Есть ли у советской дидактики шансы в будущем?
29.09.2011 г.
Советская дидактика закончилась, развивается или расширяется?
Когда речь идёт о советской дидактике, в первую очередь возникают имена её
классиков: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Л.Я. Зорина, И.К.
Журавлев, Н.М.Шахмаев и др. Это учёные, которые разработали ту самую дидактику,
которую до сих пор изучают в вузах студенты, на которой строится фундамент
существующей системы обучения.
Хотя многие из этих дидактов являлись специалистами своих конкретных
направлений, с определённой долей условности их можно считать принадлежащими
одной научной школе, которая называется "советская дидактика".
Конечно, для полноты картины следовало бы упомянуть представителей ранней
советской дидактической школы - Блонского, Шацкого, Каптерева, Вахтерева,
Макаренко и др., а также большое число учёных-методистов по отдельным учебным
предметам. Однако, названные в начале учёные, фактически подвели базу под все
предыдущие исследования, а их учения вобрали в себя достижения предшественников.
Достаточно сказать, что М.Н.Скаткин работал вместе с С.Т. Шацким в его
опытно-экспериментальной школе и являлся его последователем.
Итак, что для нас советская дидактика, и что её ждёт?
На фото: В.В. Краевский и М.Н. Скаткин (примерно начало или середина 1980-х
годов)
Мне представляется, что у советской дидактики возможны три варианта будущего.
Первый - тот, который, сегодня, в основном, и происходит. Положения советской
дидактики вместе с её интерпретациями иных дидактик - незыблемый фундамент, на
который всякий раз будут оглядываться и учёные, и педагоги, и учителя, как на
мавзолей Ленина. Советская дидактика живее всех живых! Несмотря на то, что мир
продвинулся и даже куда-то ушёл, дидактика от этого не изменилась.
Второй вариант я бы назвал дидактическим ревизионизмом. Жизнь меняется, появился
Интернет, компетенции, другие инновации. И у учёных, которые всё ещё связывают
себя с советским прошлым, появляется соблазн добавить в старую дидактику немного
нового "молодого вина".
Вспомним Библию: "И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе
молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут". Дополнить ЗУНы
компетенциями не получится, это разные системы координат, элементы разных
научных школ. зачем их смешивать?
И третий вариант, на мой взгляд, наиболее органичный - развивать в советской
дидактике то, что в ней было и есть: цели, дидактические принципы, теорию
содержания образования, классификацию методов обучения, проверку знаний и т.п.
Разумеется, развитие положений советской дидактики должно происходить в диалоге
с нарождающимися дидактическими системами, в том числе, задающими
противоположные ориентиры или принципы образования. Приведу примеры таких
противоположностей.
В советской дидактике содержание образования понимается как педагогически
адаптированный социальный опыт, включающий в себя знания, способы
деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного
отношения к миру. Сегодня такого "адаптированного опыта" учащимся явно
недостаточно, если вообще можно считать, что они им актуален. У современных
детей, да и взрослых есть, прежде всего, свой личный опыт, причём, не только
социальный, который для них значим, который они бы хотели изменить, улучшить,
сделать более эффективным. Поэтому в современных дидактиках содержание
образования просто обязано включать в себя личностный опыт самих учащихся. В
противном случае школы будут вынуждены заставлять школьников изучать чуждые им
адаптации вместо того, чтобы заниматься актуальным опытом и потребностями
учеников.
Замечу, что уже у классиков отечественной дидактики были попытки выхода за
социальный опыт, когда речь шла о содержании образования. Мне довелось работать
вместе с Володаром Викторовичем Краевским, у которого одна из его аспиранток
выполнила диссертационное исследование, она рассмотрела вопросы
личностного опыта в содержании образования (Зеленцова А.В. Личностный опыт в
структуре содержания образования (теоретический аспект): Автореф. дис. ... канд.
пед. наук. - Волгоград, 1996. - 17 с.).
Одним из принципов конструирования содержания образования в советской дидактике
принят уровневый принцип построения содержания образования: разработка его
сначала на уровне общего теоретического представления (допредметный уровень),
затем – учебного предмета, и, наконец – на уровне учебного материала.
Опять-таки, совместно с В.В.Краевским, будучи в концептуальной группе по
разработке школьных стандартов в 2002 году, мне довелось прорабатывать
метапредметную составляющую содержания образования. Сегодня этот аспект
становится весьма актуальным, поскольку термин "метапредметность" вошёл в
официально утверждённые стандарты, которые, начиная с 2010 года, уже вводятся в
действие. Другое дело, что существующее понимание метапредметных результатов
обучения в стандартах представлено научно необоснованно, и даже эклектично.
Метапредметные результаты там предлагаются в одной связке с предметными и
личностными результатами. А это как бы означает, что метапредметные и предметные
результаты являются НЕ личностными. Такое понимание отчуждает личность ученика
от изучаемых предметов и их метапредметных основ, делает образование
нечеловекосообразным, а предметосообразным.
Кроме того, в нынешних стандартах метапредметность фактически прравнивается к
общеучебным видам деятельности. Метапредметного же содержания - ядра
образования, в стандартах пока не выделено.
Следующий вопрос - компетентностный подход в образовании, которого НЕ БЫЛО в
советской дидактике. И как бы мы не пытались представить компетенции через
знания, умения и навыки, они таковыми не являются.
Сегодня есть различные понимания роли компетенций в образовании. Есть попытка
ограничиться набором ключевых компетенций, которые развиваются на всех сразу
учебных предметах, а предметных компетенций как бы и нет. Мы не согласны с таким
пониманием компетенций. Я думаю, что не согласились бы с этим и классики
советской дидактики. Поскольку согласно тому же уровневому принципу
проектирования содержания образования, то, что имеется на допредметном (предпредметном,
метапредметном), то же должно отражаться и на других уровнях - на уровнях
учебных предметов и тем.
В самом деле, предметные компетенции характеризуют степень развития способов и
способностей учащихся именно в конкретных учебных предметах, например:
• литература: компетенции читателя, писателя, рецензента;
• музыка: компетенции слушателя, исполнителя, сочинителя;
• география: компетенция путешественника;
• кулинария: компетенции повара;
• математика: компетенции составителя таблиц, решателя уравнений,
вычислителя процентов и т.п.
Предметные компетенции не все самодостаточны. Есть те, которые выступают
проявлением ключевых компетенций, но со спецификой предмета. Например, ключевая
компетенция наблюдателя имеет своё специфическое воплощение в естествознании
(естественнонаучное наблюдение) и в обществознании (наблюдение
общественных процессов, исторических). В данном случае мы говорим о "древе
компетенций".
Ещё одна "священная корова" советской дидактики, которая
сегодня даёт сбой - это урок.
Сегодняшний урок включает в себя принципиальные изменения, которые уже не
позволяют применять к нему весь богатый классический набор форм и методов
обучения. В качестве примера приведу асинхронность обучения, которая всё сильнее
входит в практику в связи с развитием интернет-технологий, телекоммуникаций и
информационных сред. Дистанционное, виртуальное, распределённое обучение
заставляют искать новые подходы к проектированию такой структурной единицы,
которой в советской дидактике является урок. Можно, конечно, вместо понятия
"урок" использовать понятие "занятие", но дело не в термине, а в самой сути
взаимодействия учителя и ученика, которое меняется на интернет-уроках. И эти
изменения необходимо учесть, исследовать и описать уже новым дидактикам.
Таким образом, роль советской дидактики в будущем научной области, которая
относится к теориям обучения, определяется возникающими противоречиями, точками
сгущения инноваций, диалогами с новой реальностью. Любой новой дидактике
советская дидактика необходима как берег, от которого приходится отталкиваться,
с чем спорить, что развивать, а что-то и оставлять на полках склада
педагогической истории.
А.В.Хуторской
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Есть ли у советской дидактики шансы в будущем? [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 29.09.2011 г. – http://khutorskoy.ru/be/2011/0929/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|
- Классики советской дидактики
- Три варианта будущего советской
дидактики
- Личный опыт в содержании
образования
- Метапредметный подход в
образовании
- Компетенции в обучении это не
знания, умения навыки
- Синхронное и асинхронное
обучение. Что вместо урока?
|