта
учительница никогда не встречала тех, которого интересует человек в образовании.
Почему так сложилось, что в системе образования, которое
адресовано человеку, о самом человеке почти никто и нигде не говорит?
Действительно, политики говорят о экономике образования, учёные о стандартах, чиновники говорят о
модернизации, контроле и финансировании одновременно, директора школ - о ремонте и
компьютерном обеспечении, учителя - о своей зарплате, ученики - о сдаче ЕГЭ, родители учеников - о поступлении в вузы и т.д.
Откуда столь распространённое игнорирование главного содержания образования -
содержания человека?
Мой ответ таков. О человеке забыли те, кто по определению или
по должности должен им заниматься, по причине личных эгоистических интересов,
страхе за своё кресло, собственной корысти, отсутствия профессиональной эмпатии
- вчувствования. Но главная причина - как это ни странно звучит, это заказ
государства.
Похоже, что только Воланда в бессмертном романе "Мастер и
Маргарита" интересовали именно люди. Оказавшись в Москве, главный вопрос,
который он задавал про горожан: изменились ли они внутренне?
Нынешняя система образования построена так, чтобы большинству педагогов и школ
было наплевать на внутренние изменения их учеников. Их заставляют заботиться
только о том, чтобы эти изменения не нарушали установленных норм. Например,
чтобы ученики, не дай Бог, не ходили на митинг, чиновники Москвы объявляют
проведение контрольных работ в день митинга буквально за несколько часов до
него. Есть данные, что подтасовки в голосованиях делают учителя - члены
избирательных комиссий, большинство которых работают в школах. И как вы думаете,
чему научатся ученики у таких учителей и у таких управленцев образования?
Обычная задача нынешнего педагога - донести до ученика
преподаваемый предмет. Именно так большинство педагогов понимают свою роль как в
средней, так и в высшей школе. Именно за это, как они считают, государство
платит им зарплату. Дать знания, научить выполнять заданные нормы и т.п. - всё
это воплощение так называемой интериоризации, научно обоснованной классиком
советской психологии Л.С.Выготским. Задача "вращивания" - перевода внешнего во
внутренее, поставленная государством тогда, продолжает существовать и сегодня.
Её можно называть по-разному: государственной вертикалью, стандартами, реформой,
модернизацией и т.п. Но суть одна - сделать людей не такими, какими они
могут или хотят быть, а такими, которыми можно будет управлять. Именно для
этого создана система образования, которая встраивает людей в задаваемые извне
стандарты. Заботиться же о сообразности образовательных изменений той внутренней
сущности, которая есть у каждого ученика, такая система не предполагает,
поскольку это осложнит управление учеником, а потом и взрослым гражданином, да и
всей системой.
Всегда ли задача управления преобладала над задачей развития?
Государственная система образования, её отдельные представители, иногда
предпринимают шаги по возрождению ценности человека, ученика, учителя в
образовании. Так было, например, во время перестройки, когда учителя-новаторы
всполошили всю страну, тогда ещё именуемую СССР. Затем государство спохватилось
и перетянуло инновационное одеяло на себя, стало рупором модернизаций. Под
чиновничьи инициативы стали выделяться огромные деньги и они поняли, что им
гораздо выгоднее быть новаторами, чем консерваторами. Однако новации чиновников
практически никогда не направлены на самореализацию ученика, они направлены
туда, где можно освоить миллионы и миллиарды рублей.
В период либеральных реформ, в 2002 году в официальных госдокументах появился
ученический компонент образовательных стандартов. Но просуществовало это
внимание к ученику недолго, в 2004 году ученический компонент из официальных
документов исчез.
Сегодняшнее образование перестаёт быть инновационным. Закрываются
экспериментальные площадки. Бюджетные средства значительно увеличиваются. Но
идут они совсем не на "внутренние изменения учеников".
Что делать? Как быть? Неужели ничего нельзя изменить в
государственной системе образования, чтобы она была приближена к человеку, была
сообразна уникальности каждого ученика и педагога?
Этот вопрос не риторический. Я считаю, что решение проблемы
существует. Если кратко, то данное решение можно выразить в виде
трёх ключевых принципов:
1. Главное содержание образования - содержание
человека.
2. Источником этого содержания является сам человек.
3. Образовательная система задаёт технологию самореализации человека по
отношению к внешнему миру.
Для воплощение этих принципов необходимы научные исследования,
нормативное и учебно-педагогическое обеспечение, подготовка кадров и добрая воля
тех, кто отвечает за политику и управление в отечественном образовании.
Научные исследования
ведутся в нашем Институте образования человека, который определил исследования в
области человекосообразности образования приоритетными. См.
краткий отчёт о первом годе работы Института.
Сообразных человеку нормативов в нынешней системе образования
практически нет. Некоторые элементы нормативного обеспечения личностной
ориентации образования вошли в новые стандарты второго поколения - ФГОСы.
Правда, сделано это пока без должного научного и инновационного обоснования. И
сейчас мы ведём работу над тем, чтобы учителя могли выполнять требования уже
утверждённого стандарта, соблюдая при этом права своих учеников на образование.
В современной педагогике, психологии и дидактике имеются предпосылки для
создания учебно-педагогического обеспечения, реализующего задачу выявления и
развития отдельных сторон образовательного потенциала ученика. Наша научная
школа имеет существенный задел в этом направлении (см.
Программу Научной школы). При необходимой
организации недостающие методики, и соответствующая учебная литература могли бы
быть созданы лет за 10. Есть и школы, которые не забыли ещё дух действительных
инноваций и участвуют в наших исследованиях.
А вот управленцев, как и политиков, понимающих и признающих ценность человека в
образовании - сегодня дефицит. Ищем таких людей и готовы помочь в обосновании
необходимости соблюдения прав
человека в его образовании.
Таким образом, сегодня есть педагоги и учёные, которых заботит образовательное
содержание учеников. И есть все основания продвигаться к человеку, меняя
существующую систему образования.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Есть ли человек в образовании? [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.02.2012 г. – http://khutorskoy.ru/be/2012/0204/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|