Момент истины в политике и образовании
01.08.2011 г.
На интервью у Андрея Караулова в программе "Момент истины"
По приглашению Андрея Караулова принял сегодня участие в съёмке выпусков его
программы "Момент истины". Запись состоялась в пос. Новоглаголево, где у
журналиста не только дом, но и студия. Выход выпусков в эфир планируется 15 и 22
августа на 5-м телеканале, начало в 22-30.
Предварительно приглашение было на интервью для передачи, посвященной проблемам
современной молодёжи, школы. Когда приехал, оказалось, что тема не только про
образование, но и политику. А именно - распад Советского Союза, получение
зарубежных взяток Михаилом Горбачёвым и т.п. Предварительно мне показали записи
материалов и интервью Шаймиева, Язова, Крючкова и др.
- Но я не политик. Я педагог, учёный.
- Ну и что, вы же гражданин.
Конечно, гражданин. Поэтому высказать свои соображения про верхний беспредел
пришлось. Андрей Караулов спрашивал меня об отношении к нелицеприятным фактам -
взяточничеству М.Горбачёва, продаже нашей атомной ракеты, путчу. Как я отношусь
и что думаю о таких руководителях, которые так нехорошо поступали.
- Как бы вы одним словом всё это назвали?
- История - такой был мой ответ. Наверное, не очень совпадающий с предыдущими
интевьюированными.
Странно, но многие люди, в том числе и журналисты думают, что историю делают
люди. Что от них зависит распад империй, установленные порядки и т.п. Я считаю,
что не всё определяется только лишь людьми. На нас влияет многое - природа,
культурные метапроцессы, общечеловеческие течения, духовные миры и многое
другое. Даже сосны, среди которых снималась эта передача, и те влияют на нашу с
вами историю. Поэтому искать причины происходящего только в главных "фигурантах"
событий, я бы не стал. Если Советскому Союзу суждено было развалиться, то это
случилось не из-за действий Горбачева, а лишь при его участии.
И не нужно быть в иллюзии, что "всё могут короли", что это они управляют
странами и процессами. Даже с помощью ракет они могут только то, что им
предназначено. Иисус Христос не имел никаких ракет, а уже две тысячи лет
управляет миллионами людей. Тому же Понтию Пилату в ответ на то, что он имеет
власть распять и власть отпустить его, Иисус ответил "Ты не имел бы надо Мною
никакой власти, если бы не было дано тебе свыше".
Следующий момент - почему не все правители и не всегда порядочны, справедливы и
достойны. Причины поступков власть имущих, на мой взгляд, не в экономике или
политике. Они - в их образовании. В том, кто, чему и как их учил и воспитывал на
каких ценностях и идеалах.
Например, известно, что учителем Александра Македонского был Аристотель. Вопрос:
а кто был учителями прошлых и нынешних руководителей страны? Как и чему их
учили, какое воспитание происходило, на каких ценностях?
Исторически воспитанию высших лиц всегда уделялось особое внимание. Во многих
странах, в той же Великобритании, и сегодня специально готовят элиту. У нас же,
к сожалению, эта задача ещё даже не осознаётся на уровне государственной
проблемы.
Второй сюжет телепередачи касался школы. За организованное убийство школьника
некто получил от суда весьма мягкое наказание - трудовые работы на 15 суток.
Пафос уже отснятого обсуждения - разве может быть такое лёгкое наказание за
столь серьёзное преступление? Действительно, присудить мести несколько дней
метлой за лишение человека жизни, это как-то не укладывается в понимании суда,
даже очень гуманного. Но я не юрист. И считаю, что в этой истории главное найти
не тех, кто виноват, а причину.
Причина, на мой взгляд, не в недостатках
судебной системы, а в том, что сама школа сегодня - это тюрьма.
Действующая государственная школа лишает детей свободы. Но не свободы
перемещения в пространстве, а свободы творчества, свободы постановки собственных
целей, свободы реализации своей миссии.
Пресловутый единый государственный экзамен сегодня - это не атрибут образования,
а инструмент вертикали в образовании. И даже массовые нарушения с ЕГЭ приводят к
тому, что вместо его отмены, предлагаются тюремные методы: штрафы в 200 тыс.
рублей за утечку информации, наказание студентов, которые сдают ЕГЭ за
школьников. Гособрнадзор занимается слежкой за интернет-группами, созданными для
списывания ответов ЕГЭ, занимается ловлей нарушителей. В школы уже направляют полицейских. Сами учителя тоже становятся как
надзиратели, жандармы. Даже в туалет во время ЕГЭ ученика выводят под конвоем.
Чем не тюрьма?
Порядки в школе мало связаны с действительными потребностями детей. Школьникам
приходится изучать учебные предметы чтобы их "сдать", а не для того, чтобы жить
и работать. Отчуждение происходящего в школах образования от жизни школьников - вот одна из
причин их негативной ответной реакции. Нередки не только драки среди школьников,
но и стычки между учителями и учениками. Это следствие системы образования,
которую не заботят личностные устремления и потенциал учеников. Сегодняшнее гособразование не человекосообразно.
- Как же вы так можете говорить про школу, ведь вы сами педагог? - воскликнул
Андрей Караулов.
- Потому и могу говорить, что 17 лет проработал в школе, знаю систему
гособразования. Поэтому много лет как ушёл из неё и работаю в негосударственной
системе, пытаюсь реализовать именно то образование, которое сообразно человеку.
И последнее, о самой истине, моментам которой посвящена программа Андрея
Караулова. Истина бывает не только чёрная, но и белая. Сегодняшнее телевидение,
к сожалению, больше сориентировано на "чёрнуху". Но было бы весьма уместно
тёмные моменты истины хотя бы иногда чередовать со светлыми. Это и был бы вклад
и в политику и в образование.
А.В.Хуторской
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Момент истины в политике и образовании. На интервью у Андрея
Караулова [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 01.08.2011 г. – http://khutorskoy.ru/be/2011/0801/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|
- Я не политик
- Делают ли историю люди?
- Всё ли могут короли?
- Кто учителя первых лиц?
- Школа как тюрьма
- Какого цвета истина?
|