О компетенциях, студентах и преподавателях
14.12.2011 г.
Хроника одной переписки
Тема письма: Студентка, заинтересованная одной из Ваших
статей.
Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович!
Меня зовут Анастасия, я студентка Московского педагогического государственного
университета. Учусь на третьем курсе. И нам на предмете по педагогике предложили
написать конспект по Вашей статье "Ключевые компетенции. Технология
конструирования", напечатанной в журнале Народное образование. – 2003. – №- 5.
Но за неимением времени сходить в библиотеки и поднять архивы и за
невозможностью и огромной сложностью поиска статьи в интернет-ресурсах (т.к. её
мне пока не удалось найти), у меня к Вам просьба: Вышлите, пожалуйста, Вашу
статью в электронном варианте, если таковой имеется и если это Вас не затруднит.
Заранее Благодарна Вам за проявленное внимание к моему письму. Спасибо!
===
Ответ:
Здравствуйте, Анастасия.
Ценю вашу способность решения задач. Действительно, зачем искать где-то
литературу, если можно напрямую обратиться к её автору ...
"Народное образование" опубликовало мой материал в двух статьях, с небольшой
коррективой. Но исходный мой материал этих двух статей есть в Интернет-журнале
"Эйдос" -
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
Пользуйтесь.
С моей стороны к вам тоже предложение:
1) пришлите свою работу, желательно не столько с пересказом моей статьи, сколько
с её анализом, критическим отношением к содержащимся в ней положениям и вашими
собственными выводами, предложениями.
2) сообщите краткие результаты занятия или других итогов в вашей группе по
данному вопросу, в том числе ФИО преподавателя, который проводил занятие.
С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО
===
Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович!
Ваша статья мне понравилась. Раньше у меня было расплывчатое понятие о
компетентности и компетенциях, теперь же я четко понимаю смысл этих терминов,
думаю, что смогу разобраться в структурах и конструкциях различных компетенций,
если буду заниматься этим в будущем.
Предложение Вами компетентностного подхода к формированию системы методов
обучения актуально, если обращать внимание на реальное состояние структуры
нашего образования, в частности школьного. Знаю по своему опыту, что в школе
ученики приобретают теоретические знания, но им сложно использовать эти знания в
различных жизненных ситуациях.
Следовательно, теорию нужно осваивать вместе с практикой. Ведь основная цель
школьного образования, по моему мнению, это подготовка человека к реальным
условиям жизни. Все это, я думаю, возможно реализовать, внедрив компетенции в
структуру образования. На мой взгляд, компетентностный подход очень логичен,
аналитичен. Вы ярко проаргументировали его значение в системе образования,
рассмотрели функции, иерархию и структурные компоненты компетенций, а также
доступно разъяснили технологию проектирования и конструирования ключевых,
межпредметных и предметных компетенций.
В общем, теория хороша, но на практике, по моему мнению, сложно
реализуемая. В основном в связи с особенностями менталитета большей части нашего
населения, например, меланхоличность, медлительность, зачастую отсутствие
инициативы, безразличие к чужим проблемам. И внедрение таких компетенций в наше
образование может недотягивать до желаемых результатов. В частности, проблема в
нехватке кадров учителей и в их сомнительной квалифицированной подготовке. И,
как результат, некачественное преподавание. Хотя, с другой стороны, может у нас
подобная ситуация частично сложилась в связи с тем, что в нашей системе
образования присутствует ряд недостатков, неточностей и имеется множество
всевозможных методик, часто противоречащих друг другу. Поэтому компетенции
помогут внести ясность и конкретику, если станут основой, так сказать, прочным
фундаментом.
Мне понравилось, что Вы стараетесь максимально подогнать всё под современные
реалии, упоминая об информационных компетенциях. Например, «…владеть навыками
использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона,
телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира.» На
мой взгляд, компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные процессы
модернизации образования. И в нашей стране необходимо его внедрение для решения
существующих проблем в образовательном процессе.
Из всей группы Вашу статью в интернете нашла только одна девушка по имени Дарья.
В общем, конспект нам задавали выполнить дома, а на лекции преподаватель в общих
чертах упоминала нам о компетенциях, но принципе у нас это как материал для
индивидуального изучения. Поэтому специального занятия и семинара по данной теме
не проводилось. Кстати, преподаватель пожелала остаться неизвестной, когда
узнала, что я обратилась к Вам. Возмущенная моей дерзостью, она посоветовала не
отправлять Вам больше писем.
Еще раз благодарю Вас за внимание,
С уважением, Анастасия.
===
Анастасия, здравствуйте.
Соглашусь с вашим мнением, что одна из главных задач школы - научить
использовать знания в различных жизненных ситуациях. Действительно,
компетентностный подход решает в том числе и эту задачу.
Вы пишете: "теория хороша, но на практике, по моему мнению, сложно
реализуемая. В основном в связи с особенностями менталитета большей части нашего
населения, например, меланхоличность, медлительность, зачастую отсутствие
инициативы, безразличие к чужим проблемам".
На мой взгляд, указанные вами проблемы могут мешать реализации любой
инновационной задачи, а не только компетентностного подхода. Наоборот, как раз
компетентностный подход может более успешно, чем другие системы обучения, решать
эти проблемы. Например, если ваш ученик понимает, что ему нужно уметь грамотно
действовать в ЛИЧНО ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ситуациях, то он скорее расстанется со своей
меланхоличностью и безинициативностью. Например, спросите учеников: Хотите ли вы
уметь решать любую проблему, которая возникает в вашей жизни - от умения
заработать нужную сумму денег, до выживания в условиях дикой природы? И если
ученик скажет, да, хочу, тогда вы сможете предложить ему овладеть
соответствующими компетентностями. И есть шанс, что он с вашей помощью ими
овладеет.
Вы пишете: "проблема в нехватке кадров учителей и в их сомнительной
квалифицированной подготовке".
Да, это так. Но гораздо сильнее проблема - в нехватке настоящих учеников! Именно
тех, кто хочет и стремиться научиться. Есть древняя мудрость: Был бы ученик, а
учитель для него найдётся.
Вы пишете: "в нашей системе образования присутствует ряд недостатков,
неточностей и имеется множество всевозможных методик, часто противоречащих друг
другу. Поэтому компетенции помогут внести ясность и конкретику, если станут
основой, так сказать, прочным фундаментом".
Вообще, если есть фундамент, любой, а не только компетентностный подход, то он
всегда поможет внести ясность и конкретику. Весь вопрос в том, какой именно
фундамент вы выбираете или строите для своей жизни и деятельности.
Вы пишете: "Мне понравилось, что Вы стараетесь максимально подогнать всё под
современные реалии, упоминая об информационных компетенциях. Например, «…владеть
навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора,
магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема,
копира".
Мне тоже нравится строить систему образования, опираясь на реальные нужды и
потребности. Сегодня в образовании очень многое требуется из того, что нужно не
ученикам, а чиновникам, школам, учителям, но не детям. Поэтому в нашей научной
школе мы выбрали главный принцип - человекосообразность образования. Это
означает, что обучать необходимо тому, что сообразно предназначению,
возможностям и потребностям человека, его миссии.
Вы пишете: "Кстати, преподаватель пожелала остаться неизвестной, когда
узнала, что я обратилась к Вам. Возмущённная моей дерзостью, она посоветовала не
отправлять Вам больше писем".
Не судите вашу преподавательницу строго. Она продукт (атрибут) системы. В
государственных школах, да и вузах сегодня работают слуги этого самого
государства, которое не заинтересовано в развитии человека, в его компетенциях
жизни в современном обществе, поскольку развитие людей - угроза их монополии.
Поэтому, госпедагоги, а также стоящие за ними чиновники, ВСЕГДА будут стараться,
чтобы вы не овладели компетенциями свободно мыслящего и действующего человека.
Потому что для них это равносильно профессиональному самоприговору и последующим
проблемам. Они действуют не по правде или истине, а по приказам и распоряжениям
верхненазначенных.
То, что ваш преподаватель считает дерзостью, на самом деле является нормальным
самопроявлением учащегося человека - задавать вопросы, проявлять активность,
открытость, честность.
Я желаю вам и дальше находить в себе веру и силы для реализации своих задач,
своей миссии.
При необходимости вы всегда можете обратиться ко мне, в наш Институт образования
человека (http://eidos-institute.ru) за
поддержкой в том, что считаете важным и главным.
--
С уважением,
Андрей Викторович Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Института образования человека,
http://eidos-institute.ru
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. О компетенциях, студентах и преподавателях [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 14.12.2011 г. – http://khutorskoy.ru/be/2011/1214/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|
- За компетенциями
вместо библиотеки - к автору
- Афтор жжёт:
отчёт за ссылку на статью
- Преподаватель
пожелала остаться неизвестной
- Дерзость или
активная позиция?
|