Как решать любые задачи
20.10.2008 г.
Можно ли на школьных задачах научиться решать жизненные
задачи
В школьной математике, физике и не только решается огромное
количество задач. Вроде бы понятно, что делается это не только для того, чтобы
подготовить учеников к деятельности в этих научных направлениях. Да этого и
невозможно. Подавляющее большинство школьных задач имеют мало общего с реальными
задачами, которые решаются профессионалами - специалистами соответствующих
областей. Трудно представить, что современные физики решают задачи про воду,
наливающуюся из одних труб и выливающуюся в другие. Или математики занимаются, в
основном, решением квадратных уравнений. Да и нет у общеобразовательной школы
задачи готовить физиков, математиком и т.п., это задача профессиональных учебных
заведений У школы же есть задача общего, т.е. универсального образования.
Такого, которое с помощью учебных предметов поможет ученикам жить в целом.
Если принять универсализм школьного обучения за основу, то
общеобразовательный смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы
научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится
решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с
друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли
добавить в суп при его готовке и т.п.
Тогда цель решения предметных задач - обучить детей
универсальным подходам к решению любых задач. Но тогда именно это и надо
проверять в качестве результата обучения. И на контрольных работах по математике
или физике оценивать не только, а может быть и не столько, правильность ответа,
но и оптимальность выбранного для решения подхода, наличие необходимых этапов в
решении, степень понимания условия и т.п. К сожалению, такие моменты часто не
акцентируются ни учителем, ни его учениками. Предметная доминанта преобладает
над метапредметной. В результате ученик не понимает, зачем ему нужно всё это
решать. И остаётся только один ответ - чтобы сдать.
На мой взгляд, необходимо изменить сложившуюся ситуацию и
обучать универсальным механизмам решения задач, усвоение этих механизмов
проверять и оценивать.
В качестве примера предлагаю одну из последовательностей
решения задач, которая претендует на универсальность, т.е. служит задачам не
математического или физического, а жизненного образования.
Как решать любые задачи
1. Познакомиться с условием задачи, либо сформулировать его
самому. Разобраться и принять условие. Выяснить значение всех ключевых
понятий, которые имеются в этом условии.
2. Ответить на вопрос "Что есть?" Т.е. перечислить
всё, что фигурирует в условии качестве объектов: автомобиль, лыжник, пешеход,
материальная точка, гора, функция и т.п.
3. Ответить на вопрос "Что происходит?" Т.е выяснить
имеющиеся процессы, например: автомобиль едет из одного города в другой, лыжник
скатывается равноускоренно, гора просто стоит и т.п.
4. Что известно в условии задачи о пп. 2 и 3, т.е какова
скорость автомобиля, какой путь проехал лыжник, какова плотность горы.
5. Что требуется. Не всегда этот вопрос сформулирован
в условии явно. Нужно это назвать.
6. Определить, какая область описывает (объясняет) то,
что изложено в условии. Например: кинематика равноускоренного движения, принципы
подобия треугольников.
7. Что из этой области подходит для описания объектов,
явлений и процессов, фигурирующих в условии, какие формулы, закономерности,
законы.
8. Изобразить задачу визуально. Визуализация может
быть с помощью рисунка, графика, чертежа, образа. Можно подключить эмпатию -
вжиться в условие задачи или в её объекты и процессы для более полного их
представления.
9. Описать объекты, явления и процессы с помощью известных
формул, моделей, построений. Выделить известные и неизвестные параметры.
Предпринять попытки применения известных знаний для решения задачи.
Спродуцировать самые разные, в том числе и "безумные" догадки, версии,
предположения, направленные на решение задачи.
10. Реализовать догадки, способы, подходы, которые
были получены на предыдущем этапе.
11. Технологично, грамотно и скурпулёзно обсчитать
придуманные подходы. Получить результат.
12. Соотнести результат с ожиданием, с условием
задачи, с тем, что требовалось. Выполнить проверку решения. Сделать рефлексивный
анализ выполненного пути. Сформулировать результаты решения задачи и способы,
которыми они получены.
Я думаю, что перечисленные 12 этапов могут охватить
значительное число решаемых в школе задач, и главное - они учат универсализму
решения любых задач, в том числе и жизненных.
Аналогичным образом можно (нужно!) отнестись и другим
традиционным учебным деятельностям, попытавшись найти в них те универсы (в
пределе - компетенции), через которые школьные учебные предметы внесут вклад
именно в общее образование ученика, а не только в предметное.
А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|