Чем требования отличаются от результатов?
04.03.2010 г.
О методологии проектирования образовательных стандартов и базисного учебного
плана
Сегодня в нашем Институте обсуждались проекты очередных базисных учебных
планов (БУП), подготовленных под руководством директора издательства
"Просвещение" А.М.Кондакова. Сами проекты никакой критики не выдерживали.
Сложилось впечатление, что разработаны они были для обоснования выделенных на
это средств, а не для того, чтобы решить действительно актуальные проблемы
школьного образования.
Выступления присутствующих сотрудников РАО были о разном. Но я обратил
внимание на один ключевой вопрос, который задал Президент РАО Н.Д.Никандров. Он
обратился к присутствующим с вопросом, что называется, "на понимание": "Чем
требования отличаются от результатов", имея ввиду требования стандартов от
результатов образования. На первый взгляд, вопрос простой и ответ у
разработчиков стандартов напрашивался тоже немудрёный: "Требования, это то, что
должны достичь ученики, а результаты - то, чего они на самом деле достигают".
Однако, данный вопрос и ответ на него не так просты. Это один из ключевых
вопросов методологии проектирования как самих образовательных стандартов, так и
связанных с ними других элементов обеспечения образования: базисного учебного
плана, учебных программ, учебников, системы контроля и оценки, подготовки кадров
и т.д. Обстоятельный ответ на этот вопрос может составить предмет исследования
как минимум уровня кандидатской диссертации. Я попытаюсь обозначить лишь
некоторые вехи рассмотрения этого вопроса.
Уточню вопрос таким образом: «Чем требования образовательных стандартов
отличаются от результатов образования?».
Говоря о требованиях и результатах необходимо определить их общий объект, к
которому они относятся. В нашем случае, это образовательный процесс, в котором
участвуют несколько субъектов: ученик, его педагоги, родители и др. Выбор
данного объекта - образовательного процесса - обусловлен принимаемой нами за
основу позиции человекосообразного образования. С этой точки зрения не учитель
учит ученика, предъявляя к нему требования, а учитель и ученик оба участвуют со
своими потребностями и задачами в общем для них образовательном процессе.
Не все согласятся с необходимостью выбранного мною объекта. Некоторые могут
посчитать, что объектом является ученик. Поэтому и требования нужно предъявлять
к нему. А затем проверять их выполнение с помощью экзаменов, ЕГЭ и т.п. В итоге
определяется уровень достижения целей, т.е. насколько требования к
объекту-ученику им выполнены. Такой подход, назовём его командным, - сегодня
наиболее распространён. Более того, он узаконен и реализуется официально.
Подчеркну, что с других - гуманистических, субъектно-деятельностных,
человекосообразных позиций, соотношение между требованиями и результатами иное.
Оно определяется тем, что в качестве объекта для требований и результатов
выбирается процесс, а не ученик.
Таким образом, соотношение между требованиями и результатами определяются
выбранной парадигмой. Их я привёл две: 1) командную (я требую, ты выполняешь),
2) субъектно-гуманистичесую (мы все участвуем в образовательном процессе, задаём
к нему требования и получаем результаты).
Теперь о сути того, что называется требованиями и результатами.
Понятие "требование" толкуется многозначно: а) повелительная просьба,
либо правило, требующее строгого выполнения; б) норма, совокупность условий,
которым кто-нибудь должен или что-нибудь должно соответствовать; в) внутренние
потребности, запросы человека; г) официальная просьба об удовлетворении
какой-нибудь потребности. (Толковый словарь Ушакова).
Мы видим, что здесь требование может иметь разных авторов и адресатов, например,
начальник может требовать от подчинённого, но и подчинённый может требовать
что-либо от начальника, от себя, от других.
Что такое требования к образовательному процессу? Это требования к его целям,
содержанию, условиям и т.п.
Требование по отношению к образовательному процессу и деятельности может
возникать как извне, например, со стороны учителя, государства, так и изнутри
самого субъекта образования - ученика. Он вполне может быть источником
требований. Если требования внутренние не совпадают с внешними, возможна
проблема, противоречие. Вспомним фразу Геккельбери Финна: "Я не позволю, чтобы
хождение в школу мешало моему образованию".
Форма задания требований бывает различна. Например, требование может
содержать описание точно сформулированной совокупности необходимых характеристик
от ожидаемого продукта.
Требования необходимы всем участникам образовательного процесса:
• разработчикам стандартов, БУПов требования нужны, чтобы реализовать все
функции, которые ожидается увидеть в продукте;
• рецензенты и эксперты будут использовать требования, чтобы проверить,
действительно ли делается именно то, что было задано;
• авторы учебников будут использовать требования при написании своих материалов;
• для финансистов на основе требований будет определяться трудоемкость, сроки и
стоимость работы.
Результат (от латин. resultatus - отраженный) - конечный итог,
следствие, завершающее собой какие-нибудь действия, явления, развитие
чего-нибудь. (Толковый словарь Ушакова).
Требования не обязательно и далеко не всегда совпадают с результатами. Пример
- знаменитая фраза Черномырдина "Хотели как лучше (требования), а получилось как
всегда (результаты)". Расхождения есть всегда, и это не обязательно должно
оцениваться отрицательно. Например, ученик может достичь гораздо больших и
полезных результатов в образовании, чем ему предписывается «сверху», и это
нельзя игнорировать, ссылаясь на «минимум» федеральных требований.
Эффективность требований определяется корректностью формулировок, их
задокументированностью, ориентацией на конкретные сроки и продукты деятельности.
Подведу некоторые итоги.
1. Соотношение между требованиями и результатами всегда решается на основании
выбранной педагогической парадигмы.
2. В человекосообразной субъектно-деятельностной парадигме объектом
требований и ожидаемым результатом выступает образовательный процесс.
3. Каждый субъект образования может и должен сформулировать свои требования к
образовательному процессу, в том числе и к тем элементам собственной
деятельности, которую осуществляет субъект.
4. Каждый субъект образования может и должен учитывать и другие требования к
образовательному процессу, обеспечивать гармонию их сочетаемости и
взаимодействия.
5. Образовательные стандарты должны содержать требования к деятельности всех
основных субъектов образования. А также - задавать требования к самому выявлению
образовательных требований. Например, в стандартах должны быть не требования
ученика к его образованию, а требования к процессу конструирования учениками
таких требований.
6. Проверка соответствия требований результатам осуществляется для каждой
группы субъектов образования, а не только для федерального уровня
образовательных стандартов.
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования
---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Чем требования отличаются от результатов? О методологии
проектирования образовательных стандартов и базисного учебного плана [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.03.2010 г. – http://khutorskoy.ru/be/2010/0304/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|