ЕГЭ на телевидении
31.05.2011 г.
Об опыте участия в съёмках программы Александра Гордона на 1 канале
1 канал пригласил меня в качестве эксперта на съёмки новой программы Александра
Гордона, которая будет называться "Гражданин Гордон". Тема передачи - единый
государственный экзамен. Точнее проблема, которая в нём заключена. Вся передача
построена вокруг самоубийства выпускника из Воронежского села, который
повесился, испугавшись завалить ЕГЭ.
На съёмки программы пригласили экспертов - киноведов, депутатов ГосДумы,
руководство местного департамента образования, где произошло ЧП, отца мальчика.
Экспертов рассадили по разные стороны по принципу "за" и "против" ЕГЭ. На
трибунах расположилась массовка.
Первый и главный мой вывод - телевидение есть вещь в себе. И действует оно по
своим законам жанра. Если, например, во время педагогической конференции
обсуждается заявленная тема или вопрос, ищется решение проблемы, то для
телевидения нужно нечто иное - а именно, воздействие на зрителя.
Многочисленные дискуссии во время съёмок, подчас довольно эмоциональные,
касались житейских сторон ситуации. Но я бы не сказал, что они вели к выявлению
сущностных причин проблемы под названием "ЕГЭ".
В итоге ведущий написал несколько пунктов послания к Президенту РФ и
Председателю ГосДумы с предложением усовершенствовать ЕГЭ, дополнить его
ученическим портфолио и т.п.
Я считаю, что в ЕГЭ сокрыта системная проблема самой сути построенного
образования. Через контроль и оценку образовательных результатов достигаются
многие задачи, но в меньшей степени эти задачи - образовательные.
ЕГЭ решает несколько задач, и образование учеников - только одна из них и далеко
не самая эффективно решаемая.
1 задача, которую решает ЕГЭ - функция управления. Это единая гребёнка, с
помощью которой чиновники пытаются управлять как школами, так и вузами, а также
учениками, учителями, вузовскими педагогами, издательствами и др.
ЕГЭ стал инструментом вертикали в образовании. И отдавать этот инструмент, даже
совершенно негодный и критикуемый, образовательная бюрократия не хочет.
2 задача - экономическая. С помощью ЕГЭ издательства и другие обслуживающие
образование ведомства, получают заказ на свою продукцию. Это большие деньги,
которые "осваиваются" целой армией разработчиков и организаторов ЕГЭ на всех
уровнях. Сейчас некоторые предлагают ставить глушилки для мобильников, делать
онлайн-трансляции сдачи экзамена, привлекать полицию ... Бюджетные поступления в
систему гособразование увеличились в 4-5 раз. Все эти деньги идут, в основном,
на такие вот модернизации.
3 задача, которую решает ЕГЭ - это коррупция. Уже давно известно, сколько стоит
"сдать ЕГЭ" - от 30 до 100 тыс. рублей за один экзамен. Вокруг этого экзамена создана своя империя "услуг".
Объём коррупции по ЕГЭ составляет 42 млрд рублей в год.
4 задача - политическая. Считается, что ЕГЭ поможет нашей стране "войти в
Европу". Т.е. получается, что мы сначала думаем не о себе, а о том, как бы нам
войти во внешний мир.
5 задача - собственно образовательная. Считается, что этот экзамен должен
проверить знания выпускников, дать оценку их образовательным результатам. Но
экзамен, проводимый в тестовой форме, не может выявить действительных учебных
результатов, например, он не проверяет компетентности учеников. А гуманитарные
предметы вообще вряд ли должны проверятся негуманитарными формами контроля.
Почти половина общества, по опросам 46%, против ЕГЭ. Половина сдающих этот
экзамен используют интернет-ресурсы и соцсети для того, чтобы получить готовые
ответы на тесты НГЭ.
Почему многолетняя массированная критика ЕГЭ ничего не меняет? Дело в том, что
из всех задач, которые призван решать ЕГЭ, образовательная задача, точнее её
невыполнение, менее всего беспокоит тех, от кого зависит решение проблемы. А то,
что ЕГЭ повсеместно критикуют, так что ж? Наркотики тоже, например, общество
критикует и считает вредными. От этого они же не исчезают? ЕГЭ - это
наркотик в образовании, и подсели на него чиновники от образования.
В качестве конструктивного предложения я считаю, что нужна национальная система
контроля и оценки результатов образования, в которой ЕГЭ может занять своё место
в качестве федеральной системы мониторинга. ЕГЭ должен стать добровольным для
школьников. Но прежде необходимо определить сами результаты, которые необходимо
контролировать и оценивать. А это означает, что необходимо пересмотреть самые
основы системы образования в России. И одну из центральных основ образования, на
наш взгляд, должна стать её человекосообразность и сообразность современности и
будущности человечества.
А.В.Хуторской
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. ЕГЭ на телевидении. Опыт участия в съёмках программы
Александра Гордона на 1 канале. [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 31.05.2011 г. – http://khutorskoy.ru/be/2011/0531/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|